Содержания образования
Существуют различные подходы к определению принципов отбора содержания образования. Оптимальным представляется вариант, разработанный В.В. Краевским:
О принцип соответствия содержания образования во всех его элементах и на всех уровнях конструирования социально-экономическим потребностям, современному состоянию научных знаний, уровню развития производства;
О принцип учета содержательной и процессуальной сторон при проектировании содержания образования, предполагающий соотнесение учебного материала с формами, способами и средствами процесса обучения;
О принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования: теоретическое представление, учебный предмет, учебный материал, педагогическая деятельность, личность ученика. Этот принцип обеспечивает сбалансированность всех компонентов содержания образования.
Для отбора содержания общего образования в педагогической науке разработана следующая система критериев (Ю.К. Бабан-ский):
1. Критерий целостного отражения в содержании образования задач формирования всесторонне развитой личности.
2. Критерий высокой научной и практической значимости содержания изучаемого материала.
3. Критерий соответствия сложности содержания реальным возможностям учащихся данного возраста.
4. Критерий соответствия объема содержания имеющемуся времени на изучение данного предмета.
5. Критерий учета международного опыта построения содержания образования.
6. Критерий соответствия содержания образования имеющейся учебно-методической и учебно-материальной базе образовательного учреждения20.
♦ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ОТРАЖАЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Содержание образования определяется следующими нормативными документами: государственным образовательным стандартом, базисным учебным планом образовательного учреждения, учебными программами, учебниками и учебными пособиями.
■ Государственный образовательный стандарт
Конституцией РФ (ст. 43) и Законом «Об образовании» (ст. 7) в Российской Федерации «устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты, (...) определяющие в обязательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников»21. В стандартах закрепляются цели, задачи и содержание образования, что дает возможность диагностировать его результаты, осуществлять государственный контроль за соблюдением прав граждан на образование, сохранять единое образовательное пространство России. На основе государственных образовательных стандартов разрабатываются учебные планы образовательных учреждений всех типов.
■ Базисный учебный план общеобразовательной школы Ш В ВАШ КРАТКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Б |
АЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН- основной государственный нормативный документ, содержащий перечень изучаемых в образовательном учреждении предметов, последовательность и сроки их изучения и минимальное недельное количество Часов на каждый учебный предмет.
20 См. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. М., 1983. С. 107-108. 1 Закон Российской Федерации «Об образовании». 13 января 1996 г. № 12-ФЗ // Бюллетень Государственного комитета РФ по высшему образова-НиЮ. 1996. № 2. С. 7.
■ Отличительные особенности Базисного учебного плана
1. Базисный учебный план состоит из трех основных компонентов: федерального национально-регионального и школьного.
Федеральный компонент — инвариантная (неизменяемая, обязательная) часть учебного Плана. В него входят учебные предметы, подлежащие изучению во всех общеобразовательных школах Российской Федерации. Национально-региональный компонент — вариативная часть учебного Плана; перечень учебных предметов в составе данного компонента определяется региональными (республиканскими, краевыми, областными) органами управления образованием22 с учетом национальных и региональных традиций, особенностей экономического и социокультурного развития, потребностей и интересов граждан, проживающих на данной территории. Национально-региональный компонент в полном объеме либо в какой-то своей части выступает как инвариантная часть учебного Плана по отношению к школьному компоненту.
Школьный компонент — вариативная часть учебного Плана формируется педагогическим коллективом образовательного учреждения с учетом потребностей и интересов обучающихся, мнений их родителей, возможностей образовательного учреждения, спецификой развития территории (города, района, села). Школьный учебный план разрабатывается в обязательном порядке.
2. Базисный учебный план включает три основных вида учеб
ных занятий:
а) обязательные занятия, составляющие базовое ядро общего
среднего образования;
б) обязательные занятия по выбору;
в) факультативные занятия.
3. Родственные (близкие по содержанию) предметы в Базисном
учебном плане объединены в образовательные области. Набор
образовательных областей остается инвариантным, но перечень
предметов в составе образовательной области может варьировать
ся в разных регионах и школах.
22 Региональный Базисный учебный план может создаваться (или не создаваться) по усмотрению органов управления образованием.
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ
Таблица 10
Образовательные области | Количество часов в неделю в классах | |||||||||||||
русский язык как государственный | ||||||||||||||
Языки и литература | ||||||||||||||
Искусство | ||||||||||||||
Общественные дисциплины Естественные дисциплины | - | 4 3 | ||||||||||||
Математика | ||||||||||||||
Физкультура | ||||||||||||||
Технология | ||||||||||||||
Всего | ||||||||||||||
Обязательные занятия по выбору | ||||||||||||||
Обязательная нагрузка учащегося | ||||||||||||||
Факультативные, индивидуальные и групповые занятия | ||||||||||||||
Итого |
4. Базисный учебный план определяет содержание:
а) начального общего образования (1—3; 1—4 классы);
б) основного общего образования (5—9 классы);
в) среднего (полного) общего образования (10—11 классы).
5. Базисный учебный план в нормативном порядке устанав
ливает:
а) продолжительность обучения ( в учебных годах) общую
и по каждой ступени;
б) недельное число часов, выделяемое для изучения каж
дой образовательной области, каждого учебного пред
мета;
в) распределение часов на обязательные занятия по пред
метам, отнесенным к инвариантной части, обязательные
занятия по выбору, факультативные занятия;
г) недельную нагрузку учащегося по годам обучения;
д) итоговое количество часов, финансируемое государст
вом.
■ Учебная программа Ш Б ВАШ КРАТКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙСЛОВАРЬ
У |
ЧЕБНАЯ ПРОГРАММА — нормативный документ, определяющий содержание образования по каждому учебному предмету и объем времени, выделяемого как на изучение предмета в целом, так и на каждый раздел и тему изучаемого материала.
В образовательных учреждениях используются следующие виды программ:
а) типовые учебные программы, определяющие базовые зна
ния, умения и навыки, систему ведущих мировоззренческих идей,
общие рекомендации методического характера;
б) рабочие учебные программы, которые формируются на базе
типовых программ и отражают специфику обучения в данном об
разовательном учреждении в конкретной социально-педагогичес
кой ситуации;
в) личностно-индивидуальные23 или авторские программы, раз
рабатываемые и реализуемые высококвалифицированными, твор
чески работающими учителями.
■ Учебники и учебные пособия
Учебники и учебные пособия выступают в качестве важнейшего средства обучения, основных источников знаний и организации самостоятельной работы учащихся по предмету; они представляют собой информационную модель обучения, своеобразный сценарий учебного процесса24.
♦ СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ
Основные задачи воспитания и пути их осуществления мы рассмотрим в схематическом плане.
23 Педагогика: Учебное пособие для педагогических вузов и педагогическ колледжей / Под ред. П.И. Пндкасистого. М, 1996. С. 210. :м Гам же. С. 212.
К СЛОВУ! |
♦ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
ТОЛКОВЫЙ ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ |
ФОРМА(от лат. forma) — ) внешнее очертание; 2) способ существования и выражения какого-либо содержания; 3) устройство, структура чего-либо25.
Ш В БАШ КРАТКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙСЛОВАРЬ
Ф |
ОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА — внешнее выражение акта воспитательного взаимодействия учителя и учащихся. Форма характеризуется числом участников воспитательного взаимодействия, местом, временем и порядком его осуществления.
В педагогике принято выделять формы воспитания и обучения, формы организации учебного процесса и формы организации (организационные формы) воспитания.
Q)oPMbIВОСПИТАНИЯ ИОБУЧЕНИЯ - это понятие используется для определения характера воспитательного взаимодействия, обусловленного числа участников26.