Вопрос Понятие о методах и приемах обучения. Классификация и характеристика методов обучения (на выбор)

Общее понятие о методах обучения

Метод (от греч. metodos) означает способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни, прием, способ или образ действия; путь продвижения к истине.

В педагогике имеется множество определений понятия «метод обучения. К ним можно отнести следующие: «методы обучения — это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленные на решение комплекса задач учебного процесса» (Ю.К. Бабанский); «под методами понимают совокупность путей и способов достижения целей, решения задач образования» (И.П. Подласый); «метод обучения — это опробованная и систематически функционирующая структура деятельности учителей и учащихся, сознательно реализуемая с целью осуществления запрограммированных изменений в личности учащихся» (В. Оконь). Методу обучения можно дать и такое определение: это способ упорядоченной деятельности субъекта и объекта учебного процесса, направленный на достижение поставленных целей обучения, развития, воспитания. Уже в этих определениях метод выступает как многомерное явление, как сердцевина учебного процесса. Он выступает механизмом реализации поставленных целей, во многом определяет конечные результаты учебного процесса.

Методы лежат в основе всего учебного процесса. Поставленные цели достигаются через правильно выбранный путь, соотнесенные с ним формы и средства достижения цели. Изменение целей всегда влечет за собой и изменение методов обучения. В методах обучения можно выделить методы преподавания (деятельность педагога) и методы учения (деятельность учащихся по овладению знаниями). Разнообразие видов деятельности учителей и учащихся приводит дидактов к разному толкованию этого понятия и на этой основе побуждает выделять разное количество методов обучения, давать им соответствующую терминологию. И тем не менее большинство авторов имеют точку зрения, согласно которой метод обучения — это способ организации учебно-познавательной деятельности.

В методе обучения находят, таким образом, воплощение особенности работы по достижению цели в соответствии с дидактическими закономерностями, принципами и правилами, содержанием и формами учебной работы, а так же способами обучающей работы педагога и учебной работы детей, обусловленные личностными и профессиональными свойствами и качествами педагога, совокупностью различных особенностей учащихся и условиями протекания учебного процесса. Соотношение двух составляющих метода позволяет рассматривать его как развивающуюся педагогическую категорию, обладающую неограниченными возможностями совершенствования. В то же время есть определенные суждения, согласно которым: 1) метод— объективно возникшая субстанция; 2) метод — личное творчество педагога, его детище, его педагогический шедевр. Такая полярность суждений все же позволяет диалектически подойти к высокой оценке личного мастерства и искусства педагога в развитии методов обучения. Этого мнения придерживаются М.И. Махмутов, Б.Т. Лихачев, Т.А. Ильина, И.Ф. Харламов и другие педагоги.

Прием обучения. Анализируя определения понятия из разных педагогичных источников, прием обучения можно сформулировать так: это составная часть метода, единичное действие, конкретный способ, частное понятие по отношению к общему понятию “метод”. Одни и те же приемы могут входить в состав разных методов обучения. Или один и тот же метод может включать разные приемы, исходя из уровня мастерства педагога. К ним можно отнести: показ учителя, сообщение плана работы, прием записей учащихся базовых понятий, прием сравнения и т.п. Приемы используются в целях активизации восприятия детьми учебного материала, углубления познания, стимулирования познавательной деятельности.

Приемы обеспечивают решение задачи, выполняемой тем или иным методом. В обучении имеют место возможные переходы методов в приемы и нооборот (метод в прием, прием в метод), вызванные спецификой обучения.

История развития методов обучения получила свое начало в древности, в первобытном обществе. Обучение детей проходило в процессе практической жизни взрослых. Оно совершалось через практику, наглядность, слово. Подражая взрослым, наблюдая и повторяя действия взрослых (делай, как я), совершенствуя их, дети приобретали свой опыт жизни. Так, первым среди исторически обусловленных методов можно назвать метод подражания. Дальнейшее развитие человеческого общества и потребность в совершенствовании обучения стали причиной и условием развития словесных методов. Усложнение передаваемой информации вызвало к жизни наглядные методы и методы, обеспечивающие практическое усвоение знаний. В простейших вариантах эти методы использовали первобытные охотники. (На песке или глине почти в натуральных масштабах изображали сцены предстоящей охоты. Молодые охотники упражнялись в отработке необходимых навыков и умений, способов охоты: метали копья, окружали животное, согласовывали действия).

Несмотря на свои возможности, отдельные группы методов не могли обеспечить достижения все более высоких целей обучения. Возникали потребности их комплексного применения, что и повлекло за собой необходимость как в теории, так и в педагогической практике проанализировать, сгруппировать, систематизировать и классифицировать их.

В последующие периоды социального развития величайшим изобретением человечества стала книга, а в наши дни — видеотехника и компьютерные системы. Они тоже являются самостоятельными и многоаспектными методами обучения. Следует отметить, что книгу и видеоматериалы можно рассматривать и как источники информации.

Классификация методов обучения Одной из острых проблем современной дидактики является проблемаклассификации методов обучения. В настоящее время нет единой точки зренияпо этому вопросу. В связи с тем, что разные авторы в основу подразделенияметодов обучения на группы и подгруппы кладут разные признаки, существуетряд классификаций. Наиболее ранней классификацией является деление методов обучения наметоды работы учителя (рассказ, объяснение, беседа) и методы работыучащихся (упражнения, самостоятельная работа). Распространенной является классификация методов обучения поисточнику получения знаний. В соответствии с таким подходом выделяют: а) словесные методы (источником знания является устное или печатное слово); б) наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия); в) практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия). Более подробно остановимся на этой классификации. Словесные методы. Словесные методы занимают ведущее место в системеметодов обучения. Были периоды, когда они являлись почти единственнымспособом передачи знаний. Прогрессивные педагоги ( Я.А. Коменский, К.Д.Ушинский и др. ( выступали против абсолютизации их значения, доказывалинеобходимость дополнения их наглядными и практическими методами. Внастоящее время нередко называют их устаревшими, “неактивными”. К оценкеэтой группы методов надо подходить объективно. Словесные методы позволяют вкратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить передобучаемыми проблемы и указать пути их решения. С помощью слова учительможет вызвать в сознании детей яркие картины прошлого, настоящего ибудущего человечества. Слово активизирует воображение, память, чувстваучащихся. Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ,объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой. Рассказ. Метод рассказа предполагает устное повествовательноеизложение содержания учебного материала. Этот метод применяется на всехэтапах школьного обучения. Меняется лишь характер рассказа, его объем,продолжительность. К рассказу, как методу изложения новых знаний, обычно предъявляетсяряд педагогических требований: - рассказ должен обеспечивать идейно-нравственную направленностьпреподавания; - содержать только достоверные и научно проверенные факты; - включать достаточное количество ярких и убедительных примеров,фактов, доказывающих правильность выдвигаемых положений; - иметь четкую логику изложения; - быть эмоциональным; - излагаться простым и доступным языком; - отражать элементы личной оценки и отношения учителя к излагаемымфактам, событиям. Объяснение. Под объяснением следует понимать словесное истолкованиезакономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельныхпонятий, явлений. Объяснение ( это монологическая форма изложения. К объяснению чащевсего прибегают при изучении теоретического материала различных наук,решении химических, физических, математических задач, теорем; при раскрытиикоренных причин и следствий в явлениях природы и общественной жизни. Использование метода объяснения требует: - точного и четкого формулирования задачи, сути проблемы, вопроса; - последовательного раскрытия причинно-следственных связей,аргументации и доказательств; - использования сравнения, сопоставления, аналогии; - привлечения ярких примеров; - безукоризненной логики изложения. Объяснение как метод обучения широко используется в работе с детьмиразных возрастных групп. Однако в среднем и старшем школьном возрасте, всвязи с усложнением учебного материала и возрастающими интеллектуальнымивозможностями учащихся, использование этого метода становится болеенеобходимым, чем в работе с младшими школьниками. Беседа. Беседа ( диалогический метод обучения, при котором учительпутем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников кпониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного. Беседа относится к наиболее старым методам дидактической работы. Еемастерски использовал Сократ, от имени которого и произошло понятие“сократическая беседа”. В зависимости от конкретных задач, содержание учебного материала,уровня творческой познавательной деятельности учащихся, места беседы вдидактическом процессе выделяют различные виды бесед. Широкое распространение имеет эвристическая беседа (от слова“эврика” ( нахожу, открываю). В ходе эвристической беседы учитель, опираясьна имеющиеся у учащихся знания и практический опыт, подводит их к пониманиюи усвоению новых знаний, формулированию правил и выводов. Для сообщения новых знаний используются сообщающие беседы. Еслибеседа предшествует изучению нового материала, ее называют вводной иливступительной. Цель такой беседы состоит в том, чтобы вызвать у учащихсясостояние готовности к познанию нового. Закрепляющие беседы применяютсяпосле изучения нового материала. В ходе беседы вопросы могут быть адресованы одному ученику(индивидуальная беседа) или учащимися всего класса (фронтальная беседа). Одной из разновидностей беседы является собеседование. Оно можетпроводиться как с классом в целом, так и с отдельными группами учеников.Особенно полезно организовывать собеседование в старших классах, когдаученики проявляют больше самостоятельности в суждениях, могут ставитьпроблемные вопросы, высказывать свое мнение по тем или иным темам,поставленным учителем на обсуждение. Успех проведения бесед во многом зависит от правильности постановкивопросов. Вопросы задаются учителем всему классу, чтобы все учащиесяготовились к ответу. Вопросы должны быть краткими, четкими, содержательными,сформулированными так, чтобы будили мысль ученика. Не следует ставитьдвойных, подсказывающих вопросов или наталкивающих на угадывание ответа. Неследует формулировать альтернативных вопросов, требующих однозначныхответов типа “да” или “нет”. В целом, метод беседы имеет следующее преимущество: - активизирует учащихся; - развивает их память и речь; - делает открытыми знания учащихся; - имеет большую воспитательную силу; - является хорошим диагностическим средством. Недостатки метода беседы: - требует много времени; - содержит элемент риска (школьник может дать неправильный ответ,который воспринимается другими учащимися и фиксируется в их памяти); - необходим запас знаний. Дискуссия. Дискуссия как метод обучения основан на обмене взглядамипо определенной проблеме, причем эти взгляды отражают собственное мнениеучастников или опираются на мнения других лиц. Этот метод целесообразноиспользовать в том случае, когда учащиеся обладают значительной степеньюзрелости и самостоятельности мышления, умеют аргументировать, доказывать иобосновывать свою точку зрения. Хорошо проведенная дискуссия имеет большуюобучающую и воспитательную ценность: учит более глубокому пониманиюпроблемы, умению защищать свою позицию, считаться с мнениями других. Лекция. Лекция ( монологический способ изложения объемногоматериала. Используется, как правило, в старших классах и занимает весь илипочти весь урок. Преимущество лекции заключается в возможности обеспечитьзаконченность и целостность восприятия школьниками учебного материала в егологических опосредованиях и взаимосвязях по теме в целом. Актуальностьиспользования лекции в современных условиях возрастает в связи вприменением блочного изучения нового учебного материала по темам иликрупным разделам. Школьная лекция может применяться также при повторении пройденногоматериала. Такие лекции называются обзорными. Проводятся они по одной илинескольким темам для обобщения и систематизации изученного материала. Применение лекции как метода обучения в условиях современной школыпозволяет значительно активизировать познавательную деятельность учащихся,вовлекать их в самостоятельные поиски дополнительной научной информации длярешения проблемных учебно-познавательных задач, выполнения тематическихзаданий, проведения самостоятельных опытов и экспериментов, граничащих сисследовательской деятельностью. Именно этим объясняется тот факт, что встарших классах удельный вес лекции в последнее время стал возрастать. Работа с учебником и книгой ( важнейший метод обучения. В начальныхклассах работа с книгой осуществляется главным образом на уроках подруководством учителя. В дальнейшем школьники все больше учатся работать скнигой самостоятельно. Существует ряд приемов самостоятельной работы спечатными источниками. Основные из них: - Конспектирование ( краткое изложение, краткая запись содержанияпрочитанного. Конспектирование ведется от первого (от себя) или от третьеголица. Конспектирование от первого лица лучше развивает самостоятельностьмышления. - Составление плана текста. План может быть простой и сложный. Длясоставления плана необходимо после прочтения текста разбить его на части иозаглавить каждую часть. - Тезирование ( краткое изложение основных мыслей прочтенного. - Цитирование ( дословная выдержка из текста. Обязательноуказываются выходные данные (автор, название работы, место издания,издательство, год издания, страница). - Аннотирование ( краткое свернутое изложение содержанияпрочитанного без потери существенного смысла. - Рецензирование ( написание краткого отзыва с выражением своегоотношения о прочитанном. - Составление справки ( сведений о чем-нибудь, полученных послепоисков. Справки бывают статические, биографические, терминологические,географические и т.д. - Составление формально-логической модели ( словесно-схематическогоизображения прочитанного. - Составление тематического тезауруса ( упорядоченного комплексабазовых понятий по разделу, теме. - Составление матрицы идей ( сравнительных характеристик однородныхпредметов, явлений в трудах разных авторов. Таковы краткие характеристики основных видов словесных методовобучения. Вторую группу по этой классификации составляют наглядные методыобучения. Наглядные методы. Под наглядными методами обучения понимаются такиеметоды, при которых усвоение учебного материала находится в существеннойзависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия итехнических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи сословесными и практическими методами обучения. Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большиегруппы: метод иллюстраций и метод демонстраций. метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративныхпособий: плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске и пр. Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов,технических установок, кинофильмов, диафильмов и др. Такое подразделение средств наглядности на иллюстративные идемонстрационные является условным. Оно не исключает возможности отнесенияотдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так идемонстрационных. (Например, показ иллюстраций через эпидиаскоп иликодоскоп). Внедрение новых технических средств в учебный процесс(телевидения, видеомагнитофонов, компьютеров) расширяет возможностинаглядных методов обучения. При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдатьряд условий: а) применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся; б) наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следуетпостепенно и только в соответствующий момент урока; в) наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы всеучащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет; г) необходимо четко выделять главное, существенное при показеиллюстраций; д) детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрацииявлений; е) демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована ссодержанием материала; ж) привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации внаглядном пособии или демонстрационном устройстве. Практические методы. Практические методы обучения основаны напрактической деятельности учащихся. Этими методами формируют практическиеумения и навыки. К практическим методам относятся упражнения, лабораторныеи практические работы. Упражнения. Под упражнениями понимают повторное (многократное)выполнение умственного или практического действия с целью овладения им илиповышения его качества. Упражнения применяются при изучении всех предметови на различных этапах учебного процесса. Характер и методика упражненийзависит от особенностей учебного предмета, конкретного материала,изучаемого вопроса и возраста учащихся. Упражнения по своему характеру подразделяются на устные, письменные,графические и учебно-трудовые. При выполнении каждого из них учащиесясовершают умственную и практическую работу. По степени самостоятельности учащихся при выполнении упражненийвыделяют: а) упражнения по воспроизведению известного с целью закрепления (воспроизводящие упражнения; б) упражнения по применению знаний в новых условиях ( тренировочныеупражнения; Если при выполнении действий ученик про себя или вслухпроговаривает, комментирует предстоящие операции, такие упражнения называюткомментированными. Комментирование действий помогает учителю обнаруживатьтипичные ошибки, вносить коррективы в действия учеников. Рассмотрим особенности применения упражнений. Устные упражнения способствуют развитию логического мышления,памяти, речи и внимания учащихся. Они отличаются динамичностью, не требуютзатрат времени на ведение записей. Письменные упражнения используются для закрепления знаний ивыработки умений в их применении. Использование их способствует развитиюлогического мышления, культуры письменной речи, самостоятельности в работе.Письменные упражнения могут сочетаться с устными и графическими. К графическим упражнениям относятся работы учащихся по составлениюсхем, чертежей, графиков, технологических карт, изготовление альбомов,плакатов, стендов, выполнение зарисовок при проведении лабораторно-практических работ, экскурсий и т.д. Графические упражнения выполняются обычно одновременно с письменнымии решают единые учебные задачи. Применение их помогает учащимся лучшевоспринимать, осмысливать и запоминать учебный материал, способствуетразвитию пространственного воображения. Графические работы в зависимости отстепени самостоятельности учащихся при их выполнении могут носитьвоспроизводящий, тренировочный или творческий характер. К учебно-трудовым упражнениям относятся практические работыучащихся, имеющие производственно-трудовую направленность. Целью этихупражнений является применение теоретических знаний учащихся в трудовойдеятельности. Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию учащихся. Упражнения являются эффективными только при соблюдении рядатребований к ним: сознательный подход учащихся к их выполнению; соблюдениедидактической последовательности в выполнении упражнений ( сначалаупражнения по заучиванию и запоминанию учебного материала, затем ( навоспроизведение ( применение ранее усвоенного ( на самостоятельный переносизученного в нестандартные ситуации ( на творческое применение, с помощьюкоторого обеспечивается включение нового материала в систему уже усвоенныхзнаний, умений и навыков. Крайне необходимы и проблемно-поисковыеупражнения, которые формируют у учащихся способность к догадке, интуицию. Лабораторные работы ( это проведение учащимися по заданию учителяопытов с использованием приборов, применением инструментов и другихтехнических приспособлений, т.е. это изучение учащимися каких-либо явленийс помощью специального оборудования. Проводятся лабораторные работы в иллюстративном илиисследовательском плане. Разновидностью исследовательских лабораторных работ могут бытьдлительные наблюдения учащихся за отдельными явлениями, как-то: над ростомрастений и развитием животных, над погодой, ветром, облачностью, поведениемрек и озер в зависимости от погоды и т.п. В некоторых школах практикуются впорядке лабораторной работы поручения школьникам сбора и пополненияэкспонатами местных краеведческих музеев или школьных музеев, изучениефольклора своего края и др. В любом случае учитель составляет инструкцию, аученики записывают результаты работы в виде отчетов, числовых показателей,графиков, схем, таблиц. Лабораторная работа может быть частью урока,занимать урок и более.
 
 

Наши рекомендации