Первый Всероссийский съезд деятелей по борьбе с детской дефективностью, беспризорностью и преступностью
В начале 1919 года, когда Наркомпрос должен был решать множество сложных организационных и научно-методических вопросов в связи с ростом сети учреждений для дефективных детей, при отделе охраны детства была создана Медико-педагогическая консультация, в задачу которой входило изучение дефективности, разработка сети учреждений, составление программ, инструкций, издание литературы, подготовка учителей-дефектологов и пр.
В состав этой консультации входили заведующая отделом охраны детства Наркомпроса А. И. Елизарова, В. П. Кащенко, Г. И. Россолимо, Ф. Д. Забугин, А. С. Грибоедов, Ф. A. Pay, А. Н. Граборов, Д. В. Фельдберг, В. Н. Комов, С. Я. Копелянская и другие.
С 1919 по 1920 год, когда основные усилия органов, руководивших борьбой с дефективностью, были направлены на удовлетворение материальных нужд, на социальное обеспечение воспитанников интенсивно развивавшихся детских учреждений, проблемы научно-методические отодвигались на второй план.
В 1920 году, когда Наркомпрос поставил задачу совершенствования учебно-воспитательного процесса в специальных детских учреждениях, возникла необходимость в созыве специального съезда врачебно-педагогической общественности для определения новых перспектив в развитии помощи дефективным детям и в борьбе с беспризорностью., Это был I Всероссийский съезд деятелей по борьбе с детской дефективностью, беспризорностью и преступностью, который проходил в Москве с 24 июня по 2 июля 1920 года.
Председателем организационного комитета съезда был В. П. Кащенко — руководитель Медико-педагогической консультации отдела охраны детства Наркомпроса. В состав комитета также входили А. С. Фельдман, В. А. Терветисов, Ф. Д. Забугин, В. Н. Комов, С. Я. Копелянская, Я. Н. Комаровская, Е. С. Шлихтер, П. Ефремов, С. Я. Рабинович, А: С. Грибоедова и другие.
Председателем съезда была избрана А. И. Елизарова.
В работе съезда участвовало 250 делегатов и 300 гостей. Было представлено 83 доклада. Акцент на съезде был сделан на проблеме борьбы с преступностью и беспризорностью, которые были одним из основных социальных зол того времени. Это было обусловлено, в частности, тем, что эти явления еще отождествлялись с дефективностью. Съезд сыграл большую роль в упорядочении многих вопросов воспитания и обучения аномальных детей. Программа съезда предусматривала; вскрыть причины дефективности, наметить меры борьбы с ней, определить типы учреждений для умственно отсталых и других аномальных детей, решить вопрос о судьбе выпускников специальных учреждений: определить пути подготовки кадров дефектологов и еще более уточнить взаимоотношения наркоматов по вопросу о борьбе с дефективностью.
Непосредственно проблемам умственной отсталости было посвящено 14 докладов. Мы остановимся лишь на тех из них, которые представляют особый интерес.
А. Н. Граборов выступил с докладами об умственной дефективности, о типах умственно дефективных и о принципах трудового воспитания умственно отсталых детей. Это были, пожалуй, первые теоретико-педагогические доклады по проблемам советской «лечебной педагогики» (в терминологии того времени). В своих докладах А. Н. Граборов отразил те идеи, которые в дальнейшем получили развитие в его других работах, и, в частности, в книге «Вспомогательная школа», изданной в 1923 и 1925 годах, и в других работах по олигофренопедагогике.
Умственную отсталость А. Н. Граборов рассматривает как качественно своебразное состояние интеллекта, при котором неравномерно нарушаются психические функции. Причины умственной отсталости он видит в отягощенной наследственности, инфекционных заболеваниях, в травмах и в социальных факторах, какими являются голод, антисанитарные и другие неблагоприятные условия развития ребенка. Как особую категорию он рассматривает умственную отсталость в результате педагогической запущенности.
А. Н. Граборов отметил, что Декрет о всеобщем обучении должен распространяться и на умственно отсталых детей. Вспомогательная школа должна отвечать всем принципам единой трудовой школы. Он рекомендовал строить систему учреждений для умственно отсталых в соответствии с характером их дефекта: педагогически отсталых обучать в специальных классах при нормальной школе с целью возвращения их в обычные классы, подлинно умственно отсталых воспитывать в школах-интернатах.
А. Н. Граборов считал самым важным развитие у воспитанников воли, пробуждение интереса, выработку самоконтроля.
Первый Всероссийский съезд деятелей по борьбе с детской дефективностью, беспризорностью и преступностью. Он считал, что значительное место должно принадлежать использованию доведенной до очевидности наглядности. Большое место в докладах Граборова было отведено проблеме вовлечения умственно отсталых детей в разнообразную деятельность, требующую затраты определенных мышечных усилий.
М. П. Постовская в своем сообщении о вспомогательных школах, их специфике и структуре раскрыла те положения и принципы, которых она придерживалась. Она рекомендовала наряду с самостоятельными вспомогательными школами иметь при нормальных школах классы для умственно отсталых, а для педагогически отсталых создавать повторительные классы. Она, как и' раньше, выступает за раздельное обучение мальчиков и девочек. По ее мнению, умственно отсталые школьники должны пройти программу нормальной начальной школы, приспособленной к их способностям, за 5-6 лет. М. П. Постовская выступила против профессионального обучения во вспомогательных школах. Труд во вспомогательной школе, по ее мнению, должен быть только ручным. Для окончивших вспомогательные школы она рекомендует создавать ремесленные школы. Глубоко отсталых советует воспитывать в закрытых учреждениях.
С. Я. Рабинович выступила с докладом о детских домах для умственно отсталых детей. Она рекомендовала создавать 3 типа таких домов: дошкольные, школьные и профессиональные.
В решениях съезда указывается на необходимость осуществлять всеобщее обучение умственно отсталых детей, организовывать дошкольные учреждения для этих детей, обеспечивать охрану личности умственно отсталого после школы. Съезд рекомендовал как можно раньше выявлять умственную отсталость и соответственно начинать необходимую работу. Съезд решил считать подготовку персонала для специальных учреждений важнейшей государственной задачей. По этому вопросу была принята резолюция:
«Съезд считает необходимым организовать специальные высшие учебные заведения и курсы — как длительные, так и краткосрочные по подготовке работников в учреждения для всех видов детской дефективности. Съезд находит необходимым немедленное откомандирование из армии педагогов и врачей, работающих с умственно отсталыми, морально и физически дефективными детьми. Учитывая всю тяжесть работы в учреждениях для дефективных детей, необходимо улучшить положение педагогического и воспитательного персонала, приравняв его в снабжении натурой к рабочим тяжелого физического труда».
В целом работа I Всероссийского съезда деятелей по борьбе с детской дефективностью, беспризорностью и преступностью заслуживает высокой оценки. Это был самый представительный форум советских общественных деятелей, врачей и педагогов, участвовавших в борьбе с дефективностью. Съезд подвел итоги первых трех лет работы Советского государства в этой области. Этот съезд определил принципы и программу деятельности Советского государства в области дефектологии на ближайшие годы, особенно в области организационных вопросов.
После съезда началось заметное оживление в работе с аномальными детьми. В 1920 году в. Москве при Наркомпросе и Наркомздраве открылись институты по подготовке учителей-дефектологов; эти институты в 1923 году слились в один институт. В 1925 году этот институт был преобразован в дефектологическое отделение при педагогическом факультете Второго МГУ. Во многих городах были проведены курсы по подготовке учителей и воспитателей для специальных школ. На периферии открывались новые вспомогательные школы, налаживался порядок в детских домах. Уже через год после указанного выше съезда возникла необходимость в созыве нового съезда, который мог бы решить волновавшие дефектологов проблемы. Вместо съезда с 30 сентября по 8 октября 1921 года в Москве была проведена Всероссийская конференция по борьбе с детской дефективностью. Это было как бы продолжением работы предыдущего съезда. Основное значение конференции 1921 года, как и съезда 1920 года, состояло в том, что эти форумы привлекали внимание широкой общественности к нуждам специальных учреждений для аномальных и частично разрешили ряд организационных вопросов по борьбе с дефективностью.