Баранов С.П. Педагогика. €

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Учебное пособие

Ростов-на-Дону

Синченко Татьяна Юрьевна

Психология и педагогика. Учебное пособие для студентов дневного и очно-заочного отделений ЮРГИ.

Рекомендовано учебно-методической комиссией ЮРГИ.

Синченко Т.Ю. – кандидат психологических наук.

Основное научное направление – психодиагностика и тестирование личности.

ã Южно-Российский

гуманитарный институт

________________________

Собственность Южно-Российского гуманитарного института.

Перепечатке не подлежит.

ОГЛАВЛЕНИЕ:

1 РАЗДЕЛ ПСИХОЛОГИЯ

Тема 1. Предмет, структура, задачи, методы и основные понятия психологии……………………………………………………….  
Тема 2. Основные направления зарубежной психологии………………………………………………………………...  
Тема 3. Психика и сознание как формы отражения действительности….………………………………………………………  
Тема 4. Личность и деятельность………………………………………..
Тема 5. Психологическая характеристика ощущений и восприятия…………………………………………………………………  
Тема 6. Психологическая характеристика внимания и памяти ……………………………………………………………………………..  
Тема 7. Психологическая сущность мышления и воображения……………………………………………………………….  
Тема 8. Психологическая характеристика речи и общения……………………………………………………………………  
Тема 9. Эмоции. Чувства. Воля.………………………………………….
Тема 10. Психологическая характеристика темперамента и характера………………………………………………………………….  
Тема 11. Общая характеристика способностей…………………………  
  2 РАЗДЕЛ ПЕДАГОГИКА    
Тема 1. Предмет, объект, методы, функции и основные категории педагогики…………………………………………………………………  
Тема 2. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс………………………………………………….  
Тема 3. Обучение в целостном педагогическом процессе……………..
Тема 4. Формы и методы организации педагогического процесса……
Тема 5. Воспитание в педагогическом процессе……………………….
Тема 6. Принципы и содержание семейного воспитания………………
Словарь психолого-педагогических терминов………………………….


ПРОГРАММА

Психология: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность. Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика.

Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Основные психические процессы. Структура сознания. Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление и интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические процессы. Эмоции и чувства.

Психическая регуляция поведения и деятельности. Общение и речь. Психология личности. Межличностные отношения. Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия.

Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача.

Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Образовательная система России. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования.

Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения. Воспитание в педагогическом процессе. Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультации. Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности. Управление образовательными системами.

ЛИТЕРАТУРА ПО ПСИХОЛОГИИ

Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 2003

Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. – М., 2001

Андреева Г.М. Социальная психология . – М., 1997

Атлас по психологии /Под ред. Гамезо Н.В. – М., 2000

Введение в психологию / Под ред. А. В. Петровского М.. 1995

Годфруа Дж. Что изучает психология. – т. 1. - М., 1992

Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – Л. , 1988

Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. – М., 1999

Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб., - 2002

Немов Р.С. Психология: в 3-х кн., книга 1. – М., 1995

Общая психология /Под ред. В.В. Богословского. – М., 1981

Общая психология /Под ред. А.В. Петровского. – М., 1986

Рогов Е.И. Общая психология. Курс лекций. – М., 2000

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 Т. – 1989

Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Психология человека. – М., 1995

ЛИТЕРАТУРА ПО ПЕДАГОГИКЕ

Азаров Ю.П. Семейная педагогика. – М., 1985

Баранов С.П. Педагогика. – М., 1987

Куписевич Ч. Основы общей дидактики. – М., 1986

Лихачев Б.Т. Педагогика. Учебное пособие. – М., 1992

Обшая педагогика: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / Под ред. В.А. Сластенина: В 2 ч. – М., 2002

Педагогика / Под ред. Бабанского Ю.К. – М., 1988

Подласый И.П. Педагогика. – М., 1995

Психология и педагогика. Учебник. /Под ред. А.А. Радугина. – М., 1997

Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.. 2005

Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. – 6-е изд. – Минск, 2000

П С И Х О Л О Г И Я

Тема 1. ПРЕДМЕТ, СТРУКТУРА, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПСИХОЛОГИИ

1.1. Предмет и объект психологии. Основные этапы развития психологии.

1.1.1. Предмет и объект психологии.

Объекты науки – это предметы, феномены науки. В этом плане объектом психологии является человек. Предмет науки – это тот теоретический аспект, специфический угол зрения, под которым рассматривается объект науки. Предмет науки выражается системой категорий, понятий. Предметом психологии можно считать всю психическую деятельность, рассматриваемую в возникновении, развитии и функционировании.

1.1.2. Развитие предмета психологии.

I. Первый этап развития психологии начался более 2000 лет назад, когда психология развивалась в рамках философии. На этом этапе психология рассматривалась как наука о душе. Все сверхъестественное, что нельзя было объяснить, называлось душой. На природу души существовало два взгляда:

а) идеалисты (Платон и др.) считали, что душа - это бестелесная сущность, которая живет вечно. Психика, по их мнению, - первична, а окружающий мир - это продукт действия души.

б) материалисты (Фалес, Эпикур, Анаксимен, Анаксимандр, Демокрит) считали, что душа, как и тело состоит из атомов, частиц. Со смертью человека умирает и душа. Как только атомы души приходят в действие, человек начинает чувствовать, думать, желать.

II. В конце XVIII векапредметом психологии стало сознание. Возникло несколько теорий сознания.

Одной из таких теорий стала теория Э.Титченера. По его мнению, задача психологии состоит в анализе структуры, морфологии сознания, в разложении его на элементарные процессы.

В качестве первичных элементов сознания Э. Титченер выделяет «ощущения», «образы», «аффекты». Психические процессы, такие как память, внимание, восприятие являются, по мнению Э.Титченера, комбинацией этих элементов. Для изучения сознания Э.Титченер предлагает метод аналитической интроспекции – самонаблюдение за собственно психологическими фактами.

Параллельно существовала «теория потока сознания», разработанная американским психологом У. Джеймсом. Психическая жизнь представляет непрерывный поток сознания. Отдельные ощущения являются лишь продуктом анализа этого потока. Задача психологии – описывать и истолковывать динамичные состояния, изучать причины, условия, непосредственные результаты.

Австрийский философ Ф. Брентано выдвинул программу построения психологии, в центре которой стояло понятие «интенционального акта сознания». Предметом психологии провозглашалось не содержание, а акт сознания как интенция. Сознание понималось как активное начало, направленное на объект, оно всегда есть сознание предмета. Сознание есть всегда сознание о: « В представлении что-то представляется, в суждении что-то признается или отвергается, в любви любится…». Ф. Брентано производит классификацию духовных актов на три вида: акты представления, акты суждения, акты чувства.

III. Третий этап получил развитие в конце XIX века. Психология стала рассматриваться как наука о поведении (бихевиоризм). Один из представителей этой психологии Дж. Уотсон говорил о том, что психология должна изучать только то, что можно непосредственно увидеть, наблюдать. Бихевиоризм исключил сознание из психологии, хотя наличие сознания у человека не отрицалось. Бихевиоризм отверг интроспекцию как метод психологии. Поведение должно исследоваться такими же методами, которые используются в естествознании: наблюдением и экспериментом.

IV. На четвертом этапе развития психология рассматривается как наука о фактах, закономерностях и механизмах развития и функционирования психики.

Это современный этап развития психологии. Современное понимание психологии в нашей стране сформировалось на базе философии диалектического материализма и теории отражения. Психологию интересуют, прежде всего, конкретные факты психической жизни. Психологический факт - психическое явление, которое можно охарактеризовать количественно или качественно (например, у каждого человека различный объем памяти; конкретное число объема памяти – это и есть психологический факт). Однако психология не ограничивается описанием фактов, а переходит к их объяснению. Поэтому предметом изучения в психологии вместе с психологическими фактами становятся психологические законы. Закон раскрывает устойчивые, существенные связи между явлениями (например, «закон края» объясняет лучшее запоминание материала, который находится в начале и конце какого-либо ряда). Знание закономерных связей не раскрывает конкретных механизмов, посредством которых закономерность может проявляться. Поэтому предметом психологии является также установление механизмов психической деятельности (например, механизмами «закона края» являются проактивное (наперед действующее) и ретроактивное (назад действующее) торможение).

Задачи психологии.

Психология изучает:

- возникновение и развитие психики;

- сознание человека как высшую форму психики;

- обусловленность психики человека биологическими и социальными факторами;

- нейрофизиологические основы психической деятельности;

- структуру психики;

- закономерности формирования психических образов;

- отражательно-регуляционную сущность познавательных, волевых и эмоциональных процессов;

- индивидуально-психологические особенности личности;

- психологию конкретных видов человеческой деятельности.

1.3.Структура психологии (отрасли психологии).

Психологическая наука на современном этапе развития представляет собой сложную и разветвленную систему научных дисциплин. Отдельные области психологии тесно связаны между собой.

Можно выделить следующие области психологии (в основу классификации положен объект психологического изучения).

Общая психология исследует наиболее общие закономерности психической деятельности взрослого человека. Содержанием общей психологии являются также основные принципы науки, система понятий, обобщения, сделанные на основе исследований, сделанных в различных отраслях психологии.

Возрастная психология изучает закономерности психического развития человека, становление различных психических процессов и психических свойств личности на разных возрастных этапах.

Педагогическая психология исследует психологические основы обучения и воспитания и непосредственно связана с возрастной психологией.

Психология труда исследует психологические основы трудовой деятельности, изучает профессионально-важные качества личности применительно к той или иной специальности, различные проблемы профессиональной ориентации и профессионального отбора, изучает вопросы научной организации труда, исследует психологические основы повышения производительности труда и отношений в трудовом коллективе.

Социальная психология изучает психические проявления различных социальных общностей: групп, коллективов (их настроения, общественного мнения, подражания), характер взаимоотношений в группах и коллективах, положение личности в них, проблемы лидерства и подчинения.

Юридическая психология изучает проблемы, связанные с психологическими аспектами следствия, анализа свидетельских показаний, требований к допросу. Она также исследует особенности личности преступника, мотивы преступления, психологию заключенного.

Таковы основные отрасли современной психологической науки. Их перечень может быть продолжен.

Основные понятия психологии.

Научная психология стремится отразить реальность психического в его существенных свойствах и в обобщенной форме, то есть в понятиях. Понятия составляют каркас любой науки; в своей совокупности они образуют категориальный строй.

Наши рекомендации