Цели регионализации образования

Регионализация образования является ведущей и долговременной стратегией, определяющей пути становления целостного регионального образовательного пространства на основе взаимодействия национально-регионального, федерального и мирового опыта развития образования, с целью развития и удовлетворения образовательных потребностей жи­телей региона.

Основные цели регионализации образования:

- создание оптимальных условий для реализации Закона «Об об­разовании» РФ в Свердловской области;

- разработка и реализация региональных образовательных про­грамм основного и дополнительного образования с целью разви­тия и удовлетворения образовательных потребностей жителей ре­гиона;

- целенаправленное, осуществляющееся на основе программно-це­левого подхода, развитие региональной системы образования в условиях единого образовательного пространства Федерации.

5.1 Создание в Свердловской области оптимальных условий для ре­ализации Закона «Об образовании» в области содержания образова­ния означает:

- создание условий для самоопределения личности и ее самореа­лизации;

- ориентация системы образования на развитие гражданского об­щества, укрепление и совершенствование правового государства;





- Цели регионализации образования - student2.ru Цели регионализации образования - student2.ru формирование у обучающихся адекватной современному уров­ню знаний и уровню образовательной программы (ступени обу­чения) картины мира;

- обеспечение адекватного мировому уровня общей и профессио­нальной культуры общества;

- интеграция личности в систему мировой и национальных куль­тур общества;

- воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

Эти основные стратегические линии развития содержания образова­ния, выделенные в Законе «Об образовании» Российской Федерации, реализуются в неразрывном единстве и взаимодействии федеральной и региональной образовательной политики на всех ступенях образования и предполагают переход к новой модели образования, базирующейся на обновлении всех составляющих образовательного процесса (формы организации содержания образования, образовательные технологии, пе­дагогические отношения и т.д.).

5.2 Разработка и реализация региональных образовательных про­
грамм основного и дополнительного образования с целью развития и
удовлетворения образовательных потребностей жителей региона.

Регионализация образования является «механизмом», позволяющим на основе демократизации образовательных отношений, многообразия форм образования создать гибкую, динамичную, полимодульную систе­му регионального образования, обеспечивающую право на выбор, реа­лизацию свободы и самоопределения личности в сфере образования, развитие и удовлетворение образовательных потребностей.

Национально-региональный компонент содержания образования яв­ляется наиболее вариативной и динамично развивающейся частью учебного плана и формируется на основе:

- учета специфики конкретных регионов;

- принципа местной инициативы и развития инноваций в образо­вании;

- самостоятельности региональных субъектов (образовательных уч­реждений в том числе), определяемой рамками Закона «Об об­разовании» Российской Федерации;

- выработки и реализации региональных образовательных стандар­тов.

Регионализация образования эффективна лишь при условии поиска оптимальных путей соединения инновационного характера развития со­держания образования и процесса повышения качества образования.

5.3 Целенаправленное, осуществляющееся на основе программно-це­
левого подхода, развитие региональной системы образования в услови­
ях единого образовательного пространства Федерации.

Регионализация образования — это постоянный процесс совершен­ствования, развития содержания образования (его целей, ценностей, смысловых установок, культуры и технологии образования), источник которого в непрерывном и открытом характере взаимодействия образова­тельного пространства с динамикой развития региональных процессов.

Формирование национально-регионального компонента является эле­ментом целенаправленного развития региональной системы образования

в целом.

Национально-региональный компонент содержания образования фор­мируется на основе:

- разработки образовательных стратегий, проектов, программ, пред­
ставляющих образовательный, научный, исторически сложившийся

потенциал региона;

- развития и диверсификации образовательного пространства регио­на (проявления разнообразных образовательных инноваций);

- развития межрегиональных, межнациональных, межгосударствен­ных взаимодействий и отражение этих процессов в содержании и формах образования.

Национально-региональный компонент содержания образования раз­вивается и обновляется по мере возникновения и заявления новых об­разовательных потребностей, что обеспечивается:

- многообразием образовательных программ;

- многообразием типов образовательных учреждений;

- развитием образовательных комплексов, включающих различные формы предоставления образовательных услуг, службы и центры, собирающие и обрабатывающие информацию об образовательных запросах населения, научно-исследовательские коллективы, обес­печивающие развитие образования, различные типы ассоциаций и объединений образовательных учреждений и др.;

- дифференциацией системы образования на уровне учебных пла­нов образовательных учреждений и комплексных программ раз­вития образования на уровне округов и территорий;

- развитием системы дополнительного образования.

Развитие национально-регионального компонента содержания обра­зования в свою очередь является необходимым условием повышения приоритета, ценности образования в рамках региональной государ­ственной политики, а качество образования — главным условием раз­вития образовательных потребностей.

Наши рекомендации