Активность личности. Связь личности с деятельностью

Тема Теория личности

1.Соотношение понятий "человек", "индивид", "личность" "индивидуальность".

2.Психологическая структура личности: соотношение биологического и социального

3. Активность личности. Связь личности с деятельностью

.

1. Соотношение понятий "человек", "индивид", "личность" "индивидуальность". Общее и индивидуальное в психике человека. Проблема личности в отечественной и зарубежной психологии

Человек - с одной стороны существо биологическое, животное, наделенное сознанием, обладающее речью, способностью трудиться; с другой стороны человек - существо общественное, ему необходимо общаться и взаимодействовать с другими людьми. Человек осознаёт себя человеком, если он видит в других людях человека.

Личность - это тот же человек, но рассматриваемый только как общественное существо, продукт общественного развития. Говоря о личности, мы отвлекаемся от биологической природной его стороны. Не всякий человек является личностью.

Индивидуальность - это личность конкретного человека как неповторимое сочетание своеобразных психических особенностей.

Индивид - человек как единица общества.

(В современной науке бытует 2 мнения прим. АРС)

Первое психика человека биологически обусловлена, что все стороны личности являются врожденными. Например: характер, способности наследуются как цвет глаз, волос.

Второе каждый человек всегда находится в определенных отношениях с другими людьми. Эти общественные отношения и формируют человеческую личность, т.е. человек усваивает принятые в данном обществе правила поведения, обычаи, нравственные нормы.

Но и природные биологические особенности совершенно необходимы для психического развития человека. Ведь Необходимы человеческий мозг и нервная система, чтобы на этой основе стало возможно формирование психических особенностей человека.

Развиваясь вне человеческого общества, существо, обладающее человеческим мозгом, никогда не станет даже подобием личности.

Большинство психологов полагает, что человек личностью не рождается, а становится. Однако в современной психологии нет единой теории формирования и развития личности.

биогенетический подход развития личности – считает основой развития личности биологические процессы созревания организма,

социогенетический подход развития личности - структуру общества, способы социализации, взаимоотношения с окружающими и т.д.

психогенетический - не отрицая ни биологических, ни социальных факторов, выдвигает на первый план развитие собственно психических явлений.

Характер - это:

¾ совокупность основных, отличительных свойства человека, проявляющихся в особенностях его поведения и отношения к окружающей действительности;

¾ целостное образование личности, определяющее особенности его деятельности и поведения.

Способности - психическое свойство личности, являющееся условием успешного выполнения определенных видов деятельности.

Активность личности. Связь личности с деятельностью

Формирование и развитие личности.

Основной источник активности личности - это потребности.

Все стороны личности проявляются в деятельности, и именно потребности заставляют действовать человека.

Потребность - это побуждение к деятельности, которая осознается и переживается человеком, как нужда в чем-то, или недостаток чего-либо.

Потребности бывают:

¾ Естественные (природные) - непосредственно обеспечивают существование человека в пище, одежде, отдыхе, жилище и т.д. Это биологические потребности, но они отличаются от потребностей животных, Способ их удовлетворения у человека носит общественный характер.

¾ Духовные или социальные потребности (чисто человеческие). Это потребность в; словесном общении с другими людьми, в знаниях культуры (чтение книг, посещение театров, музыка и т.д.).

¾ Очень важное значение имеет потребность в труде.

Уровень развития потребностей влияет на уровень развития личности.

Нормальное состояние человека (если только он не спит) - активное, деятельное.

Активность бывает:

Внешней (движение, мышечные усилия).

Внутренней (психическая активность), которая наблюдается даже у неподвижного человека, когда он размышляет, читает, что-то вспоминает и т.д.

Деятельность - активность человека направленная на удовлетворение его собственных потребностей, а также требований к нему со стороны общества и государства.

Без деятельности невозможна человеческая жизнь:

В процессе деятельности человек познает окружающий мир.

Создает материальные условия жизни для себя - жилище, одежду, пищу.

В процессе деятельности создаются духовные продукты: наука, литература, живопись, музыка.

Своей деятельностью человек изменяет окружающий мир.

Деятельность человека формирует и изменяет его самого.

Для всякой деятельности необходимы психические процессы:

¾ Внимание.

¾ Память.

¾ Мышление.

¾ Воображение.

С другой стороны все эти психические процессы формируются и развиваются в деятельности, такова взаимосвязь психических процессов и деятельности.

Различают три основных вида деятельности:

¾ Учебную.

¾ Трудовую.

¾ Игровую.

Они отличаются друг от друга по:

¾ Результатам.

¾ Мотивам.

¾ Организациям.

¾

Труд - основной вид деятельности и его результатом является создание общественно-полезного продукта (заводская и с/х продукция, написанная книга, музыка и т.д.)

Творческая деятельность - ее результатом является создание нового оригинального продукта высокой общественной ценности (техническое изобретение, создание нового музыкального или художественного произведения, выведение новых сортов и т.д.)

Она требует наличия способностей, глубоких знаний, большого интереса к делу, но главным образом - напряженный труд, настойчивость и упорство в преодолении препятствий.

Ошибочно мнение, что талантливому человеку все достается без труда. Наоборот многие талантливые люди подчеркивали, что дело не столько в способностях, сколько в труде (Чайковский, Толстой, Репин и др.).

"Вдохновение - это такая гостья, которая не любит посещать ленивых". Чайковский

Учение - деятельность, направленная на приобретение знаний, умений, и навыков, необходимых для широкого образования и последующей трудовой деятельности.

Учение дает полезный продукт лишь на производственной практике, при обучении профессии.

Игра не дает общественно значимого продукта.

Различны и мотивы этих видов деятельности:

¾ Мотивом труда является осознание общественной необходимости.

¾ Игра мотивированна интересом.

¾ Различны и организация этих видов деятельности.

Труд и учение осуществляются в специально организованной форме, т.е. в определенное время и в определенном месте.

Игра связана со свободной организацией, ребенок играет в отведенное для этого время как хочет и сколько хочет.

Человеку почти в любом возрасте свойственны все три вида деятельности, но в разные периоды жизни они имеют разное значение.

С точки зрения структуры различают цели и мотивы деятельности:

Цель - то ради чего действует человек.

Мотив - то почему, он так действует.

Составную часть или отдельный акт деятельности называют действием. Они состоят из движений:

Наши рекомендации