Проблема отклонений в поведении детей и подростков
Напряженная социально-экономическая, экологическая и идеологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе, обуславливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении подрастающего поколения. Для современной молодежи характерна прогрессирующая отчужденность, духовная опустошенность, стремление к материальному обогащению без учета средств достижения этой цели, жестокость, цинизм, проявления агрессии.Определенныевозрастные особенности детей нередко оказываются причинами их трудновоспитуемости и дисгармоничного развития.
Педагогу часто приходиться иметь дело с детьми, которые значительно отличаются (со знаком минус) от других детей. Просьба к психологу «как – то воздействовать» на того или иного «трудного» школьника – одна из наиболее частых со стороны учителей и родителей. При этом в категорию «трудных» попадают самые разные школьники: неуспевающие, недисциплинированные, дети с разного рода нервными и психическими расстройствами, подростки, состоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних, наконец, просто дети из так называемых неблагополучных семей. Это делает весьма сложной проблему выбора адекватных методов психологической и педагогической работы с трудными учащимися.
Все виды поведенческих отклонений можно разделить на две группы:
· патологические формы, вызванные поражением ЦНС, отклонениями в психике и т.д.
· непатологические формы отклонений в поведении, возникающие по различным причинам.
Особую озабоченность вызывают дети с так называемым – отклоняющимся (девиантным) поведением (от латинского deviatio – отклонение).Краткий психологический словарь дает следующую его трактовку: «Отклоняющееся поведение – система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Основные виды отклоняющегося поведения – преступность и уголовно не наказуемое (не противоправное) аморальное поведение (систематическое пьянство, стяжательство, распущенность в сфере сексуальных отношений и другое и пр.).
В психологии поступок рассматривается как сознательное действие, как акт нравственного самоопределения человека, в которых он утверждает себя как «Я» в своем отношении к другому человеку, к самому себе.
Наряду с нравственно положительными действиями существуют и отрицательные, аморальные действия или проступки, которые представляют собой нарушение правил этики, моральных норм. С юридической точки зрения проступок – это посягательство на государственный или общий порядок, на права и свободы граждан, на различные формы собственности. Он определяет собой противоправное, виновное действие или бездействие (в отклоняющемся поведении поступок может проявляться в действии или бездействии, слове, отношении к чему-либо в виде жеста, взгляда, направленного на преодоление каких – то препятствий или ограничений).
Поведение человека выступает не только как сложный комплекс видов его социальных деятельностей, но и как общение, и как практическое взаимодействие с людьми в различных социальных структурах. Девиантное поведениеподростка может проявляться в нескольких плоскостях:
· как особенности отдельных психических процессов (повышенная подвижность нервных процессов или их заторможенность; их устойчивость или слабость: сосредоточенность или рассеянность);
· как социально обусловленные качества личности и черты характера (неорганизованность, несобранность, лень, невнимательность, лживость, драчливость, грубость, агрессивность, жестокость);
· как низкая общая культура, негативное отношение к нравственным нормам и правилам, к окружающим людям (неопрятность, бестактность, равнодушие, прогулы, уход из дома, школы, бродяжничество, конфликты со сверстниками…)
· как вредные привычки (алкоголизм, наркомания, табакокурение, проституция и.т.д.).
В педагогической практике учителю каждый день приходится сталкиваться с разными видами отклонений в поведении. Как правило, это различные формы девиантногоповедения, которые включают в себя нарушения учащимися норм поведения, устава школы, правил этикета и морали (за исключением случаев делинквентного поведения). Например, пропуски уроков, курение на территории школы, нарушение дисциплины на уроке, грубое отношение со сверстниками и педагогами и другие.
Девиантное поведение регулируется санкциями, т. е., реакциями окружающих на те или иные поступки. Санкции бывают позитивными и негативными, формальными и неформальными. Например, к числу формальных позитивных санкций относят объявление благодарности, награждение грамотами и подарками и т. п.; формальных негативных – выговоры, штрафы. К неформальным позитивным санкциям относят улыбку, похвалу, одобрение, а к негативным – неодобрение, приглашение родителей в школу и другие.
В социальной педагогике выделяют три формы отклоняющегося поведения: девиантное, делинквентное и криминальное. Всемирная организация здравоохранения (1974) определяет делинквента как лицо в возрасте до 18 лет, чье поведение причиняет вред другому индивидууму нормальными социальными группами в данный момент развития общества. В переводе термин «делинквент» - совершающий проступок.
Получивший широкое распространение термин «делинквент» на практике по большей части употребляется за рубежом для обозначения несовершеннолетнего преступника. По достижении совершеннолетия «делинквент» автоматически превращается в «криминала» или «антисоциальную личность». Делинквентное поведениесвязано с нарушением законов, принятых в обществе и наказывается согласно соответствующей статье уголовно – процессуального кодекса. Например, к случаямделинквентного поведения относят убийство, кражу, нанесение тяжких телесных повреждений и т. д.
До момента 14 лет подростки уголовно не наказуемы и мерами воздействия на них являются: постановка на учет в детской комнате милиции, обучение в специализированных школах для правонарушителей, изоляция от общества в колониях для несовершеннолетних на определенный срок и т. п. Эти меры, по мнению общества, должны предотвратить последующие случаи делинквентного поведения, однако, как показывает практика, рецидив контингента, т. е. повторное определение в колонию за правонарушение составляет около 70 – 80 %.
В отечественной криминологической литературе термин «делинквентность» не нашел применения. Здесь различают преступное и допреступное поведение, обозначаемое так же как «фоновые явления».
По данным статистики более 40% учащихся с девиантным поведением к учебе относятся равнодушно, приблизительно 20 % учатся с явной неохотой, а свыше 15% учащихся к данному виду деятельности относятся отрицательно. Поэтому учителю важно знать причины отклонения поведения, уметь эффективно и успешно работать с такими детьми и помогать родителям в налаживании взаимоотношений.
В связи с многообразием характеристик и параметров отклонения поведения детей и подростков, наличием различных подходов к изучению данной проблемы, в психологии, педагоге, криминалистике и медицине в современной научной литературе можно найти не только неоднозначное определение этого явления, но и различную характеристику его проявлений у детей и подростков, находящееся на различных степенях девиантного поведения и деформации личности.
Медицинский (психобиологический) аспектпроблемы отклонения в поведении детей и подростков нашел отражение в работах А.Л. Грайсмана, В.П. Кащенко, А.Е. Личко, В.Ф. Матвеева и др. В качестве основы для дифференциации показателей этого явления они выдвигают нервно – психические патологии, акцентуации характера, кризисные явления подросткового возраста, различные физические и психические недостатки, извращенные психобиологические потребности.
Так В.Ф. Матвеев (1987) выделяет следующие разновидности отклоняющегося поведения подростков и школьников: 1 – страхи навязчивости; 2 – двигательная расторможенность; 3 – заикание; 4 – побеги из дома и бродяжничество; 5 – расстройства аппетита; 6 – патологическое фантазирование; 7 – страх перед своей физической неполноценностью (дисморфобия) и 8 – патологические увлечения (хобби – реакции).
Социально – психологический аспект нашел воплощение в работах С.А. Бадмаева, С.А. Беличевой, в которых характеристика трудновоспитуемости рассматривается как варианты социальной дезадаптации индивида, т. е. неадекватного его поведения, несоответствие нормам и требованиям той системы общественных отношений, в которую включается человек по мере своего социального развития и становления.
Психолого – педагогический аспект представлен в научной психолого – педагогической литературе работами следующих авторов: М. П. Алемаскин, А. С. Белкин, Р. М. Овчарова, Л. М. Зюбин, Н. И. Верницкая, П. И. Кочетов и др. Исследователи рассматривают данную проблему как с точки зрения возрастного подхода, так и общественной активности школьников.
Так А.С. Беличева в зависимости от природы, характера и степени дезадаптации выделяет следующие уровни дезадаптации детей и подростков: 1) патогенная как результат отклонений, патологий психического развития и нервно – психических заболеваний, в основе которых лежат функционально органические поражения ЦНС; 2) психологическая – связана с половозрастными и индивидуальными особенностями ребенка, которые обусловливают его определенную нестандартность, трудновоспитуемость; 3) социальная проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок.
Нравственно – правовой (криминологический) аспект – работы Б.Н. Алмазова, А.И. Долговой, В.Д. Ермакова, Р.М. Миньковского, Д.И. Фельдштейна и др.
Б. Н. Алмазов и Л. А. Грищенко, сравнивая и анализируя психолого – педагогическую и нравственно – правовую стороны категорий отклоняющегося поведения и проступка несовершеннолетних выделяют три категории: 1) несовершеннолетние преступники, нарушившие уголовный закон в возрасте, обязывающем их нести ответственность; 2) делинквентно ведущие себя дети и подростки, проступки которых либо не имеют противозаконного содержания (побег из дома, азартные игры), либо не подлежат уголовной ответственности по возрасту; 3) остальные несовершеннолетние, проступки которых не выходят за рамки шалости.
Исследователь Л.М. Зюбин выделяет 4 варианта отклоняющегося поведения:
1. Отклонения, не являющиеся нарушениями общепринятых норм. Это может быть поведение не соответствующее возрасту при нервно психическом развитии.
2. Нарушения общепринятых норм, не являющиеся правонарушениями. Например, жадность, эгоизм, замкнутость, недоверчивость, жестокость, которые если их не преодолеть приведут к правонарушениям.
3. Правонарушения, т. е. поведение, нарушающее правовые нормы, статьи административного или уголовного законодательства.
4. Отклоняющееся поведение, в значительной степени обусловленное патологическими факторами. Оно может быть у подростков с психопатическими чертами личности, у невротиков, у психически больных людей.
Итак, современная научная литература раскрывает многообразие аспектов отклоняющегося поведения, дает возможность увидеть различные стороны этого довольно сложного социального явления. Важным моментом в понимании отклоняющегося поведения подростков и определения его причин является акцентуации характера как крайний вариант нормы, при котором отдельные черты характера подростка чрезмерно усилены, при этом существует избирательная уязвимость при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. Акцентуация характера — это индивидуальные особенности, не являющиеся патологией, когда в характере доминируют те или иные черты. Варианты акцентуаций характера в целом те же, что и психопатий (возбудимая, истерическая, психастеническая, астеническая и прочие), но все особенности выражены не столь резко, а главное, при акцентуации нет такой социальной дезадаптации, как при психопатиях. Акцентуации характера и особенности поведения в подростковом возрасте подробно описаны А.Е. Личко.
Как отмечают специалисты, акцентуации характера необязательно связаны с девиантным поведением подростков, но такие подростки обладают меньшей устойчивостью против пагубного влияния окружающей среды. Ряд типов акцентуаций характера как бы провоцирует отклоняющееся поведение школьников. К числу наиболее распространенных проблем относят явления школьной дезадаптации, возрастные трудности (проблема индивидуализации, агрессивные реакции в подростковом возрасте). При отсутствии своевременной педагогической помощи данные реакции могут закрепиться и на дальнейшую жизнь.
В контексте рассматриваемой темы особо следует отметить психолого - педагогический аспект и работы Овчаровой Р.М., Зюбина Л.М. и Королева В.В. Например, Овчарова Р. М. подразделяет девиантное поведение на две большие категории:
1. Поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии (патологическое).
2. Антисоциальное поведение, нарушающее какие – то социальные, культурные и особенно правовые нормы. Когда такие поступки не значительны, их называют правонарушениями, а когда серьезны и наказываются в уголовном порядке – преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении.
Овчарова Р.М. выделяет различные виды девиантного поведения, формой проявления которых являются различные варианты социальной дезадаптации:
Девиантное поведение
Дезадаптивное поведение: | Ассоциальное поведение: |
Аффективное; | Агрессивное; |
Депривированное; | Делинквентное (противоправное) |
Суицидальное; | Криминогенное (преступное). |
Аддиктивное; | |
В основе: нарушения психического и личностного развития, психическая депривация, психологический дискомфорт. | В основе: нарушения социализации, социально-педагогическая запущенность, деформации регуляции поведения, социальная дезадаптация,десоциализация. |
Исследователь В.М. Кормщиков (1977) выделяет 3 этапа формирования личности несовершеннолетнего правонарушителя. На первом этапе совершаются отдельные аморальные поступки, не представляющие значительной общественной опасности; после их совершения у индивидуума возникает обычно чувство стыда. В их возникновении большую роль играют влияния других лиц. На втором этапе речь идет уже не о подражании определенным образцам, а об осознанном и целеустремленном поведении. Здесь имеет место участие в антиобщественных группах, разрыв с семьей, школой. Преобладают стремления к развлечениям, потребительские интересы, удовлетворяемые аморальными способами. Третий этап характеризуется общей, захватывающей все сферы деятельности, антисоциальной ориентацией. Складывается устойчивый стереотип антиобщественного поведения, в антиобщественную деятельность вовлекаются сверстники. Такая закономерность, отмечает автор, распространяется почти на всех подростков – правонарушителей.
В.В. Королев в своем исследовании выделил 10 вариантов отклоняющегося поведения. У каждого обследованного имелось сочетание нескольких вариантов.
1) Уклонения от учебной и трудовой деятельности (84, 6 % обследованных);
2) Систематическое пребывание в антиобщественно настроенных неформальных группах (81, 8%);
3) Антиобщественные насильственные действия (35%) (агрессии, драки, порча имущества);
4) Антиобщественные корыстные действия (63%);
5) Антиобщественные действия сексуального характера (7%);
6) Злоупотребление алкоголем (74,2%);
7) Употребление наркотиков и токсических веществ (2,6%);
8) Азартные игры (39, 4%);
9) Уход из дома, бродяжничество (27%);
10) Прочие виды отклоняющегося поведения (0,5%).
Из изложенного видно, что самым частым видом отклоняющегося поведения является отклонение от учебной и трудовой деятельности.
Анализ позволяет выявить взаимосвязь между типом личностной деформации и особенностями антиобщественной деятельности. Наряду с личностными факторами важную роль в генезисе антиобщественного поведения играют внешние факторы: влияние группы, наличие условий для совершения определенных действий.
Таким образом, отклоняющееся поведение детей и подростков с одной стороны может рассматриваться как симптом, сигнал, признак зарождения или развития соответствующих особенностей личности, с другой стороны выступать в качестве проводника воспитательного влияния на развитие личности, средства ее формирования или целенаправленного воздействия на ее формирование (т. е. воспитательного средства).
Как правило, проявление отклонений в поведении можно свести в следующие группы:
- Ситуативные, временные проявления или реакции, вызванные провоцирующими их факторами и обстоятельствами;
- Устойчивые формы отклонений в поведении, развивающиеся по тому или иному типу, обусловленные неблагоприятными условиями жизни и деятельности вообще.
Обстоятельства или воздействия могут быть однократными или систематическими. В последнем случае изменения в поведении, приводят к той или иной реакции, накапливаются и могут проявляться постепенно или приводить к резкому срыву. Форм проявлений этих реакций много, они всегда возникают в ответ на ту или иную психологическую ситуацию и с ее устранением исчезают.
Поведенческие реакции
Выделяют следующие детские поведенческие реакции:
- Реакция отказа (от пищи, деятельности, выполнения учебных заданий) – реакция на внезапное перемещение из привычной среды в необычную обстановку (развод, смена учебного коллектива).
- Реакция оппозиции (сопротивления, не восприятия требований) – желание вернуть утраченные условия, реакция на чрезмерные требования, претензии к ребенку;
- Реакция имитации стремление подражать кому – либо, имитация его поведения, манеру одеваться;
- Реакция компенсации – желание (стремление) восполнить неудачи, недостатки в одной области успехами в другой (неуспеваемость - физической силой, бравадой);
- Реакция гиперкомпенсации – отчаянные, безрассудные действия, направленные на замещение недостатка (при заикании – художественное чтение и пение).
В подростковом возрасте эти реакции могут сохраниться, и к ним прибавляется так называемый подростковый комплекс – специфические подростковые поведенческие модели как реакция на воздействия окружающей социальной среды.
- Реакция эмансипации – стремление высвободиться от опеки, контроля, покровительства старших, борьба за самостоятельность. Крайняя форма эмансипации может проявляться в побегах из дома, бродяжничестве, желании пожить «свободной жизнью»;
- Реакция группировки со сверстниками как потребность найти поле для самоутверждения, самовыражения, осознания собственного «Я»;
- Реакция увлечения (хобби – реакция) проявляется через интересы и потребности подростков; выделяют несколько типов увлечений, как с положительной, так и с отрицательной направленностью (интеллектуально – эстетические, телесно – мануальные, информационно – коммуникативные, эгоцентрические, накопительские, азартные).
- Сексуальные влечения – реакции, связаны с половым созреванием несовершеннолетних; при отсутствии компетентного сексуального просвещения подростков эти влечения могут превратиться в перверсии (извращения).
Итак, за каждым действием подростка необходимо видеть не только желание сделать что–то неприятное, навредить, но и обычную реакцию ребенка, связанную с желанием себя защитить, обратить на себя внимание, найти опору и поддержку среди сверстников. Если ситуации часто повторяются, наслаиваются, то реакции закрепляются, возникают устойчивые психические образования (комплексы), приводящие к развитию того или иного типа поведения.
Так формируется активно–приспособительное или пассивно-приспособительное поведение: деструктивно – агрессивное, направленное на революционную перестройку, изменение деятельности группы и своего собственного поведения в ней; деструктивно-компенсаторное, когда перестройка деятельности группы и своего поведения сопровождается и закрепляется крупной уступкой ее требованиям. Особое место занимает компенсаторно-иллюзорная форма поведения, когда неудовлетворение потребности и притязания, устойчивый психологический дискомфорт подростка находят выход в искусственном возбуждении, опьянении, одурманивании себя расторможенностью общения, музыкой, танцами, никотином, алкоголем, наркотиками, токсичными и лекарственными веществами. По сути дела, речь идет о компенсаторном поведении, которое выражается в крайних формах конформизма или нонконформизма.
Таким образом, под отклонениями в поведении детей и подростков понимаются такие его особенности и их проявления, которые не только обращают на себя внимание, но и настораживают воспитателей (родителей, учителей, общественность). Эти особенности поведения не столько свидетельствуют об отклонениях от общепринятых норм, требований, сколько несут в себе зачатки, истоки будущих проступков, нарушений нравственных, социальных, правовых норм, требований закона, представляют собой, потенциальную угрозу субъекту поведения, развитию его личности, окружающим его людям, обществу в целом.
Отдельные поступки значимы не сами по себе, а лишь в связи с тем, какие особенности личности, тенденции их развития за ними скрываются.
Следовательно, отклоняющееся поведение детей и подростков, с одной стороны, может рассматриваться как симптом, сигнал, признак зарождения и развития (тенденция) соответствующих особенностей личности, с другой стороны, выступать в качестве проводника воспитательного влияния на развитие личности, средства ее формирования или целенаправленного воздействия на ее формирование (т. е. воспитательного средства).
Рассматривая поведение как феномен, свидетельствующий о том или ином состоянии личности, тенденции ее развития, мы должны помнить, что одни и те же внешние сходные особенности поведения могут свидетельствовать о разных процессах, происходящих в психике индивида, и наоборот.
Проявления в отклонении поведения детей и подростков, их нравственном и социальном развитии могут быть самыми различными в зависимости от индивидуальных особенностей и личностных проявлений, конкретных условий и состояний жизни и деятельности. Как правило, их можно свести в следующие группы: ситуативные, временные проявления и реакции, вызванные провоцирующими их факторами и обстоятельствами, и устойчивые формы отклонений в поведении, развивающиеся по тому или иному типу, обусловленные неблагоприятными условиями жизни и деятельности вообще.
Наличие различных точек зрения и подходов позволяет более объективно подойти к характеристике сути отклоняющегося поведения, его (психобиологической и социально – педагогической) природы; более четко строить алгоритм профилактической и коррекционно–педагогической работы с учащимися на различных возрастных этапах жизнедеятельности молодежи.
Характерной реакцией подросткового периода признано проявление агрессивных форм поведения. Под агрессией понимают вредоносное поведение. Агрессия (и агрессоры) чаще всего оценивается окружающими негативно, однако есть случаи и позитивной оценки, например, так называемая “спортивная злость”, помогающая победить в соревнованиях, редкие случаи агрессии, направленной на реализацию позитивных целей. В подростковом возрасте агрессивные формы поведения чаще всего определяют как “драчливость”, “задиристость”, “ершистость”, “враждебность”, “озлобленность”, “жестокость”.
По исследованиям Л.М. Семенюк (за основу был принят опросник Басса – Дарки, показатели подростковой агрессивности распределились следующим образом:
Таблица