X. Природосообразные технологии
Природосообразностъ - педагогический принцип, согласно которому воспитатель в своей деятельности руководствуется факторами естественного, природного развития ребенка (Я. А. Каменский, И.Г. Песталоцци, А.В. Цистервег). В различное время и различными авторами принцип природосообразности трактовался по-разному, порождал различные течения в педагогике: фатализм, натурализм, свободное воспитание, педоцентризм и др.
В современном понимании принцип природосообразности требует соответствия образовательной технологии природным закономерностям, означает необходимость экопсихологического подхода, обращения к этническим культураобразующим истокам личности.
Природосообразное воспитание грамотности (А.М.Кушнир)
Вслове скрыта самая великая энергия, известная
на Земле - энергия человеческого духа.
Ф.Абрамов
Кушнир Алексей Михайлович- главный редактор журналов «Народное образование», «Школьные технологии», кандидат психологических наук.
Разрабатывает природосообразный подход в обучении. В качестве иллюстрации возможностей этого подхода внедрил в массовую практику природосообраз-ную модель обучения грамоте, показавшую двухтрехкратное превосходство над аналогами (традиционное, развивающее) по техническим параметрам чтения и письма, и десятикратное превосходство по информационно-содержательной емкости. Эффективность обусловлена опорой на интегральные процессы целостной психики. Обращение к целостности человеческой психики и личности, отказ от формирования, развития, тренировки и т.п. каких бы то ни было отдельных процессов и функций позволили реализовать в современном учебном процессе тысячелетние традиции народной педагогики.
Классификационные параметры технологии
По уровню применения:частнопредметная + общепедагогическая.
По философской основе:антропософская, природосообразная.
По основному фактору развития:психогенная + социогенная.
По концепции усвоения:гештальт + ассоциативно-рефлекторная.
По ориентации на личностные структуры:мотивационно-личностный комплекс, ЗУН + СУД.
По характеру содержания:воспитывающая, светская, общеобразовательная, гуманистическая.
По типу управления познавательной деятельностью:самоуправление.
По организационным формам:природосообразная, разновозрастная, индивидуальная.
По подходу к ребенку:ребенок - взрослый - единый субъект жизнедеятельности.
По преобладающему методу:диалогическая, развивающая.
По направлению модернизации:возврат к народной педагогике, природо-сообразность
По категории обучаемых:массовая.
Целевые ориентации
• Воспитание читателя и более широко — воспитание автономной самообучающейся личности.
• Создание психоинтеллектуальной базы для широкого использования в по следующем обучении глубинных процессов воображения, интуиции, инсайта и др.
• Развитие прежде всего эйдетического чтения - способности видеть в воображении пространство и события читаемого произведения одновременно с чтением.
• Достижение максимальной разницы между темпом чтения вслух и про себя. Отрыв чтения от артикуляции.
• Отказ от промежуточных - учебных и подготовительных - моделей чтения. Изначальное формирование развитого чтения как процесса понимания текста через узнаваниеизвестных слов как целостных образов.