Раздел II. Школа и воспитание в Древнем мире
Раздел V. История образования
N ДЕ | Наименование дидактической единицы ГОС | N задания | Тема задания |
История образования | История педагогики и образования как область научного знания | ||
Воспитание в первобытном обществе. Воспитательно-образовательная практика и педагогическая мысль в древних цивилизациях и античном мире | |||
Воспитание, образование и педагогическая мысль в истории культуры Средневековья, Возрождения, Нового времени | |||
История педагогики и образования в Новейшее время. Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса |
История педагогики и образования – наука, изучающая историческое развитие педагогического знания и практики образования.
1.1.1. Тема. Воспитание в первобытном обществе.
Эволюционно-биологическая (как инстинктивная забота о потомстве) и психологическая (как инстинкт подражания взрослым) концепции происхождения воспитания. Зарождение воспитания как особого вида деятельности (между 35-40 тысячелетием), его особенности на ранних этапах (коллективное, всеобщее, равное, контролируемое общиной, дифференцированное по полу и возрасту) и более поздних этапах с 9 -8 тысячелетия до н.э. сначала в Малой, Передней и Средней Азии (сословно-семейное). Появление и особенности организованных форм воспитания (от коллективной традиции воспитания к появлению "домов молодежи"–предшественников школ,воспитанию "общественного" человека, обучению его трудовым навыкам, умениям, знанию обрядов, завершающихся прохождением инициации).
Раздел II. Школа и воспитание в Древнем мире
2.1.1. Тема. Культура и образование в Древней Месопотамии.
Общее и особенное в генезисе воспитания и школы цивилизаций Древнего Востока (школы стали главным центром обучения и воспитания в связи с неспособностью семьи дать детям необходимую образовательную подготовку). Возникновение и развитие письменности. Использование пиктографического (рисунчатого) письма и логографии (египетские и китайские иероглифы, шумерская клинопись). Семейно-общинный уклад школ Месопотамии. «Дома табличек»: их появление, назначение и развитие. Основные центры развития: семьи писцов, храмы, дворцы, библиотеки. Приемы обучения воспитания (из-за сложностей письма носили крайне рутинный характер). Содержание программ обучения (скудное и узкоспециальное в жестких рамках определенного положения в семье, касте, социальной страте).
2.1.2. Тема. Школа и воспитание в Древнем Египте. Вопросы для обсуждения:
1. Многобожие Египетской религии (бог Омон - гл.), как фактор воспитания.
2. Идеалы воспитания (человек немногословный, стойкий к лишениям и ударам судьбы), его методы и приемы ("Дитя несет ухо на своей спине, нужно бить его, чтобы он услышал").
3. Организация и содержание воспитания (для овладения грамотой ученику следовало запомнить не менее 700 иероглифов, различать беглое, упрощенное и классическое письмо). Семейный и сословно-профессиональный подход (школа в Древнем Египте возникла как семейный институт, позже при храмах, дворцах царей и вельмож, дети обучались с 5 лет.).
2.1.3. Тема. Школьное образование в Древней Индии.
Особенности: религиозная идеология, кастовый характер образования и воспитания (Четыре касты, или варны. Три высших касты составили потомки ариев: брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшьи (земледельцы-общинники, ремесленники, торговцы). Четвертой - низшей кастой - являлись шудры(наемные работники, слуги, рабы). Влияние брахманизма (индуизма) в дравидско-арийскую эпоху (со 2- 1 тысячелетия до н.э.). Сословно-профессиональные и семейно-общественные основы воспитания. Семейные школы(обучение в доме учителя во многом строилось по типу семейных отношений; учителя - мужчины обучали молодежь, устно передавая знания. Ученики выслушивали, заучивали и анализировали тексты) и лесные школы(посещение известного своими познаниями учителя - гуру либо участие в спорах и собраниях ученых мужей). Идеалы воспитания (умственное развитие, духовность, физическое совершенство, любовь к прекрасному, самообладание). Особенности идеографического письма. Алгоритм приобретения знаний (сначала целостное изложение учителем новых знаний, затем - дробный анализ; раскрытие абстрактных понятий сопровождалось обсуждением конкретных примеров).
Влияние на образование буддизма и необрахманизма со II -VI вв. н.э и в последующий период (Увеличивается число школ. Воспитание рассматривается как способ помочь человеку научиться различать сущностное и преходящее, достигать душевной гармонии и покоя, пренебрегать суетным и бренным, добиваться "плодов дела"). Переход к алфавитно-слоговому письму. Учебные заведения элементарного (начального) образования: школы вед, школы толь и светские школы. Учебные заведения повышенного уровня образования – аграхар(программы аграхаров постепенно приближались к жизненным потребностям. Доступ в толи и аграхары был расширен для представителей разных каст. С притоком кшатриев и особенно вайшьев в аграхары увеличился объем преподавания географии, математики, языков, а также врачевания, ваяния, живописи.).
2.1.4. Тема. Школьное дело и зарождение педагогической мысли в Древнем Китае.
Основные этапы становления воспитания и обучения: эпоха Шан XVI -XI вв. до н.э. (обучение по программе «шести искусств»); эпоха Чжоу XI - III вв. до н.э. (формирование к VI в. до н.э. философских школ: даосизм, буддизм и конфуцианство). Подход к школьному обучению (легкость, согласие между учеником и учителем, самостоятельность школяров). Педагогические взгляды Конфуция (всестороннее развитие, благородство, стремление к истине, правдивость, духовная культура). Трактат Конфуция "Книга обрядов" IV-I вв до н.э.: (дана развернутая характеристика дидактических идей, определяются задачи и программа девятилетнего образования и воспитания). Официальная идеология (конфуцианство) и государственная политика в сфере образования в период II в. до н.э. – II в. н.э.