Глава 5. технологическая карта воспитания
Любая профессиональная деятельность специалиста предполагает, что процессуальная сторона плодотворных усилий обеспечивается его устойчивым вниманием в ходе работы к определенным объектам работы. Это внимание гарантирует профессиональный результат. Повар и токарь, водитель автомобиля и балерина, швея и геолог имеют в сознании своеобразный «экран внутреннего зрения», на котором располагаются основные объекты обязательного напряженного внимания. Иногда за этим полем объектов воздействия наблюдает другое лицо или целая группа лиц, выступающих как совокупный субъект, — например, ассистенты хирурга, прослеживающие состояние больного и посылающие хирургу сведения об основных показаниях этого состояния. Выполняют операцию они как единый субъект, постоянно наблюдающий положение на «экране внутреннего зрения».
Педагог-профессионал так же, как любой специалист, ориентирован на такой внутренний экран постоянно. Понятно, что объектом его профессионального внимания выступает содержательная сторона воспитания — то, что наполняет самого разного плана организуемую деятельность: знания, умения, отношения. Понятно и то, что принципы воплощаются в содержании технологической карты, — технологическая карта есть образное результирующее отражение произведенного анализа.
Скажем так:
любая деятельность может быть организована педагогом и стать сильнейшим фактором воспитания, если она наполнена воспитательным содержанием, поэтому в центре профессионального сознания всегда находится в качестве объекта профессионального осмысления, профессионального прослеживания и профессиональной оценки именно то, чем способен наполнить активность детей педагог.
То, чем наполнена деятельность детей, и составляет содержание воспитательного процесса. Именно содержание деятельности обусловливает качество развития ребенка в ходе активного взаимодействия с окружающим миром. Понять это нетрудно:
• важно не то, что ребенок глядит и видит, а важно, что же, собственно, он видит;
• имеет педагогическое значение не то, что совершает его тело, когда ребенок танцует, строгает, или копает, а то, чем же наполнена данная активность.
Как только педагог забыл о содержании и увлекся организационной стороной деятельности (например, он говорит детям: «Встаньте, подравняйтесь, красиво выпрямите спинки!» — вместо приветствия и добрых слов в адрес детей), он аннулирует процесс воспитания, его работа с детьми бессодержательна.
Знания являются обеспечивающим формирование отношений к миру содержанием воспитательного процесса. Но в конкретном частном проявлении, в виде факта (научного либо обыденного) знание, ограниченное частной ситуацией, не имеет для формирующейся личности жизненного значения. Знание приобретает личностный смысл лишь на уровне истины, открывшейся школьнику. Субъекту нужна истина. Поэтому содержанием воспитания является знание на уровне истины.
- ...Нужно соблюсти надлежащую гармонию между фактами и идеями, чтобы они взаимно освещали и поддерживали друг друга... Каждый урок, если он не заключается в повторении, должен подвигать учащихся вперед, постепенно расширять их умственный горизонт, вносить нечто новое и их сознание и со стороны фактов, и со стороны идеи... - писал П.Ф. Каптерев (1883-1885 гг.)1.
Умения как инструментальное содержание воспитательного процесса становятся личностно значимыми при условии включения их в жизненный опыт личности. Субъекту важно приобретать жизненный опыт. Поэтому умения в воспитательном содержании преобразуются в опыт детей, жизненно важный.
Отношения составляют основную и центральную часть содержания воспитания. Но и ценностные отношения, проживаемые в конкретной ситуации, становятся жизненно важными лишь при восхождении на уровень идеи, ибо для построения собственной жизни субъекту необходима постоянная ценностная ориентация. Поэтому отношения на уровне идеи обретают роль содержания воспитания.
Истина, идея и опыт выступают в значимой роли постоянных объектов профессионального внимания именно потому, что они являются содержательными факторами последующего жизненного выбора воспитанника и влияют на содержание и исход его жизни. Благодаря общему философическому характеру этих объектов, они обусловливают последующий определенный выбор субъекта в ситуациях частных, конкретных, мелких и особенных.
Технологическая карта воспитания, располагаясь «на экране внутреннего зрения», предполагает наиважнейшие профессиональные операции педагогической деятельности:
педагог выявляет определенную объективную закономерность,
называемую истиной, скрытую в жизненной протекающей ситуации, восходя «от научного факта к явлению, от научного явления к
закономерности»,
педагог формулирует идею, проживая вместе с детьми ценностное отношение и выходя на обобщение «от жизненного факта до жизненного явления, а в жизненном явлении обнаруживая закономерность жизни»,
педагог организует совместную деятельность или отдельные
действия, адекватные истине и идее, «здесь и сейчас» научая детей реальному выражению практического воплощения свободно
го выбора путем профессионального метода «от картинки действия — к инструкции для действия — от инструкции для действия —
к реальному действию».
Таким образом, общая ориентация на философские категории, отражающие в обобщенном виде основания жизни человека (должен знать мир, уметь взаимодействовать с миром, оценивать и учиться любить мир) служит опорой для педагогического конструирования отдельного воздействия на детей (ребенка). Данная опора и может быть названа технологической картой воспитания, а дефиниция такой профессиональной карты может быть представлена следующим образом:
технологическая карта педагога-профессионала — это расположенное в поле внутреннего зрения педагога постоянство трех профессиональных объектов, устойчивая ориентация на которые гарантирует содержательность работы с детьми, а следовательно, результативность профессиональной деятельности педагога.
Такая работа педагога гарантирует достойный свободный выбор воспитанника в границах ценностных отношений современной культуры и реально-практическое воплощение осмысленного, принятого и проживаемого воспитанником отношения к какому-то объекту мира, с которым состоялось взаимодействие с помощью педагога.
Отразим представление о «технологической карте воспитания» схематически. Вот как выглядит такое обобщенное представление:
профессионального сознания обеспечивает действительное сопряжение свободы выбора ребенка, с одной стороны, и — приобщение его к культуре, с другой стороны, ибо выбор он станет производить на высоком уровне достижений культуры, а не на низком уровне дикой натуры.
Приведем некоторые иллюстрации из практики школьного воспитания.
Наш весельчак Дима неудачно пошутил в адрес учительницы русского языка. Получилось оскорбление дамы, нами всеми любимой. На классном часе ставим вопрос «Этично ли шутить с учителями?»
Разговор идет по трем руслам: 1) как больно ранит человека слово; 2) как нежно прикасаться к человеческой душе? 3) как быть, когда доставил боль другому человеку? Про поставленный вопрос забыли. Конечно же, шутить можно с любым человеком - это даже не обсуждалось. Главное здесь вот в чем: у любого человека есть душа, как у тебя, поэтому надо быть очень внимательным к ее состоянию...Серия бесед потянулась вслед за этим классным часом: «Умение видеть Другого», «Искусство слышать Другого», «Страдание-сторожевой крик жизни».... Чтобы технологическая карта педагога стала рабочим его инструментом, гарантирующим формирующее влияние педагогического воздействия, педагог должен обладать, во-первых, достаточно высокой способностью к абстракции (чтобы за фактом увидеть явление, за явлением ценность жизни), во-вторых, достаточно гибким умением «распредмечивать» предметный окружающий мир (чтобы выявить скрытую ценность жизни в конкретном объекте), и, в третьих, обладать технологией предъявления педагогического требования (чтобы практически реально воплотить «здесь и сейчас» декларируемые ценности и провозглашаемые социальные нормы и правила жизни). Представим, что в поле внутреннего зрения педагога расположилась технологическая карта воспитания. Посмотрим, как она станет руководить профессиональными действиями педагога.
...Милитина Николаевна Шебалкина ведет занятия «Байкал и его проблемы». Вместе с учениками выявляет объективное уникальное значение для человечества этого озера. Рассматривают факты экологического преступления неразумной производственной политики государства. Вчитываются в новые материалы, заявление президента об изменении положения по сохранению этой жемчужины природы. И вместе решают пока воздержаться от обращения к президенту с призывом запретить варварское обращение с Природой, которое они собирались посылать как граждане Земли2. Здесь явственно проступают три основных объекта внимания: истина, идея и опыт. Дети обретают истину, проживают вполне определенное ценностное отношение и включаются в реальное содействие по сохранению ценности жизни.
Отметим следующее: занятия ведутся естественно, логично, легко и заинтересованно. Здесь нет и капли хитроумных воздействий, нет ничего придуманного, но есть течение реальной жизни детей,
______________________________
1 Рассказывает Галина Викторовна Сизяйкина, педагог школы по
селка Барсове Сургутского района Ханты-Мансийского округа.
2 Шебалкина Милитина Николаевна, педагог школы № 3 г. Сходня
Московской области.
которые изучают окружающий мир, проживают отношение к миру, и практически выражают свое «Я», входя во взаимодействие с миром. «Истина», «идея», «опыт» выступают как некое единство постигаемого в жизни человеком и как основа для самостоятельного конструирования субъектом собственной жизни. Свободный выбор есть выбор сознательный, осмысленный, сопровождаемый проекцией последствий выбора. Добавим: и не есть выбор дикаря, не понимающего последствий того, что он избирает. Когда современная теория воспитания провозглашает свободу выбора как принцип воспитания ребенка, то следует иметь в виду, что такой принцип реализуется (чтобы взойти на гребень современных достижений культуры) в контексте интенсивного постижения подрастающим ребенком гуманистических основ жизни и напряженной духовной работы по осмыслению образа жизни, достойной человека и, в частности, собственной персоны.
Способность отдавать отчет в собственной жизни (как способность быть философом, по образному определению М. Мамардашвили) рождается в процессе философического воспитания — такого типа воспитания, когда осмысление происходящего в действительной жизни детей организуется на уровне ценностного обобщения, выявления в конкретных событиях, эпизодах, предметах, вещах и действиях общих свойственных жизни явлений и на уровне раскрытия закономерностей протекания данных явлений в жизни человека, а следовательно, влияния их на жизнь каждого человека.
Подход, выраженный в данной характеристика воспитания, обеспечивает становление личности ребенка как субъекта деятельности и собственной жизни. Так создание технологической карты воспитания преобразуют характер воспитательного процесса, придавая совместной деятельности педагога и детей философическую направленность.
Философическое воспитание объективно обеспечивает реальность свободного выбора воспитанника — достойного свободного выбора, который преобразуется в неотвратимый воспитательный результат и поведенческую характеристику воспитанника.
Выразим сказанное в сжатом виде:
если знания формируются на уровне истины,
если ценностные отношения проживаются на уровне идеи,
если практические действия конструируют ценностный опыт,
то свободный выбор воспитанника есть следствие его духовных и практических новообразований в момент взаимодействия с педагогом, в процессе совместной организованной педагогом деятельности.
...Когда дети сознают, что свободным и счастливым можно стать, лишь овладевая объективными истинами жизни, постигая смысл событий, когда они научаются ценить человека за его сущностные черты, отличающие его от животного, в частности, за способность быть homo sapiens, и когда их обогащают практическим опытом учебного труда, то проблема неуспеваемости аннулируется, испаряется и проблема недисциплинированных учеников.
Таким образом, свободный выбор как проявление гуманистической позиции по отношению к воспитаннику, предъявляет педагогу не пассивное наблюдение за производимым выбором, а активное содействие истинно свободной духовной деятельности по осмыслению своей общей жизненной позиции и смыслового содержания конкретного действия «здесь и сейчас».
Размещаем мысленно технологическую карту перед своим внутренним зрительным полем... Рассказывает японская студентка по имени Михо (сохраняем строй речи):
Один раз на семинаре все говорили «шиян... шиян...». Я не понимала, о чем они говорят, открыла словарь и стала искать это слово. Одна девушка спросила, что я ищу в словаре. Я отвечала: «Смотрю слово «шиян». Она тогда сказала всем: «Эй, слушайте, Михо ищет в словаре слово «Шиян»! Все стали хохотать... Мне было обидно и стыдно. Потом я узнала, что это имя преподавателя.
Теперь, зная технологическую карту воспитания, я не так бы растерялась, и не было бы так больно. Я бы сказала: «Как жаль, что вы не понимаете, как трудно усваивать русский язык, как обидно, когда над тобою смеются, и какой горький опыт я получила, после которого не хочется быть открытой для людей...»
Сейчас я думаю уже, что это веселая история...
* * *
Итак, технологическая карта воспитания — это профессиональный выход на формирование профессиональных навыков, позволяющих производить ряд профессиональных операций на уровне автоматизма, а следовательно, в большой степени облегчить профессиональную работу педагогу; педагогическая деятельность при опоре на технологическую карту гарантирует содержательность каждого педагогического акта воздействия на детей, а значит, обеспечивает наполнение ценностным содержанием каждый акт взаимодействия педагога с детьми; наконец, технологическая карта разрешает одно из важнейших противоречий в воспитательной работе педагога: ребенок не может понять, что требования педагога необходимы ему для будущей жизни, ребенок хочет жить в сегодняшней жизни, — апелляция к технологической карте воспитания снимает данное противоречие, трактуя конкретную реальную деятельность ребенка с позиций жизненной значимости.
Раздел 2
СТРУКТУРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ