Развитие воспитания, образования и педагогической мысли в истории мировой культуры

Воспитание возникло вместе с появлением человеческого общества и существует на протяжении всей его истории.

Появление воспитания и образования как особых форм человеческой деятельности восходит к эпохе древнейших цивилизаций Ближнего и Дальнего Востока, становление которых принято относить к 5-му тысячелетию до н.э.

Главными центрами обучения и воспитания в древнейших государствах Востока были семья, храмы и государство.

В дальнейшем получили развитие три основных типа школы:

  • жреческие школы (создавались при храмах и готовили служителей культа)
  • дворцовые школы (предназначались для обучения элиты общества)
  • школы писцов и чиновников (нужды административно-хозяйственного управления)

Своеобразием в развитии системы образования выделялись Индия иКитай. Это определялось их национально-историческими традициями и присущим данным регионам Востока менталитетом.

На развитие воспитания, образования и педагогической мысли Древнего Китая наибольшее влияние оказал Конфуций.

В основе его педагогических идей лежала трактовка им вопросов этики иоснов управления государством.

Центральным в его учении был тезис о правильном воспитании как непременном условии процветания государства.

Воспитание и обучение юношества в Греции отражено в поэмах «Илиада» и «Одиссея», авторство которых приписывается легендарному древнегреческому поэту Гомеру. Внимание к воспитанию детей было большим, сложился образ совершенного человека, развитого умственно, нравственно и физически. В воспитательной практике этим идеалом руководствовались как педагогической целью.

Школа и педагогическая мысль в Западной Европе:

С установлением монополии церкви на образование в западной Европе основными типами школ стали:

  • приходские
  • монастырские
  • соборные

Развитие мануфактуры, ремесла и торговли, рост городов обусловили возникновение цеховых игильдейских школ.

Параллельно церковной школьной системе и городским учебным заведениям самостоятельное развитие в эпоху средневековья получила имеющая светский характер рыцарская система воспитания.

Её основу составляли «семь рыцарских добродетелей»:

  • верховая езда
  • плавание
  • владение копьем
  • фехтование
  • охота
  • игра в шахматы
  • стихосложение или игра на музыкальных инструментах

Во второй половине эпохи средневековья (ХII–ХIIIвв.) возросла потребность в повышении уровня образования.

К этому времени относится возникновение первых университетов: Парижский, Оксфордский, Кембриджский, Пражский, Краковский и др.

Традиционными факультетами средневековых университетов являлись:

  • артистический
  • богословский
  • юридический
  • медицинский

Социализация как контекст социального воспитания: стадии, факторы, агенты, средства, механизмы

Социализация – это процесс усвоения и дальнейшего развития культурных норм и социального опыта.

Стадии социализации:

· начальный (социализация ребенка, преимущественно в семье)

· средний (обучение в школе)

· завершающий (социализация взрослого человека, осваивающего новые роли)

Факторы социализации:

1) макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, государство)

2) мезофакторы (регион, село, город, поселок)

3) микрофакторы (семья, группы сверстников, микросоциум)

Агенты социализации – это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и социальным ценностям.

Механизмы социализации по П. А. Сорокину:

1) имитация

2) идентификация (осознание принадлежности к той или иной общности)

3) стыд (индивидуальный контроль)

4) вина (социальный контроль)

Средства социализации:

  • язык (основной инструмент социализации)
  • ценности (идеальные представления и принципы)
  • нормы (усвоенный личностью образ поведения и общения)
  • навыки и умения (образцы деятельности)

Социальное воспитание как совокупность организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи

24. Принципы, содержание, методика социального воспитания в воспитательных организациях (быта, жизнедеятельности и взаимодействия индивидуальных и групповых субъектов)

Социальное воспитание ‒ это система целенаправленного влияния общества на ценности, отношения и смыслы жизни отдельного человека.

Принципы социального воспитания:

  • принцип вариативности (многообразие и мобильность интересов личности)
  • коллективности (социальное воспитание осуществляется в различного типа)
  • центрации на развитии личности
  • диалогичности (воспитание как субъект-субъектный процесс)

Содержание социального воспитания:

1) отношение к политике государства

2) понимание хода и перспектив мирового развития

3) нетерпимость к национальной и расовой неприязни

4) труд на общее и личное благо

5) забота о сохранении и умножении общественного достояния, бережливость, охрана природы

6) демократизм, взаимопомощь, гуманность

7) высокое сознание общественного долга

Методы социального воспитания:

Наши рекомендации