Связь эмоций с потребностями и деятельностью, со всеми компонентами психического облика личности.

6.4. Эмоциональность как свойство личности, ее основные динамические и содержательные параметры. Проблемы воспитания культуры чувств.

6.5. Характеристика психических состояний.

Основная литература

1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 1998.

2. Маклаков А.Г. Общая психология. Спб., 2005

3. Немов Р.С. Общие основы психологии. Кн.1. - 2000

4. Общая психология/ Сост. Е.Т. Рогов. М., 2002.

5. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. М., 2002

6. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Психологическая антрополгия. М., 1995.

Дополнительная литература.

1. Акимов И. Клименко В. О природе таланта. « О мальчике, который умел летать, или Путь к свободе». М., 1994.

2. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте // Собр.соч. В 6 т. М., 1982. Т.2.

3. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 2-х т. М., 1982. Т.2.

4. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Хрестоматия Часть 1. Отечественные теории учения. М., 1996.

5. Гальперин П.Я. Организация умственной деятельности и эффективность учения // Хрестоматия Часть 1. Отечественные теории учения. М., 1996.

6. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания М.: МГУ, 1974.

7. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию / Пер. с англ. М., 1988.

8. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. М., 1995.

9. Крутецкий В.А. Психология. М., 2000

10. Лук А.Н. Психология творчества. М., 1978.

11. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д. Шадрикова. М., 1990.

12. Рогов Е.И. Эмоции и воля. М., 1999.

13. .Талызина Н.Ф. Теория поэтапного формирования умственных действий // Хрестоматия Часть 1. Отечественные теории учения. М., 2005.

ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 1998.

2. Маклаков А.Г. Общая психология. Спб., 2005

3. Немов Р.С. Общие основы психологии. Кн.1. - 2000

4. Общая психология/ Сост. Е.Т. Рогов. М., 2002.

5. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. М., 2002

6. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Психологическая антропология. М., 1995.

Дополнительная литература

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. СПб.: Питер, 2001. – 272 с.

2. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.

3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., ЧеРо, 2001.

4. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 1998.

5. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., Смысл, 2000

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1999.

7. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии: Учебное пособие по курсу «Введение в психологию». М.: Смысл, 2003.

8. Хрестоматия по общей психологии. Выпуск III. Субъект познания / Отв. ред. В.В. Петухов. М.: Российское психологическое общество, 1998.

9. Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.-сост. Е.Е. Соколова. М.: УМК «Психология», 2005.

10. Общая психология: в 7 Т.: учебник для студентов высших учебных заведений / под ред. Б.С. Братуся. Т.2.: Ощущение и восприятие / А.Н. Гусев. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 416 с.

11. Общая психология: в 7 Т.: учебник для студентов высших учебных заведений / под ред. Б.С. Братуся. Т.3.: Память / В.В. Нуркова – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 320 с.

12. Общая психология: в 7 Т.: учебник для студентов высших учебных заведений / под ред. Б.С. Братуся. Т.4.: Внимание / М.В. Фаликман. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 480 с.

13. Психология ощущений и восприятия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимова. М.: ЧеРо, 2002.

14. Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: ЧеРо, 200

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

(экзамен/зачёт)

1. Психология как наука. Предмет и задачи современной отечественной психологии. Методы, структура, отрасли современной психологии.

2. Психология как самостоятельная экспериментальная наука (70-е г. ХI Х - 10-е г. ХХ )

3. Кризис психологии (30-е г.г. ХХ в.- до наших дней): появление психологических теорий: бихевиоризм, психоанализ ( З. Фрейд).

4. Кризис психологии (30-е г.г. ХХ в.- до наших дней): появление психологических теорий: гештальтпсихология, описательная психология (В. Дильтей).

5. Кризис психологии (30-е г.г. ХХ в.- до наших дней): появление психологических теорий: генетическая эпистемология Ж. Пиаже, культурно-историческая концепция (Л.С. Выготский).

6. Основные современные концепции зарубежной и отечественной психологии: необихевиоризм, неофрейдизм (К. Хорни).

7. Основные современные концепции зарубежной и отечественной психологии: эпигенетическая теория (Э.Эриксон), когнитивная психология

8. Основные современные концепции зарубежной и отечественной психологии: персонология, гуманистическая психология (А. Маслоу, К. Роджерс), психологическая антропология (В.И. Слободчиков).

9. Проблема человека в психологии. Сущность и соотношение понятий человек, индивид, субъект, личность, индивидуальность. Структура индивидуальности (К.К. Платонов, В.С. Мерлин ).

10. Понятие личности в отечественной психологии. Общее понятие о психологической структуре личности. Показатели психического облика личности по схеме С.Л. Рубинштейна.

11. Сущность и составляющие динамической функциональной психологической структуры личности (К.К. Платонов). Сущность и составляющие трехмерной структуры личности А.В. Петровского.

12. Философско-психологический анализ сущности сознания. Сознание и бытие. Гипотеза о происхождении сознания в совместной разделенной деятельности. Сознание и труд. Сознание и деятельность. Методологическая триада «деятельность – сознание – личность» (А.Н. Леонтьев) и ее значение для современной психологии.

13. Психологическая структура сознания: чувственное содержание, значение, смысл (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.П. Зинченко)

14. Самосознание как отражение реального бытия человека. Происхождение и структура самосознания (И.И. Чеснокова, В.С. Мухина, В.В. Столин).

15. Самосознание и рефлексия. Когнитивный, эмоциональный, оценочный, регуляторный аспекты самосознания.

16. Самосознание и Я-концепция. Самооценка и уровень притязаний (Л.В. Бороздина). Динамика самосознания и личности.

17. Жизненный путь личности как составляющая ее психического облика (С.Л. Рубинштейн). Понятие о жизненной стратегии, психологическом образе жизни (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский).

18. Общее понятие о направленности, ее функциях и проявлениях. Проблема типологии направленности. Соотношение понятий «направленность личности» и «направленность деятельности».

19. Общее понятие о потребностях, их функциях и свойствах. Основные виды потребностей и проблемы их классификации (А. Маслоу, Г. Мюррей, К.Г. Юнг, Г. Хекхаузен)

20. Понятие мотива. Мотив как предмет потребности. Функции и основные виды мотивов. Мотив и смысл. Смысловые и мотивационно-смысловые образования в психологической структуре направленности личности (А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, В.Г. Асеев, Ю.М, Орлов, А.Б. Орлов, Б.А. Сосновский). Понятие об иерархии смыслов.

21. Мотив и переживание. Мотив и сознание. Мотив как личностное образование.

22. Соотношение мотива и цели, возможности и феноменология их совпадения. Понятие о задаче, ее связях с целью и мотивом. Иерархия целей и задач в структуре направленности человека.

23. Общее понятие о деятельности и ее психологической структуре (А.Н. Леонтьев). Соотношение понятий активность – деятельность – действие – операция.

24. Понятие об иерархии деятельности человека. Деятельность и поведение. Навыки, умения, привычки в структуре деятельности и личности. Внешняя и внутренняя (психическая) деятельность. Понятие о процессах интериоризации и экстериоризации.

25. Общее понятие об общении и его компонентах (перцептивном, коммуникативном, интеракционном). Взаимоотношения и взаимодействие (В.Н. Мясищев).

26. Основные виды и структура общения. Личностная обусловленность общения. О продуктивном общении (А.А. Бодалев). Проблема типологии общения. Общение и деятельность

27. Способности в психологической структуре личности. Врожденное и приобретенное в структуре способностей. Общая характеристика задатков и способностей. Способность как динамическое понятие (Б.М. Теплов).

28. Общие и специальные способности. Понятие об одаренности, ее видах и особенностях. Понятие о таланте и гениальности.

29. Темперамент в структуре личности. Общая проблема выделения и диагностики темпераментальных свойств личности. Сущность конституциональных концепций темперамента (Э. Кречмер, В. Шелдон). Тип темперамента в концепции свойств и типов нервной системы (школа И.П. Павлова).

30. Общее понятие о характере и его месте в психологической структуре личности. Характер и темперамент. Характер и личность ( К.К. Платонов).

31. Структура и проявление характера. Анализ черт характера, связанных с отношением человека к обществу и людям, труду, к самому себе. Характер, его роль в жизнедеятельности человека.

32. Концепция акцентуаций характера (К. Леонгард) и возможности ее реального использования.

33. Понятие воли. Различные подходы к определению сущности воли в психическом мире человека. Роль В.И. Селиванова в учении о воле. Волевые качества, их характеристика, пути их самовоспитания (В.И. Селиванов, А.И. Высоцкий).

34. Природа волевого действия, структура волевых действий, их анализ. Понятие о мотивационном действии в структуре воли (В.А. Иванников).

35. Сенсорные процессы в психологической структуре личности. Общее понятие об ощущениях и их видах. Чувствительность и е измерение. Динамика чувствительности. Личностная организация ощущений.

36. Перцептивные процессы в структуре деятельности и личности.

37. Восприятие и его основные свойства. Виды восприятий и их характеристика. Восприятие пространства и времени. Иллюзии при восприятии. Роль, место и значение восприятий в познании.

38. Сходство и различие ощущений и восприятий. Личностные особенности восприятий.

39. Сущность, функции, сферы внимания. Внимание как интериоризированная деятельность контроля (П.Я. Гальперин). Виды внимания и их личностная обусловленность. Внимание и направленность человека.

40. Сущность и процессы памяти. Общая характеристика памяти. Типы и виды памяти. Основные закономерности непроизвольной памяти, их личностная обусловленность. Произвольная память и направления ее развития. Виды запоминания и воспроизведения, их характеристика. Закономерности забывания.

41. Понятие о мышлении и этапах его протекания. Мышление и деятельность. Основные операции мышления. Виды мышления и его индивидуальные особенности.

42. Формы мышления. Основные психологические закономерности творческого мышления.

43. Виды, функции и основные процессы воображения. Воображение и творчество. Соотношение мышления и воображения, Личностная обусловленность воображения.

44. Мышление и речь. Язык и речь. Психологические функции речи. Речь как форма поведения и как средство психической деятельности.

45. Характеристика высших чувств. Основные виды речи и варианты их индивидуальных различий.

46. Эмоции в структуре личности. Функции и сущность эмоций. Основные виды эмоций. Связь эмоций с потребностями и деятельностью. Эмоциональность как свойство личности, ее основные динамические и содержательные параметры.

Наши рекомендации