Глава ii обучение физическим упражнениям

ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Знание теории физических упражнений позволяет учителю в соответствии с поставленной педагогической задачей отбирать наиболее эффективные физические упражнения; разрабатывать оригинальные системы физических упражнений; полноценно ис­пользовать педагогические классификации физических упражне­ний; грамотно применять физические упражнения в комплексе с дополнительными средствами.

ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ

Понятие «физическое упражнение» связано с представления­ми о движениях и двигательных действиях человека.

Движение как моторная функция организма есть измене­ние положения тела или его частей. Для физического воспитания имеют значение произвольные движения, а не врожденные, поэто­му в дальнейшем речь будет идти только о движениях, подчинен­ных воле человека, т. е., как образно выразился И. П. Павлов, «...от коры полушарий исходящих движений».

Каждое произвольное движение характеризуется тремя при­знаками: 1) оно всегда является функцией сознания; 2) оно при­обретается человеком в результате жизнедеятельности, включая процесс обучения; 3) обучение движениям повышает степень под­чиненности их воле ученика. В силу того что произвольное дви­жение всегда является сознательным, оно воздействует на чело­века в целом как на личность.

Отдельное движение является элементом действия. Посред­ством связанных между собой движений осуществляется действие. Например, определенная система движений ног, рук, туловища, головы позволяет ученику выполнить действие в виде прыжка. Одними и теми же движениями можно выполнять разные дейст­вия и, наоборот, одно и то же действие возможно осуществить разными движениями. Объясняется это тем, что (1) из одних и тех же движений могут быть образованы разные системы движе­ний и (2) при одной и той же очередности движений они могут иметь разные характеристики по скорости, амплитуде и пр. Соот­ветствие или качество системы движений определяются резуль­тативностью действия в решении поставленной задачи.

Итак, движения, преследующие решение конкретной задачи и

на этой основе объединенные в определенную систему, и составят двигательное действие.

Действия можно рассматривать как конкретные способы осу­ществления деятельности. Например, учебная деятельность школь­ника на уроках физической культуры складывается из овладения системой действий, предусмотренных государственной програм­мой. Действия имеют социальный характер, так как ученик обу­чается им, опираясь на знания и опыт общества. Кроме того, действия направлены на решение определенных педагогических задач. Например, освоив бег на короткие дистанции, прыжки в длину и в высоту с разбега, метание малого мяча, ученик VI клас­са подготовит себя к выполнению требований комплекса ГТО по легкоатлетическому разделу. Большинство действий формируется на основе имеющихся у школьника знаний, двигательного опыта и определенного количества попыток выполнить данное действие.

На основе изложенных характеристик движения и действия строится теория физического упражнения.

Физическим упражнением называется двигательное действие, созданное и применяемое для физического совершенствования че­ловека.

Не каждое действие может быть названо физическим упраж­нением. Только те действия, которые направлены на решение за­дач физического воспитания и подчинены его закономерностям, составляют физические упражнения.

Слово «физическое» отражает характер совершаемой работы (в отличие от умственной), внешне проявляемой в виде перемеще­ний тела человека и его частей в пространстве и во времени. Однако это слово выражает лишь преимущественную зависимость выполняемых действий от функции нервно-мышечного аппарата, а следовательно, лишь преимущественное воздействие на физиче­скую структуру организма. На самом деле физическое упражне­ние— волевой акт, является функцией сознания и оказывает влияние на человека в целом.

Слово «упражнение» обозначает направленную повторность действия с целью воздействия на физические и психические свой­ства человека и совершенствования способа исполнения этого действия.

Таким образом, физическое упражнение рассматривается, с одной стороны, как конкретное действие (в этом случае говорят: «Я выучил новое физическое упражнение»), с другой — как про­цесс многократного повторения (говорят, например: «Физические упражнения развивают силу»).

Характерные признаки физического упражнения

1. Физическим упражнением решается педагогическая задача (образно говоря, физическое упражнение направлено «на себя», на свое личное физическое совершенствование), трудовым дей-

ствием — производственная задача (действие направлено на пред­мет производственной деятельности).

2. Физическое упражнение выполняется в соответствии с за­
кономерностями физического воспитания, трудовое действие — в
соответствии с закономерностями производства. Внешнее сходст­
во физического упражнения с трудовым или бытовым действием
не может служить основанием для подмены одного другим: про­
должительность, интенсивность и другие характеристики физиче­
ского упражнения, а также сам способ выполнения подчиняются
только тем закономерностям, которые, с одной стороны, наиболее
эффективно воздействуют на организм ученика, с другой — по­
зволяют показать наивысшую результативность (например, бег
в физическом воспитании строится так, чтобы оказать положи­
тельное влияние на организм и одновременно достичь необходи­
мой скорости).

3. Только системы физических упражнений создают возмож­
ности для развития всех органов и систем человека в оптималь­
ном соотношении. Трудовые действия в силу своей специализации
нев состоянии оказывать разностороннего влияния на физическое
совершенствование человека. Именно поэтому даже отлично по­
ставленные уроки трудового обучения в школе не могут подме­
нить уроков физического воспитания.

Наши рекомендации