Развитие воспитания, образования и педагогической мысли в истории мировой культуры
Воспитание возникло вместе с появлением человеческого общества и существует на протяжении всей его истории.
Появление воспитания и образования как особых форм человеческой деятельности восходит к эпохе древнейших цивилизаций Ближнего и Дальнего Востока, становление которых принято относить к 5-му тысячелетию до н.э.
Главными центрами обучения и воспитания в древнейших государствах Востока были семья, храмы и государство.
В дальнейшем получили развитие три основных типа школы:
- жреческие школы (создавались при храмах и готовили служителей культа)
- дворцовые школы (предназначались для обучения элиты общества)
- школы писцов и чиновников (нужды административно-хозяйственного управления)
Своеобразием в развитии системы образования выделялись Индия иКитай. Это определялось их национально-историческими традициями и присущим данным регионам Востока менталитетом.
На развитие воспитания, образования и педагогической мысли Древнего Китая наибольшее влияние оказал Конфуций.
В основе его педагогических идей лежала трактовка им вопросов этики иоснов управления государством.
Центральным в его учении был тезис о правильном воспитании как непременном условии процветания государства.
Воспитание и обучение юношества в Греции отражено в поэмах «Илиада» и «Одиссея», авторство которых приписывается легендарному древнегреческому поэту Гомеру. Внимание к воспитанию детей было большим, сложился образ совершенного человека, развитого умственно, нравственно и физически. В воспитательной практике этим идеалом руководствовались как педагогической целью.
Школа и педагогическая мысль в Западной Европе:
С установлением монополии церкви на образование в западной Европе основными типами школ стали:
- приходские
- монастырские
- соборные
Развитие мануфактуры, ремесла и торговли, рост городов обусловили возникновение цеховых игильдейских школ.
Параллельно церковной школьной системе и городским учебным заведениям самостоятельное развитие в эпоху средневековья получила имеющая светский характер рыцарская система воспитания.
Её основу составляли «семь рыцарских добродетелей»:
- верховая езда
- плавание
- владение копьем
- фехтование
- охота
- игра в шахматы
- стихосложение или игра на музыкальных инструментах
Во второй половине эпохи средневековья (ХII–ХIIIвв.) возросла потребность в повышении уровня образования.
К этому времени относится возникновение первых университетов: Парижский, Оксфордский, Кембриджский, Пражский, Краковский и др.
Традиционными факультетами средневековых университетов являлись:
- артистический
- богословский
- юридический
- медицинский
Социализация как контекст социального воспитания: стадии, факторы, агенты, средства, механизмы
Социализация – это процесс усвоения и дальнейшего развития культурных норм и социального опыта.
Стадии социализации:
· начальный (социализация ребенка, преимущественно в семье)
· средний (обучение в школе)
· завершающий (социализация взрослого человека, осваивающего новые роли)
Факторы социализации:
1) макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, государство)
2) мезофакторы (регион, село, город, поселок)
3) микрофакторы (семья, группы сверстников, микросоциум)
Агенты социализации – это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и социальным ценностям.
Механизмы социализации по П. А. Сорокину:
1) имитация
2) идентификация (осознание принадлежности к той или иной общности)
3) стыд (индивидуальный контроль)
4) вина (социальный контроль)
Средства социализации:
- язык (основной инструмент социализации)
- ценности (идеальные представления и принципы)
- нормы (усвоенный личностью образ поведения и общения)
- навыки и умения (образцы деятельности)
Социальное воспитание как совокупность организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи
24. Принципы, содержание, методика социального воспитания в воспитательных организациях (быта, жизнедеятельности и взаимодействия индивидуальных и групповых субъектов)
Социальное воспитание ‒ это система целенаправленного влияния общества на ценности, отношения и смыслы жизни отдельного человека.
Принципы социального воспитания:
- принцип вариативности (многообразие и мобильность интересов личности)
- коллективности (социальное воспитание осуществляется в различного типа)
- центрации на развитии личности
- диалогичности (воспитание как субъект-субъектный процесс)
Содержание социального воспитания:
1) отношение к политике государства
2) понимание хода и перспектив мирового развития
3) нетерпимость к национальной и расовой неприязни
4) труд на общее и личное благо
5) забота о сохранении и умножении общественного достояния, бережливость, охрана природы
6) демократизм, взаимопомощь, гуманность
7) высокое сознание общественного долга
Методы социального воспитания: