Игра в воспитательном процессе

Игра – отражение жизни. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходит значительное изменение в его психике, подготавливающие к переходу в новую, более высокую стадию развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольников.

Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, — их называют творческими, или сюжетно – ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитанияДетские игры разнообразны по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу.

В педагогике делались неоднократные попытки дать классификацию игр

Современная отечественная педагогика делит игры на игры, придуманные самими детьми(творческие) и игры, придуманные взрослыми (игры с правилами).

Творческие игры: cюжетно-ролевые, строительные и игры-драматизации.

Сюжетно-ролевые игры ориентируют детей в основных направлениях человеческой деятельности.

Строительные игры помогают ребёнку понять мир сооружений и механизмов. Любая строительная игра содержит интеллектуальную задачу «Как построить?»,которую ребёнок решает с помощью различных материалов и действий.

В играх-драматизациях (театрализованных играх) дети выражают свои впечатления, переживания.

Игры с правилами: подвижные игры и дидактические игры.

Подвижные игры — правила в них сформулированы до начала игры.

Дошкольник учится удерживать цель деятельности, действовать по инструкции взрослого, контролировать своё поведение и действия..

Музыкально-дидактические игры осваиваются детьми постепенно. Ознакомление с новой игрой происходит в основном во время музыкальных занятий. Педагог знакомит детей с правилами игры ставит перед ними определенную дидактическую задачу.

При использовании игр в воспитательном процессе следует соблюдать некоторые правила. Во-первых: игры должны быть безопасными для жизни и здоровья ребенка и проходить под наблюдением родителей (или воспитателей). Во-вторых: игры должны способствовать оздоровлению тела и оживлению духа. В третьих: игры должны заканчиваться раньше, чем успеют надоесть детям. Во время игры желательно не отвлекать ребенка. И еще, игры должны быть такими, чтобы дети воспринимали их как нечто побочное, а не основное. Хорошо, если игры будут служить преддверием для серьезных вещей.

Тестовые задания

  1. способы
  2. 3 2 1
  3. 1 – 1 2-3 3-2
  4. 1-4 2-1 3-2 4-3
  5. 2 1 5 3 4
  6. форма

ЛЕКЦИЯ 6. Технологии воспитания. Диагностика и педагогическое проектирование в деятельности воспитателя

План лекции

1. Понятие о педагогических технологиях, их обусловленность характером педагогических задач.

2. Общая характеристика педагогических технологий. Специфика технологий воспитания.

3. Виды педагогических задач. Педагогические задачи в воспитании.

4. Диагностика в деятельности педагога-воспитателя.

5. Понятие о педагогическом прогнозировании, моделировании, проектировании и конструировании.

6. Прогнозирование, моделирование, проектирование и конструирование в процессе воспитания.

  1. Понятие о педагогических технологиях, их обусловленность характером педагогических задач.

Педагогическая технология - это последовательно взаимосвязанная система действий педагога, направленных на решение педагогических задач.

В отличие от метода технологией может являться только то, что поддается точному описанию и алгоритмизации. Для нее характерны:

· системность (системный способ мышления и организации деятельности);

· вопроизводимость (она может быть воспроизведена другими педагогами);

· результативность (адекватность результатов педагогического процесса поставленным целям, что требует постановки диагностичных целей и разработки соответствующих способов диагностики результатов).

Среди выделенных исследователями признаков педагогической технологии наиболее значимым можно считать законосообразность, согласно которому реализация других ее признаков (системность, воспроизводимость) зависит от степени их соответствия индивидуальности, субъективности участников образовательного процесса и его нелинейной, импровизационной природе (В.В. Сериков).

  1. Общая характеристика педагогических технологий. Специфика технологий воспитания.

Технологии разграничивают

По области

сфере их применения: технологии обучения и технологии воспитания, общеобразовательные и профессиональные;

по уровням применения: общепедагогические и предметные

Хотя четкого разделения здесь нет, так как большинство из них применимы в различных сферах и на разных уровнях целостного педагогического процесса.

Другой подход связан с разграничением всех педагогических технологий по характеру взаимодействия преподавателя и учащихся в педагогическом процессе, ведущей форме обучения и воспитания: технологии индивидуального взаимодействия педагога с учащимся, технологии группового взаимодействия, технологии коллективного взаимодействия.

Наиболее распространенным является разделение всех современных педагогических технологий на две большие группы по их целевой направленности:

1) предметно-ориентированные технологии, обеспечивающие прежде всего освоение учащимися системы ЗУН по предмету, то есть содержания данного предмета;

2) личностно-ориентированные технологии, реализующие гуманистические цели и принципы личностно-ориентированного обучения и воспитания.

Специфика воспитательных технологий исключает жесткую запрограммированность предполагаемого результата – изменения каких-либо черт характера, глубинных характеристик личности, их наиболее реальной целью и результатом может быть изменение условий, в которых живет и развивается школьник – характера общения, отношений воспитателей и воспитанников, форм и характера деятельности (С.Д. Поляков).

  1. Виды педагогических задач. Педагогические задачи в воспитании.

Педагогическая задача – осмысленная педагогическая ситуация с привнесенной в нее целью познания и преобразования действительности, т.е. задача по преобразованию сложившейся ситуации педагогической реальности, превращению ее в ситуацию развития и формирования личности.

Типы педагогических задач

· по целевой направленности: диагностические, проектировочные, по выбору приемов и способов воздействия, по организации деятельности, по педагогическому стимулированию и т.д.;

· по временному признаку:стратегические, тактические, оперативные;

· по родовому признаку:дидактические, воспитательные.

Этапы решения педагогической задачи:

Постановка педагогической задачи на основе анализа ситуации.

Конструирование способа педагогического взаимодействия.

Процесс решения задачи.

Анализ результатов решения педагогической задачи.

Педагогические задачи в сфере воспитания:

· диагностика исходного уровня воспитанности личности и уровня развития детского коллектива;

· прогнозирование результата деятельности воспитателя (реальной перспективы в воспитании личности и развитии коллектива);

· задачи по проектированию содержания и отбору способов собственной воспитательной деятельности и деятельности учащихся;

· задачи по организации совместной деятельности с учащимися;

· задачи по регулированию системы отношений, характера общения между участниками воспитательного процесса;

· задачи по организации процесса саморазвития и самосовершенствования как учеников, так и самого педагога и т.д..

  1. Диагностика в деятельности педагога-воспитателя.

Диагностика - это специфическая деятельность, включающая в себя: всестороннее целостное обследование объекта с целью определения его состояния; определение сущности, конкретных причин какого-либо неблагополучия с целью его ликвидации, то есть частичное обследование объекта.

Диагностические умения педагога:

o умение диагностировать уровень развития учащихся, отдельных свойств, качеств личности;

o умение диагностировать педагогическую деятельность;

o умение диагностировать педагогическое взаимодействие;

o умение ставить цели и задачи педагогической диагностики;

o владение процедурой педагогической диагностики;

o умение определять критерии и показатели диагностируемого качества, явления;

o умение составлять диагностическую программу;

o умение составлять уровневые характеристики; умение обрабатывать и интерпретировать результаты диагностики;

o умение использовать их для организации педагогического процесса.

Классификация психолого-диагностических обследований:

По широте: охватывающие индивидуальность учащегося в целом или отдельные ее компоненты.

По признаку долговременности: оперативные, долговременные.

Диагностика в процессе воспитания предполагает:

· изучение, анализ и оценку исходного уровня воспитанности учащихся и уровня развития детского коллектива для дальнейшей постановки и решения педагогических задач;

· изучение, анализ и оценку результатов воспитательной деятельности педагога с целью определения ее эффективности и последующей коррекции.

Специфика педагогической диагностики в сфере воспитания заключается в ее преимущественной ориентации на изучение динамики в развитии и формировании личности и коллектива, на непосредственное включение ее в воспитательный процесс.

Определение эффективности воспитания связано с определением критериев и показателей, в соответствии с которыми будут оцениваться его результаты.

Основным критерием воспитанности человека является система его отношений к окружающему миру и к самому себе, проявляющаяся в его поведении и деятельности, а критерием для определения уровня развития коллектива – степень его социально-психологической зрелости, отражающейся в системе отношений и психологическом климате класса.

  1. Понятие о педагогическом прогнозировании, моделировании, проектировании и конструировании

Педагогическое прогнозирование–это процесс получения опережающей информации об объекте, опирающийся на научно обоснованные положения и методы.

Виды прогнозирования:

· по целям: поисковое, нормативное;

· по временному признаку (видам педагогических задач): стратегическое, тактическое и оперативное.

Моделирование как метод педагогического прогнозирования – построение модели как целостной конструкции, отражающей систему взаимосвязей реального педагогического явления.

Проектирование – тесно связанная с наукой и инженерией деятельность по созданию проекта, образа будущего предполагаемого явления (И.А. Колесникова).

Педагогическое проектирование – содержательное, организационно-методическое, материально-техническое и социально-психологическое оформление замысла реализации целостного решения педагогической задачи. Понятие «педагогическое проектирование» толкуется как: 1) действие; 2) результат проектировочной деятельности; 3) форма организации совместной деятельности учителя и ученика.

Конструирование –деятельность учителя по разработке определенной конструкции педагогического процесса, обеспечивающей реализацию педагогического проекта. В процессе конструирования разрабатываются детали, элементы проектируемого объекта.

Тестовые задания

1.технологией

2. 4

3.диагностикой

4. -

5. 2 3 4

6.3

7.проектированием

8.1

9.2

10.1 2 4

11.2 3 1 4

Наши рекомендации