Нормативно-правовая база гражданско-патриотического воспитания
О значимости гражданского и патриотического воспитания молодежи неоднократно говорилось в Посланиях Президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию РФ.
Нормативно-правовые аспекты патриотического воспитания определяются в государственных документах Российской Федерации – Конституции РФ, федеральных законах, постановлениях Правительства РФ, федеральных программах. Назовем эти документы.
Статья 70 Конституции РФ определяет «Государственный флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются Федеральным Конституционным законом».
Указы Президента Российской Федерации «О дне Государственного Флага Российской Федерации № 1714 от 15 апреля 1994 г.», «О знамени Победы» № 561 от 15 апреля 1996 г. регламентируют государственные символы Российского Федерации.
Указ Президента Российской Федерации № 727 от 16.05.1996 г. «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи», а также федеральные Конституционные законы о днях воинской славы (победных днях) России от 10 февраля 1995 г.; о воинской обязанности и военной службе от 28 марта 1998 г.; о государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 26 марта 1995 г.; о Государственном Флаге Российской Федерации от 23 декабря 2000 г.; о Государственном гербе Российской Федерации от 25 декабря 2000 г.; о Государственном Гимне Российской Федерации от 25 декабря 2000 г. формируют правовую базу гражданско-патриотического воспитания.
Общине вопросы государственной политики в области гражданско-патриотического воспитания определяют следующие Постановления Правительства РФ и государственные межведомственные программы:
– Постановление Правительства РФ от 11 июля 2005 г № 422 «О Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы».
– Программа мероприятий по популяризации государственных символов России до 2010 года. План действий по реализации программы мероприятий по популяризации государственных символов России до 2010 г.
Более частные вопросы гражданско-патриотического воспитания определяют следующие инструктивно-методические документы Минобразования РФ и Минобрнауки России: Письмо Минобразования РФ «О гражданском образовании и изучении Конституции Российской Федерации»; Приказ Минобразования РФ от 09.12.94 № 479 «Об изучении Конституции Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации»; Инструктивное письмо Минобразования РФ «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации» от 15.01.2003 г. № 13-51-08/13; Приказ Министерства образования и науки РФ № 129 от апреля 2005 г. «О плане действий по реализации программы популяризации государственных символов России до 2010 г.».
Задание 3
Создайте классификацию нормативно-правовой базы гражданско-патриотического воспитания молодежи.
2. Теоретические основы и практика гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи
в российском образовательном пространстве
Патриотическое воспитание в отечественной педагогике
В педагогической науке воспитание рассматривается как целостный социально-педагогический феномен, сущность которого - целенаправленное создания педагогических условий для развития человека.
Формирование личности человека является процессом и результатом развития человека под влиянием наследственности, среды и целенаправленной педагогической деятельности.
При этом воспитание в широком смысле представляет собой процесс социализации человека, то есть усвоение человеком ценностей, установок, норм и образцов поведения, характерных для данного общества, социальной группы и воспроизводства человеком социальных связей и социального опыта.
Воспитание в узком смысле – целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей, молодежи определенные социально значимые качества личности, взгляды и убеждения.
Патриотическое воспитание – это целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей и молодежи ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России.
Гражданско-патриотического воспитание осуществляется на основе освоения общегражданских ценностей.
Теоретической основой гражданско-патриотического воспитания в современной отечественной педагогике является системно-деятельностный подход к воспитанию патриотизма и гражданственности молодежи.
В образовательных учреждениях разных типов и видов реализуется комплексный подход к решению задач гражданского становления личности учащихся.
Задание 4
1. Как вы понимаете воспитание в широком и узком смысле.
2. Определите сущность гражданско-патриотического воспитания.
2.2. Предпосылки и основания гражданско-патриотического
воспитания
В общественную жизнь России, российскую политику, социальную практику, самосознание россиян возвращается понятие «патриотизм». Впервые за многие годы к ориентирам социальной и образовательной политики отнесены идеалы патриотического сознания – служение Родине, верность своему Отечеству и готовность к выполнению гражданского долга. Признано значение системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства. Констатируется наличие острейших проблем в формировании патриотического самосознания в России и неотложность их решения на государственном уровне.
К системе патриотического воспитания отнесены формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в образовательных учреждениях всех типов и видов; массовая патриотическая работа, организуемая и осуществляемая государственными структурами, общественными движениями и организациями; деятельность средств массовой информации, научных и других организаций, творческих союзов, направленная на освещение проблем патриотического воспитания, на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества. Важнейшим качеством гражданина-патриота названа способность успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Государственная политика патриотического воспитания граждан приобретает концептуально-программные и практические очертания. Первым шагом по ее реализации стала Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы».
Концепция государственной системы патриотического воспитания учитывает кризисное состояние, в котором уже долгое время находится общественное и государственное дело воспитания подрастающих поколений. Статус воспитания упал до минимального уровня. Воспитательная ситуация приобрела черты деструктивной – свободной от присутствия морали, ценностей общественного долга и преданности стране. Вмешательство государства в такую ситуацию выглядит не только оправданным, но и необходимым для выхода российского общества из глубокого морально-политического кризиса, в котором оно оказалось в конце XX века.
Вместе с тем патриотическое воспитание детей и молодежи не может быть делом только государства, государственной системы воспитания. Важный с точки зрения восстановления социального статуса воспитания, поворот государства к ценности патриотизма вряд ли принесет ощутимые результаты, если не станет делом самого общества и его гражданских структур, не будет обеспечен успешной самореализацией молодежи, повышением ее социальной мобильности и востребованности.
Реализация целей патриотического воспитания предполагает решение комплекса задач. Основная сложность заключается в неразработанности данных вопросов в современной российской педагогической науке и практике.
Сегодня приходится признать, что заимствованный в 1980-1990 гг. либерально-демократический вариант гражданского образования с характерным для него упором на ценности личной свободы, активного участия граждан в общественно-политической жизни, критического мышления лишь отчасти востребован массовой школой. И дело, видимо, не только в отсутствии в российском обществе развитого гражданского самосознания, но и в реальном морально-психологическом состоянии российского социума, развитии его в последние 15 лет не в направлении объединяющих нравственных ценностей, норм и правил, а часто в сторону от них или в ущерб им. Встает вопрос: отвечает ли такая модель гражданского образования обществу, в котором приоритет отдается индивидуализму, предпринимательским способностям, культуре потребления и богатства?
Без решения этого актуального вопроса идея гражданско-патриотического воспитания более чем проблематична. Если же идея своевременна, то каковы приоритетные задачи, направления и базовые ценности?
Задание 5
1. Как вы считаете, в какой степени гражданские идеалы востребованы в массовом сознании россиян? Аргументируйте свой вывод.
2. Какие качества гражданина-патриота вы можете назвать.
3. Как вы считаете, почему либеральная модель гражданского образования, популярная в начале 1990-х годов, сегодня не пользуется поддержкой многих педагогов? Приведите аргументы.
4. Назовите компоненты системы гражданско-патриотического воспитания молодежи.
2.3. Базовые ценности, понятия и принципы отечественного
гражданско-патриотического воспитания
Патриотическое воспитание немыслимо без возникновения особых отношений между детьми и взрослыми, между различными общностями, в которые вовлечены дети и молодые люди. В этом проявляется общая закономерность воспитательного процесса, стержнем которого является целенаправленное формирование личности в коллективе и через коллектив. В патриотическом воспитании роль коллективизма и общего дела, как принципа воспитания особенно велика. Подчинение личных интересов общественным, товарищеское сотрудничество, готовность к взаимодействию и взаимопониманию – необходимые предпосылки патриотического самосознания. Подлинный патриотизм, если это необходимо, мобилизует все основные факторы групповой сплоченности: единство базовых ценностей и ориентаций множества людей, ясность и определенность коллективной цели, кооперативную взаимозависимость всех, кто эту цель разделяет.
Предпосылкой и результатом патриотического сплочения и единства является коллективистское самоопределение личности – солидарность личности с группой на основе сознательного согласия с общими целями, идеалами, коллективными нормами и ценностями. Как особый тип самоопределения личности патриотизм противостоит негативизму, действиям и поступкам, намеренно противоположным требованиям и ожиданиям других индивидов или социальных групп.
Патриотическое самосознание предполагает также высокий уровень развития коллективной идентичности – отождествления себя и своих отличительных черт с большими общностями людей и культурно-политическим единствами (народом, страной, государством). Любая идентичность важна потому, что определяет поведение человека. Патриотическая идентичность способна мотивировать солидарное поведение огромных масс людей, лишенное какого-либо корыстного интереса.
Патриотическое самосознание заключает в себе также огромный коммуникативный потенциал коллективного общения, восприятия больших масс людей, практически никак не связанных друг с другом, как единого, сплоченного коллектива.
Соответственно и патриотическое воспитание не может обойтись без так называемых коллективообразующих эффектов совместной деятельности – отношений дружбы и товарищества, трансляции при помощи этих отношений своей активности другому, идеальной представленности человека или группы людей в другом человеке или другой группе.
Целенаправленное использование этих эффектов может обеспечить только устойчивая, целостная и способная к постоянной социально-психологической саморегуляции воспитательная система. Такую систему нельзя создать в административном порядке, по единой унифицированной модели образовательного учреждения; она не идентична и системе воспитательной работы – совокупности воспитательных мероприятий.
Для патриотического воспитания общественный характер воспитательной системы, соединение в ней не абстрактных ролей, а конкретных людей по интересам, увлечениям, на основе общего дела – не просто важное, но одно из главнейших условий достижения реальных результатов. Без этого условия невозможно естественное и необходимое для патриотического самосознания сочетание коллективизма с коллективистским самоопределением и мотивированной коллективистской идентификацией личности.
Для успешного патриотического воспитания значение целенаправленного воздействия воспитательной системы на социальную среду определяется тем, какой уровень общественного коллективизма, группового развития это воздействие обеспечивает.
Вместе с тем понятно, что патриотическое воспитание не может быть сведено к преобразованию социальной среды, внесению в нее начал коллективистского самоопределения и коллективной идентичности. Успешность формирования детских и молодежных коллективов определяет эффективность практик конкретных воспитательных систем, но не системы патриотического воспитания на государственном уровне. Как первооснова этого воспитания коллективизм не имеет большего значения без духовно-этической мотивации коллективных действий и поступков. Патриотические мотивы имеют особую побудительную силу исключительно под влиянием соотнесения, отождествления себя с идеальным, культовым образом человеческой коллективности, все внешние характеристики которой «переплавлены» сознанием человека и выступают уже как его субъективные качества («любовь к Родине», «преданность Отчизне», «служение Отечеству»).
Как общественный процесс патриотическое воспитание зависит от принятых в обществе культурных образцов поведения, от того, насколько эти образцы соответствуют представлениям о долге, верности и служению Родине. Если такие представления укоренены в базовой культуре общества, ярко воплощены в ее смыслах, образах, символах и устойчиво принимаются разными поколениями, то возникает прочный механизм самовоспитания патриотических качеств личности; процессы патриотического воспитания и формирования личности переплетаются между собой. Чем более высоким ценностным статусом наделяются образцы патриотического поведения, чем больше образцы такого поведения приобретают черты культа (культ самоограничения, служения, принятия бремени государственных обязательств и т. д.), тем более самодовлеющим и самодостаточным становятся мотивируемые образами чувства долга, ответственности и т. д. Если же патриотические умонастроения и установки «уходят» из базовой культуры общества или если их значения ослабляются контркультурными по значению ценностями и моделями поведения, то самовоспитание патриотизма перестает быть общественной ценностью, как бы ни культивировались его традиционные образы и исторические символы.
В теоретическом плане и весьма условно общественное (гражданское) основание патриотического воспитания может быть разделено на социально-нравственное (гражданские идеалы и ценности), социально-психологическое (коллективообразование, коллективообразующая роль воспитательных систем), морально-психологическое (этос общества, его морально-психологическое состояние), социокультурное и культурно-историческое (культурные образцы развития личности, самовоспитания человека, историческая память, культурно-исторические традиции патриотизма). По своим характерным чертам и динамике изменений эти основания автономны по отношению к государству и государственной политике, непосредственно отражают уровень интеграции и консолидации общества.
Общественное основание патриотического воспитания может непосредственно входить и в содержание патриотического воспитания. Для этого необходимы определенная идеализация единства общества, наделение этого единства высоким ценностным статусом как желаемого и необходимого соединения самых разных людей, разных культур и культурных традиций в едином гражданском обществе. В полной мере та культурная идентичность реализуется в гражданских идеалах и ценностях патриотизма или, проще говоря, в гражданском патриотизме. Ключевую роль в его развитии играют идеалы гражданской коллективности (гражданственности), общественной солидарности, сознательного выполнения личностью гражданского долга перед обществом и государством, уважение государством прав граждан, безусловной защиты их жизни (личного достоинства и безопасности. Формирование и развитие личности на основе этих идеалов или, во всяком случае, признание их воспитательного значения, образуют гражданское направление патриотического воспитания.
В целях более четкого понимания общественного значения патриотического воспитания надо различать его гражданское основание и собственно гражданско-патриотическое воспитание. И то, и другое понятия имеют отношение к определению основных путей развития системы патриотического воспитания граждан. Но первое – гражданское основание патриотического воспитания – раскрывает больше социальные и педагогические закономерности становления и развития данной системы. Второе – гражданско-патриотическое воспитание, как одно из направлений воспитательной деятельности, относится больше к мировоззренческому содержанию и долгосрочным целям системы патриотического воспитания. Первое соотносит намечаемое содержание, формы и методы воспитания с общими регуляторами воспитательной практики. Второе сопрягает задачи воспитания гражданина-патриота с ценностными ориентирами развития российского гражданского общества: его единством и самобытностью, уникальной ролью в сплочении разных народов и культурных групп, в судьбах страны и мира, значением и ценностью российского гражданства и российской идентичности.
российская культура обладает своими значимыми традициями гражданско-патриотического воспитания. Эти традиции нельзя противопоставлять общим принципам и понятиям гражданского воспитания – это свело бы на нет универсальные начала такого воспитания (общество – гражданин – гражданский долг). Вместе с тем нельзя не заметить, что в российском культурно-историческом контексте гражданский патриотизм имеет глубокий нравственно-этический смысл, берет начало в высших нравственных идеалах служения, долга, справедливости и солидарности. Человеческое при этом превалирует над этническим, всеобщее над частным – корпоративным. Гражданские установки патриотического воспитания, следовательно, тяготеют к уровню нравственных смыслов, ценностей и мотиваций.
Важно не потерять из виду в воспитательном процессе эти традиции. Они поднимают его содержание и цели на общественно-нравственную высоту. На высокий уровень коллективообразования и коллективистского самоопределения личности, что так важно и необходимо в гражданско-патриотическом воспитании. Появляется возможность понять и зафиксировать прямую связь между тем, что мы хотим получить в результате такого воспитания (коллективизм, ориентация на общественные интересы, единство и консолидацию общества) и тем, что можем и должны предпринять для достижения этих результатов (создать необходимый нравственно-психологический климат для воспитания патриотизма). Эту связь выражают следующие принципы гражданско-патриотического воспитания:
1. Ориентация на нравственные отношения в коллективе, нравственный принцип воспитания: «улучшить общество, улучшив самих себя». Наиболее полно и последовательно этот принцип выражают ценности альтруизма, альтруистического отношения к окружающим.
2. Личностная ориентация нравственного воспитания, направленность его на формирование сознательной жизненной позиции воспитуемых. Этот принцип предполагает развитие мотивов альтруизма, реализацию потребности в самоуважении через готовность к альтруистическим поступкам.
3. Комплексный подход к нравственному воспитанию, охватывающий последовательно основные моменты как собственно воспитательного процесса (переживание – потребность и мотив деятельности – действие – практическая деятельность), так и процесса самовоспитания личности (осознание – самосознание – поступок).
4. Культурно-исторический контекст воспитания, формирующий понимание и знание российских традиций и ценностей, роли России в истории и мире. Коллективообразующий результат (эффект) нравственного и культурно-исторического воспитания – интеграция субъектов и участников воспитательного процесса в коллектив, общность, скрепленные морально-психологическим единством и оказывающие целенаправленное воздействие на окружающую социальную среду.
Задание 6
1. Назовите базовые ценности отечественного гражданско-патриотического воспитания.
2. Определите основные понятия и принципы отечественного гражданско-патриотического воспитания.
3. Определите основные принципы отечественного гражданско-патриотического воспитания.