Семейное воспитание. Обучение родителей педагогической культуре. Права ребёнка
Предмет и задачи педагогической науки. Связь педагогики с другими науками.
Образование, воспитание как категории педагогики.
Методология педагогической науки.
Системный подход в педагогике.
Методы педагогического исследования.
Понятие человек, личность. Их место среди понятий в педагогике.
Соотношение биологического и социального в развитии личности.
Краткая характеристика системы образования в России
Факторы в развитии личности, их соотношение и роль в развитии.
Сущность процесса обучения. Преподавание и учение. Процесс усвоения знаний.
Объяснительно-иллюстративное обучение в школе как традиционная модель обучения.
Проблемное обучение. Умственное воспитание в развитие школьников.
Практические методы обучения. Продуктивное обучение, метод проектов.
Содержание образования в современной школе. Государственные образовательные стандарты и программы.
15. Учебный план как документ, отражающий содержание образования.
Методы обучения. Их классификация в современной дидактике.
Проверка и оценка знаний учащихся. Проблемы в оценивании знаний учащихся.
Информатизация образования. Информационные технологии в образовании.
Организационные формы обучения в истории и современности. Классно-урочная система обучения.
Типы и структура уроков.
Сущность и взаимосвязь понятий: воспитание, образование, развитие.
Сущность воспитания и социализация личности.
Концепция воспитания в современной России.
Личностно-ориентированные концепции воспитания (гуманистическая педагогика).
Закономерности воспитания, их характеристика.
Принципы воспитания и их характеристика.
27. Нравственное воспитание учащихся: цели, содержание, средства, оценка воспитанности.
Физическое воспитание в школе. Физическое и психическое здоровье детей.
Воспитание правовой культуры молодёжи в школе и обществе.
Гражданское воспитание учащихся. Формирование политической культуры молодёжи в школе.
Формирование толерантности молодёжи, профилактика агрессивного поведения.
Трудовое воспитание и профориентационная работа в современной школе и семье.
Эстетическое воспитание школьников в школе и обществе. Роль СМИ, массовой культуры.
Коллектив как средство воспитания учащихся в школе.
Общие методы воспитания. Их классификация и характеристика.
Метод убеждения. Психолого-педагогическая сущность, формы реализации.
Метод упражнения. Психолого-педагогическая сущность, формы реализации.
Пример как метод воспитания. Подражание, мода.
Формы воспитательной работы в школе. Классификация, характеристика.
Семейное воспитание. Обучение родителей педагогической культуре. Права ребёнка.
1)Предмет и задачи педагогической науки.Связь педагогики с другими науками.
Педагогика – это наука о законах воспитания и образования человека, она изучает закономерности успешной передачи социального опыта старшего поколения младшему. Она существует для того, чтобы на практике указывать наиболее легкие пути достижения педагогических целей и задач, пути реализации законов воспитания и методик обучения.
Предмет педагогики — целостный педагогический процесс направленного развития и формирования личности в условиях ее воспитания, обучения и образования. Объект педагогики — воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс.
Научная педагогика по проф. В. В. КумаринуHYPERLINK \l "cite_note-3"[3] ставит перед собой следующие задачи:
1. Воспитание человека, т.е. выработку в нём устойчивых привычек поведения, таких как честность, порядочность, трудолюбие и т.д. Не знание о том, что такое честность, а именно привычку быть честным. Эта задача является первоочередной и ей целесообразно отдавать предпочтение - ещё К.Д.Ушинский писал о том, что при дурном воспитании дополнительные знания сделают такого человека только более опасным для общества (и приводил в качестве примера Чичикова).
2. Выявление состава и величины природных (т.е. не поддающихся изменению педагогическими средствами) дарований (способностей) и тесно связанных с ними потребностей данного человека, в значительной степени определяющих возможности к его обучению в том или ином направлении.
3. Выявления состава и величины общественных потребностей к обучению и воспитанию в данном месте и в данное время. При этом понятие места и времени также имеет достаточно сложный (иерархичный) характер.
4. Создание условий и осуществление гармоничного удовлетворения личных и общественных потребностей в воспитании и обучении с учётом потребностей и возможностей (способностей) как иерархии общественных коллективов (от семьи до государства в целом и даже на международном уровне), так и обучаемого.
СВЯЗЬ С ДРОУГИМИ НАУКАМИ:
Наиболее длительной и продуктивной является связь педагогики с философией, которая выполняет методологическую функцию в педагогике.Педагогические факты и явления не могут получить научный статус без их философского обоснования.
Традиционной является связь педагогики с психологией. Чтобы правильно обучать, воспитывать и развивать человека, его нужно сначала изучить «во всех отношениях»
Биология изучает природные особенности человека, которые играют большую роль в образовании (принцип природосообразности обучения и воспитания).
Антропология как комплексная наука о человеке дает для педагогики обширный материал о многомерности и многоликости человека. Педагогика разрабатывает способы комплексного подхода в воспитании и обучении человека.
социология
медецина
экономика
2)Образование,воспитание как категории педагогики
У разных педагогов нет единого мнения на тот счёт, какие понятия педагогики являются категориями, а какие нет, поэтому в разных источниках можно встретиться с различными классификациями.
Практически везде категориями педагогики считаются:
· Образование
· Обучение
· Воспитание
Категории — общие, фундаментальные понятия, которые отражают наиболее существенные связи и отношения реальной действительности.
Образование – процесс и результат овладения учащимися системой научных
знаний и познавательных умений и навыков, формирование на их основе мировоззрения, развития его творческих сил. Ведущую роль в осуществлении образования играет обучение.
В образовании объединяются обучение и воспитание, обеспечивающие культурную преемственность поколений и готовность человека к выполнению социальных и профессиональных ролей. В образовании индивид осваивает систематизированную совокупность нравственных и культурных ценностей, соответствующих его интересам и обществ, ожиданиям.
Под воспитанием понимается процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности в целях подготовки ее к общественной, культурной и производственной деятельности.
Термин воспитание используется в двух смыслах - узком и широком - в зависимости от контекста. В настоящее время в узком педагогическом смысле, под воспитанием понимается специальная воспитательная работа; в еще более узком значении, когда имеется в виду решение определенной задачи, связанной, например,с формированием нравственных качеств (нравственное воспитание), эстетических представлений и вкусов (эстетическое воспитание). В таком случае термин означает участок приложения воспитательных сил.
В широком педагогическом смысле, когда имеется в виду целенаправленная деятельность, охватывающая весь учебно-воспитательный процесс формирования - интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности.
3)Методология педагогической науки
В широком смысле ее трактуют как систему принципов и способов построения теоретической и практической деятельности, а также как учение об этой системе. Согласно другому, тоже широкому, определению — это учение о методе научного познания и преобразования мира
В современной литературе идет речь прежде всего о методологии научного познания, которую понимают как учение о принципах построения, формах и способах научно-исследовательской деятельности. Нечеткость представлений о методологии порождается прямым переносом то одного, то другого из этих определений на педагогическую действительность без учета особенностей педагогической науки.
Зачем нужно знать методологию, видно сразу — без методологических знаний невозможно грамотно провести педагогическое или любое другое исследование. Такую грамотность дает овладение методологической культурой, в содержание которой входят методологическая рефлексия (умение анализировать собственную научную деятельность), способность к научному обоснованию, критическому осмыслению и творческому применению определенных концепций, форм и методов познания, управления, конструирования.
Методологическая грамотность — это предпосылка плодотворной работы. Учителю важно представлять себе, как связаны педагогическая наука и практика, какое место занимает педагог в системе этой связи, какое применение могут найти методы исследования в его практической работе.
Имеются в виду два вида деятельности — методологические исследования и методологическое обеспечение. Задача первых — выявление закономерностей и тенденций развития педагогической науки в ее связи с практикой, принципов повышения эффективности и качества педагогических исследований, анализ их понятийного состава и методов. Обеспечить исследование методологически — значит использовать методологические знания для обоснования программы исследования и оценки ее качества
4)Системный подход к педагогике
Как известно, системный поход в педагогике предполагает отношение к педагогике как к системе – совокупности хорошо структурированных и тесно взаимосвязанных между собой элементов.
Любой системный подход определяется пятью основными принципами: целостностью, иерархичностью, структуризацией, множественностью и системностью
Системность образованию придают: гибкость, динамичность, вариативность, адаптивность, прогностичность, преемственность, целостность
Сущность системного подхода заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, развитии и движении
Системный подход ориентирует исследования на раскрытие целостности объекта, выявление его сложных связей и взаимодействий, среди которых нужно выделить наиболее существенную, определяющую для данного объекта, как говорят, системообразующую связь
5)Методы педагогического исследования
Метод моделирования– наглядно-образная характе-ристика изучаемых процессов и явлений с помощью схем, чертежей, кратких словесных описаний, матриц, символов, математических формул и т. п.
.
Наблюдение - организованное целенаправленное и фиксируемое восприятие участников педагогического процесса либо его явлений.
Цель наблюдения- накопление фактов и образование первоначальных представлений об определенном педагогическом явлении. Оно может быть включенным (наблюдатель сам является непосредственным участником процесса воспитания или обучения) и невключенным (опосредованным, наблюдением «со стороны). Объектами наблюдения могут быть: деятельность группы учащихся или отдельного ученика в процессе обучения или воспитания; взаимоотношения учащихся между собой или с педагогом; действия детей в конкретной ситуации; деятельность учителя на уроке и т. д.