Цели регионализации образования
Регионализация образования является ведущей и долговременной стратегией, определяющей пути становления целостного регионального образовательного пространства на основе взаимодействия национально-регионального, федерального и мирового опыта развития образования, с целью развития и удовлетворения образовательных потребностей жителей региона.
Основные цели регионализации образования:
- создание оптимальных условий для реализации Закона «Об образовании» РФ в Свердловской области;
- разработка и реализация региональных образовательных программ основного и дополнительного образования с целью развития и удовлетворения образовательных потребностей жителей региона;
- целенаправленное, осуществляющееся на основе программно-целевого подхода, развитие региональной системы образования в условиях единого образовательного пространства Федерации.
5.1 Создание в Свердловской области оптимальных условий для реализации Закона «Об образовании» в области содержания образования означает:
- создание условий для самоопределения личности и ее самореализации;
- ориентация системы образования на развитие гражданского общества, укрепление и совершенствование правового государства;
- формирование у обучающихся адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
- обеспечение адекватного мировому уровня общей и профессиональной культуры общества;
- интеграция личности в систему мировой и национальных культур общества;
- воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
Эти основные стратегические линии развития содержания образования, выделенные в Законе «Об образовании» Российской Федерации, реализуются в неразрывном единстве и взаимодействии федеральной и региональной образовательной политики на всех ступенях образования и предполагают переход к новой модели образования, базирующейся на обновлении всех составляющих образовательного процесса (формы организации содержания образования, образовательные технологии, педагогические отношения и т.д.).
5.2 Разработка и реализация региональных образовательных про
грамм основного и дополнительного образования с целью развития и
удовлетворения образовательных потребностей жителей региона.
Регионализация образования является «механизмом», позволяющим на основе демократизации образовательных отношений, многообразия форм образования создать гибкую, динамичную, полимодульную систему регионального образования, обеспечивающую право на выбор, реализацию свободы и самоопределения личности в сфере образования, развитие и удовлетворение образовательных потребностей.
Национально-региональный компонент содержания образования является наиболее вариативной и динамично развивающейся частью учебного плана и формируется на основе:
- учета специфики конкретных регионов;
- принципа местной инициативы и развития инноваций в образовании;
- самостоятельности региональных субъектов (образовательных учреждений в том числе), определяемой рамками Закона «Об образовании» Российской Федерации;
- выработки и реализации региональных образовательных стандартов.
Регионализация образования эффективна лишь при условии поиска оптимальных путей соединения инновационного характера развития содержания образования и процесса повышения качества образования.
5.3 Целенаправленное, осуществляющееся на основе программно-це
левого подхода, развитие региональной системы образования в услови
ях единого образовательного пространства Федерации.
Регионализация образования — это постоянный процесс совершенствования, развития содержания образования (его целей, ценностей, смысловых установок, культуры и технологии образования), источник которого в непрерывном и открытом характере взаимодействия образовательного пространства с динамикой развития региональных процессов.
Формирование национально-регионального компонента является элементом целенаправленного развития региональной системы образования
в целом.
Национально-региональный компонент содержания образования формируется на основе:
- разработки образовательных стратегий, проектов, программ, пред
ставляющих образовательный, научный, исторически сложившийся
потенциал региона;
- развития и диверсификации образовательного пространства региона (проявления разнообразных образовательных инноваций);
- развития межрегиональных, межнациональных, межгосударственных взаимодействий и отражение этих процессов в содержании и формах образования.
Национально-региональный компонент содержания образования развивается и обновляется по мере возникновения и заявления новых образовательных потребностей, что обеспечивается:
- многообразием образовательных программ;
- многообразием типов образовательных учреждений;
- развитием образовательных комплексов, включающих различные формы предоставления образовательных услуг, службы и центры, собирающие и обрабатывающие информацию об образовательных запросах населения, научно-исследовательские коллективы, обеспечивающие развитие образования, различные типы ассоциаций и объединений образовательных учреждений и др.;
- дифференциацией системы образования на уровне учебных планов образовательных учреждений и комплексных программ развития образования на уровне округов и территорий;
- развитием системы дополнительного образования.
Развитие национально-регионального компонента содержания образования в свою очередь является необходимым условием повышения приоритета, ценности образования в рамках региональной государственной политики, а качество образования — главным условием развития образовательных потребностей.