Тема №2. Педагогика в системе наук о человеке
Цель занятия: Сформировать представление о педагогике как науке, ее структуре и месте среди других наук о человеке; познакомиться с понятийным аппаратом педагогики как целостной системой; заложить умения анализировать, сопоставлять, сравнивать основные понятия педагогической науки.
1 часть(для студентов всех профилей направления подготовки Педагогическое образование)
1. Общее представление о педагогике как науке. Объект, предмет и функции педагогики.
2. Категориальный аппарат педагогики.
3. Связь педагогики с другими науками и ее структура.
2 часть (для студентов ИФФ, ФПП, ТФ (профиль Информатика и информационные технологии в образовании))
4. Образование как социальный феномен и как педагогический процесс.
5. Педагогический процесс как целостное явление. Логика и условия построения целостного педагогического процесса.
6. Развитие личности как педагогическая проблема. Роль обучения и воспитания в развитии личности.
Практическое задание семинара:
№ 1. Установите иерархию следующих определений педагогики, начиная с самого общего и кончая самым частным. Проставьте соответствующие цифры напротив определений:
1) педагогика — искусство воспитателя воздействовать на воспитанника с целью формирования его мировоззрения;
2) педагогика — наука о воспитании;
3) педагогика — часть общественной культуры;
4) педагогика — наука о воспитании и обучении детей;
5) педагогика — наука о проблемах образования и обучения людей.
№ 2. Что из перечисленного относится к задачам педагогической науки: 1) воспитание; 2) обнаружение закономерностей в областях воспитания, образования, обучения, управления образовательными и воспитательными системами; 3) изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности; 4) внедрение результатов исследований в практику; 5) образование школьников; 6) прогнозирование развития образования.
№ 3. Проанализируйте ситуацию. Знание каких теоретических положений педагогики поможет учителю выйти победителем из создавшейся конфликтной ситуации? Педагогика - это наука или искусство воспитания? Почему порой отличная оценка по курсу педагогики не всегда обеспечивает успех в практической работе с воспитанниками?
«Нас было восемь молодых, уверенных в своей непогрешимости учителей со сверкающими голубыми ромбиками на лацканах пиджаков.
Бесстрашные и веселые, мы были деятельны. Я был уверен: мой IX А - славные ребята. И с чувством снисходительного превосходства поглядывал на учителей, у которых то и дело возникали со своими классами какие-то проблемы.
И вдруг мой расчудесный IX А в полном составе сорвался с урока. С моего урока! Они шли мимо меня, постукивая каблучками и шаркая подошвами. Когда шествие кончилось, я увидел: не все ушли, человек шесть осталось.
- Что же не уходите? - протолкнул сквозь зубы.
- А мы не согласны уходить.
Вот они, самые честные, самые надежные. А те предатели... Потом я понял: нет, и эти не ангелы, и те не злодеи. Просто для меня они были первыми, но я-то у них был не первым, и они меня испытывали. Но как бы там ни было, а кашу надо расхлебывать. Только как?
Мы обнаружили, что зачинщиками оказались как раз те "самые честные, самые надежные", что не ушли, а остались. И передо мной вдруг открылся целый мир невидимых хитросплетений: симпатий и антипатий, привязанностей, взаимопритяжений и взаимоотталкиваний - всего, что скрывается за этим словом: класс. И мне стало страшно. Ведь не стану же я ремонтировать телевизор, хотя и прекрасно знаю принцип его работы: побоюсь повредить что-нибудь в затейливой путанице разноцветных проводков. Как же я тут-то управлялся? Сколько невидимых нитей перервал, сколько растоптал, ничего не ведая, не чувствуя. Вся эта история стала для меня настоящим курсом педагогики.»
(Яковлев Н. С верой в человека // Учит. газ.- 1979.- 14 июня.)
№ 4. Рассудите, кто же прав. На чьей стороне истина? Почему иногда бытует мнение о том, что педагогика - это не наука? Какую роль она выполняет в профессиональном становлении учителя, в совершенствовании его педагогического мастерства?
«Как-то молодой хирург, только что окончивший медицинский институт, оказался в группе учителей, ведущих разговор о своей профессии.
- Я не кончал педагогического вуза,- сказал он,- но мог бы преподавать в школе любой предмет.
- Я тоже мог бы работать хирургом,- возразил ему один из учителей,- но только до первой операции.
- Сколько людей, имеющих сельскохозяйственное, техническое образование, никогда не изучавших педагогику, психологию и методику, успешно работают в школе,- отстаивал свое мнение хирург.- Важно на первых порах показать человеку, как составлять план, конспект урока, и усвоить ряд советов завуча: не давать домашнего задания под звонок, ставить сначала вопрос, а потом можно вполне оперировать знанием учебного материала, своими коммуникативными способностями и добиваться приличных результатов в педагогической практике. Главное учителю хорошо знать свой предмет, добросовестно относиться к своей работе, и все будет хорошо без вашей педагогики.
- Но ведь педагогическое мастерство - это творческая деятельность,- возразил один из участников спора,- конечно, оно может быть выработано в процессе непосредственного учительского труда. Но ограничиваться в педагогической работе только практическими рекомендациями, очевидно, недостаточно. Иначе учитель превратится в кустаря, ремесленника.
- О чем спор,- включился в разговор другой учитель,- ведь сама школа, как ни странно, обходится без педагогики. Главное опыт, а все остальное приложится.
- Ну, нет,- возразил ему один из коллег,- прежде всего нужно обращать больше внимания на теоретическую подготовку будущего учителя, учить анализировать соответствующие ситуации; опираясь на знание закономерностей развития личности ученика и закономерностей процессов воспитания и обучения, развивать профессионально-педагогическое мышление.
- О какой теории может идти речь?! Педагогика - это ведь не медицина. В ней нет точных диагнозов и рецептов,- продолжал развивать свою точку зрения молодой хирург.- Вчерашний школьник, не приступив еще к изучению педагогики, уже знает ее... То есть, конечно, знает не педагогику, а очень многое из того, что вроде бы относится все-таки к ней.»
(Наумов Б. Можно обойтись без педагогики? // Учит, газ.- 1982.- 3 июля.)
№ 5. Анализ учебных пособий свидетельствует о том, что во многих из них даются различные трактовки сущности процесса обучения.
Так, одни авторы считают, что "обучение означает совместную деятельность учителя и учащихся, когда первые передают знания, умения и навыки, в той или иной степени руководят процессом их усвоения (преподавание), вторые усваивают эти знания, умения и навыки (учение). Преподавание и учение - две взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны обучения" (Болдырев Н. И. и др. Педагогика.- М.: Просвещение, 1968.- С. 26.).
Другие полагают, что обучение "представляет собой совокупность последовательных действий учителя и руководимых им учащихся, направленных на сознательное и прочное усвоение системы знаний, умений и навыков, в ходе чего осуществляется развитие познавательных сил, овладение элементами культуры умственного и физического труда, формирование основ коммунистического мировоззрения и поведения учащихся" (Основы дидактики / Под ред. П. Е. Осипова.- М.: Просвещение, 1967.- С. 176.).
Третьи утверждают, что обучение - это "активная познавательная деятельность, в которой учащиеся под руководством учителя овладевают знаниями, умениями и навыками, развивают свои познавательные силы и способности, формируют мировоззрение" (Костенков П. П. и др. Методические указания по использованию психолого-педагогических терминов в процессе самостоятельной работы.- Барнаул: Изд-во Алтайского ун-та, 1979.- С. 34.).
Сопоставьте эти определения. Какое из них наиболее полно отражает сущностные признаки процесса обучения? Чем обосновано ваше мнение?
№ 6. В психолого-педагогической литературе существуют различные определения процесса развития.
Одни полагают, что развитие - это не что иное, как природные задатки человека, которые в процессе жизни человека проявляются и определяют возможности и свойства его личности.
Другие считают, что развитие - это качественное изменение свойств и психических процессов человека, приводящее, с одной стороны, к совершенствованию процесса отражения им окружающей действительности, а с другой - к усложнению и активизации его деятельности.
Третьи утверждают, что развитие - это процесс прогрессивных последовательных изменений, которые характеризуются переходом от низших форм к высшим формам и уровням всей жизнедеятельности человека (Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе.- М.: Просвещение, 1979.- С. 7-10.).
Какое из приведенных выше определений вы считаете наиболее научно обоснованным и почему?
№ 7. Один из авторов, поднимая на страницах "Учительской газеты" вопрос о воспитании эстетических вкусов у молодежи, сетует на то, что добрая половина молодежи, имеющей музыкальное образование, не любит музыку. Музыкальное образование, по его мнению, не всегда прививает любовь к музыке. Музыкальной грамотой можно овладеть, но в то же время можно остаться эмоционально глухим. Причину такого положения он видит в том, что в практике произошло смешение двух понятий: образование и воспитание (Шестов В.Затронуть душевные струны //Учительская газета- 1979.- 28 авг.).
Как вы считаете, прав ли автор, различая понятия образование и воспитание? В чем специфика каждого из них?
№ 8. Подготовьте доклад по одной из предложенных тем.
1) Педагогика как социальная наука и её роль в развитии обучения и воспитания.
2) Связь педагогики с другими науками.
3) Взаимосвязь педагогической науки и педагогического опыта.
4) Взаимосвязь развития общества и воспитания детей.
5) Основные тенденции развития современной педагогической науки.
6) Связь времени и пространства в педагогике.
7) Этнокультурные традиции в сфере современного образования.
8) Педагогика ненасилия и возможные пути ее реализации в современной системе воспитания и обучения.
9) Категория воспитания в истории развития философско-педагогических взглядов.
10) Философия образования: проблемы, пути поиска, влияние на развитие педагогики.
11) Влияние идей современной педагогики на становление гражданского общества в России.
12) Рентабельность образования в рыночных условиях. Педагогический процесс.
13) Педагогическое взаимодействие как категория педагогики.
14) Внутренний конфликт и защитные механизмы у детей в педагогическом взаимодействии.
15) Диалог культур как путь гуманизации педагогического процесса.
16) Гимназия (колледж, лицей) в современной системе образования.
17) Частные школы как вид альтернативной школы.
18) Детский дом семейного типа и его нравственно-воспитательные возможности.
19) Национальная школа в системе образования России.
20) Учебно-воспитательные комплексы как новый тип образовательного учреждения.
21) Элитарное образование: история и современность.
22) Учреждения дополнительного образования в современном образовательном пространстве.
23) Компьютеризация педагогического процесса.
24) Воспитательно-образовательные дошкольные учреждения и центры.
25) Формы взаимодействия учреждений образования с детскими и молодежными организациями и объединениями.
Литература:
1. Кукушин В.С. Общие основы педагогики. Учебное пособие для студентов педагогических вузов. – Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2002.
2. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студентов высших и средних пед. учебных заведений /Под редакцией С.А. Смирнова.- М.: Академия, 2001.
3. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого,- М.: Педагогическое общество России, 2002.
4. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2-х кн.: Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – М., 2001.
5. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших пед. учебных заведений. – М. Академия, 2002