Научные основы определения содержания. Носители содержания образования

Содержание образования - это система знаний, умений и навыков, компетенций отобранных для изучения в определенном типе учебного заведения.

На формирование содержания влияют:

- принятые цели

- потребности личности

- социальные потребности

- социальные и научные достижения

- педагогические возможности

Носители содержания образования:

- государственный образовательный стандарт

- учебный план

- учебная программа

- учебники

- учебно-методический комплекс

- учебные предметы

СРАВНЕНИЕ

Старый стандарт.

цель: усвоение ЗУН, развитие личностных качеств, т е запомни -> воспроизведи.

содержание: ориентация на учебно предметное содержание. Внеурочная деятельность необязательный компонент.

Результаты: требования к уровню подготовки по каждому учебному предмету

Новый стандарт.

цель: формирование учебных действий, направленных на формирование личности ребенка в развитие навыков самостоятельной деятельности и коллективная работа в раскрытие его талантов, рефлексия.

содержание: включение в контекст обучения решения значимых жизненных задач; внеурочная деятельность обязательной и нормирована; вводится компетенции ( ценностно-смысловые, общекультурные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые и личностного самосовершенствования) ; системно-деятельностный подход.

Результаты: личностные, метапредметные, предметные

Учебные программы.

Виды:

1 типовые учебные программы- разработаны на основе государственного образовательного стандарта по определенным дисциплинам,имеют рекомендационный характер

2 рабочие- создаются на основе типовых, утверждается педагогическим советом, отражает требования образовательного стандарта, и возможности конкретного учебного заведения

3 авторские - учитывают требования образовательного стандарта, могут иметь другую логику и авторскую позицию

Учебный план

функции учебника:

1 учебник должен обеспечить формирование мировоззрения

2 должен сообщить научно достоверные данные в соответствии с уровнем развития науки

3 соответствует программе

4 развивать мышление и сформировать основные приемы умственной деятельности

5 должен обеспечить подготовку к получению знаний в будущем, то есть формировать умение учиться

6 соответствует возрастным особенностям учащихся

7 должны быть реализованы: внутрипредметные, межпредметные, и метапредметные связи

8 должен включать в себя задания для развития креативности и самостоятельности

9 должен быть хорошо оформлен двоеточие соответствующий шрифт и качественные иллюстрации

Учебный предмет - это не наука в миниатюре специально отобранный и дидактические отобраный материал науки

Есть учебные предметы, отображающие одну науку, и синтез наук. При построении учебного предмета учитываются особенности науки и особенности возраста.

Образовательная система.

Школа россии, перспектива, перспективная начальная школа, школа 2100, планета знаний, начальная школа 21 века, гармония, система начального образования занкова, система научного образования эльконина-давыдова

Билет 16

Проблемное обучение.

Проблемное обучение.Родоначальник -Сократ. У него много открытий теоретического плана. Основная форма обучения сократовская беседа которое является своеобразно выстроенной психолого-дидактической проблемной ситуацией. При проблемном обучении преподаватели не сообщали готовым знанием, организовывали учеников на их поиск: понятия закономерности, теории познаются в ходе поисков, наблюдений, анализа фактов, мыслительной деятельности, результатом чего и являются знания.Известный польский ученый В. Оконь в своей книге "основы проблемного обучения": "чем больше ученики стремятся в ходе своей работы напасть на тот путь, по которому идет исследователь, тем лучше достигаемые результаты".В основе проблемного обучения лежит самостоятельная учебно-познавательная деятельность учащихся по овладению новыми знаниями, новыми способами действий, путем решения учебных проблем.Проблемная ситуация - это создание учеников затруднения, пути происхождения которого требуют новых знаний, новых способов действий, то есть возникает противоречие между имеющимися знаниями и необходимыми для решения задач.Учебная проблема - представляет собой проблемную ситуацию, принятую учеником к решению на основе имеющихся средств, то есть всякая учебная проблема содержит проблемную ситуацию, но не всякая проблемная ситуация будет для учащихся проблемой.А.М.Матюшин

6 основных правил создания проблемной ситуации:

1 - следует ставить такой практической или теоретической задания, выполнение которых не требует открытия новых знаний

2 - задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям учащихся

3 - проблемное задание дается объяснение нового материала

4 - проблемные задания включают в себя: учебные задачи, вопросы и практические задания, но сами по себе не является проблемной ситуации

5 - одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий

6 - возникшую проблему ситуацию формулирует учитель, указывает на причину невыполнения задания

Этапы познавательной деятельности в условиях проблемной ситуации.

1 возникновение общей проблемной ситуации

2 осознание, анализ, формулировка проблемы

3 решение проблемы. Выдвижение и обоснование гипотез, последовательное их проверка

4 проверка правильности решения проблемы

Инструментом создания проблемной ситуации является:

- проблемные вопросы

- проблемные задачи

- проблемные практические задания

Но не всякие проблемные вопросы, проблемные задачи, и проблемные практические задания является проблемными:

1 Они становятся проблемы тогда, когда имеется связь с ранее усвоенными знаниями и с теми, которые будут усваиваться

2 когда вызывают чувство неудовлетворённости в имеющихся знаниях и желание получить новые

3 когда содержит трудности, но есть ощущение, что их можно решить

4 когда вопросы и задачи вызывает вопросы удивления

5 когда имеющиеся знания приходят в противоречие с новыми
Билет 171. Программированное обучение. Алгоритмизация. Компьютеризация.

Наши рекомендации