Технология работы с литературой
Курсовая работа выполняется студентом на основе подбора, анализа и обобщения литературных источников. Приступая к их поиску, необходимо точно знать ответы на следующие вопросы: что искать, где искать, как искать, где записывать и как записывать?
Необходимая литература по проблеме исследования подбирается студентом при помощи каталогов библиотек. Каталоги – это существующие в виде брошюр либо в виде карточек списки книг, имеющиеся в фондах библиотек.
Существует 6 видов каталогов: алфавитные, предметные, систематические, каталоги периодических изданий, электронные и каталоги новых поступлений. Для успешного поиска необходимой литературы в библиотеке необходимо запомнить следующее [3, 4, 14]:
1. Если известно название необходимого источника и фамилия его автора – обратитесь к алфавитному каталогу.
2. Если необходима книга по какому-либо узкому, специальному вопросу – обратитесь к предметному каталогу, рубрики в котором следуют друг за другом в алфавитном порядке, как и названия книг внутри самих рубрик.
3. Если интересует книга по определенной отрасли науки – обратитесь к систематическому каталогу; однако сами рубрики, в отличие от предметного каталога, расположены не по алфавиту, а по системе дисциплин.
4. Если необходимо познакомиться со статьями из периодических изданий – обратитесь к каталогам журнальных и газетных статей или к указателям статей, опубликованных в конце последнего номера журнала за конкретный год издания.
5. Если нужна информация о поступивших изданиях книг за последние полгода – обратитесь к каталогу новых поступлений.
6. Если есть возможность использовать глобальную телекоммуникационную сеть Интернет– обратитесь к информационными изданиями типа каталогов, которые в отличие от обычных библиографических изданий включают в себя краткий обзор их содержания. Такие издания характеризуются информационной оперативностью, новизной, широтой охвата источников и наличием справочного аппарата, позволяющего быстро систематизировать и отыскивать материалы. Советуем, обратиться и к фондам Российской государственной библиотеки (http://www.rsl. ru.).
Внимательно работая с каталогами, целесообразно переписать полную и точную информацию о книге или статье, что в последствии при составлении библиографического списка поможет составить библиографическое описание.
При подготовке курсовой работы используются различные источники:
1. Научная литература: монография, диссертация, автореферат диссертации, статья из научного журнала, сборник научных статей, материалы конференций, тезисы доклада, рецензия, аннотация, брошюра.
2. Справочно-информационная литература: энциклопедия, энциклопедический словарь, справочник, терминологический словарь, толковый словарь.
3. Учебная литература: учебник, курс лекций и учебно-методическое пособие.
4. Материалы информационной сети Интернет широко используютсяв настоящее время и позволяют с минимальными затратами труда и в кратчайшие сроки получить информацию по интересующей теме.
Сущность перечисленных источников раскрыта в терминологическом словаре, представленном в прил. 16.
Необходимо отметить, что в ходе библиографического поиска автору работы следует отдавать предпочтение работе с научной литературой, в которой широко представлены различные аспекты современных проблем воспитания, развития и обучения; и как можно меньше работать с учебной литературой, в которой раскрывается содержание того или иного учебного курса.
Бесспорно, большое значение для будущего исследования имеет количество найденной литературы, но без умения работать с литературными источниками, возможно, пропустить или не заметить даже самую важную и необходимую информацию. Чтобы успешно работать с научно-методической литературой, необходимо овладеть различными видами чтения, что во многом сэкономит время и поможет найти нужную информацию среди многообразия литературных источников.
Используя различные виды чтения, предлагаем следующую технологию работы с литературой [4, С.8-10].
Библиографическое чтение – это просматривание карточек каталога, рекомендательных списков, сводных списков статей за год и т.п. с целью нахождения источников, которые могут быть полезны в дальнейшей работе.
Просмотровое чтение, как и библиографическое, используется для поиска материалов, содержащих нужную информацию. Обычно к нему прибегают сразу после работы с каталогами и т.п. поскольку с их помощью читатель может только предположить, что в книге или статье данного названия содержится интересующая его информация. Для окончательного решения вопроса он должен просмотреть отобранные материалы, отдельные их части (оглавление, аннотацию, введение, заключение), чтобы выяснить, действительно ли в них содержатся нужные сведения и насколько полно в каждом из источников они представлены. В результате такого просмотра устанавливается, какие источники будут использованы в дальнейшей работе, и создается информационно-поисковая система, которая предназначена для фиксации результатов работы с найденными в рабочем списке литературы библиографическими источниками, что облегчает дальнейшую работу с литературой.
Для ее создания целесообразно составить рабочий список литературы, где каждый просмотренный источник получает свой номер. Для определения значимости библиографических источников предлагает использовать пятибалльную систему: 5 - если в содержании источника представлена полная информация по теме исследования; 4 – если в содержании источника представлена небольшая информация по теме исследования; 3 – содержание источника близко к теме; 2- если, скорее всего, не по данной теме, но надо проверить.
Более того, чтобы облегчить дальнейшую работу с литературой, А.Ф.Ануфриев предлагает указывать и страницы, на которых представлен необходимый материал [3, С.44]. Например: 5 (28) - цифра означает номер литературного источника из рабочего списка литературы, цифра в скобках – номер страницы. Следует помнить, что для проведения просмотрового чтения необходимо иметь план работы, в котором сразу целесообразно отмечать данным образом полученную информацию.
Поскольку основной целью просмотрового чтения является знакомство с большим количеством источников за небольшой промежуток времени, то следует предостеречь читателя от погружения на уровень детального изучения источника, особенно когда в нем представлен материал, который долго искали или он представляет высокую значимость.
Ознакомительное чтение подразумевает сплошное, достаточно внимательное прочтение отдельных статей, книг, глав, отдельных страниц для ознакомления с характером информации в целом, уяснения, какие вопросы вынесены автором на рассмотрение, для сортировки материала на существенный и второстепенный, теоретический и практический, для выделения информации, заслуживающей особого внимания. На первые места в плане ознакомления ставятся источники, получившие наивысшие оценки при просмотровом чтении, а на последние – наименьшие. Для полноценного извлечения информации, содержащейся в научном тексте, рекомендуется делать пометки, условные обозначения, выписки отдельных мест текста, цитат на вкладных листах. Обобщение собранного материала требует систематизации и классификации. Выполнить эту работу с наименьшей затратой времени помогает форма записи на одной стороне листа, позволяющая свободно оперировать материалом: разрезать, перекладывать, подклеивать и т.п. Освоению понятий той или иной области знаний поможет ведение собственных словарей терминов, что, безусловно, будет способствовать улучшению восприятия и понимания научного текста и повысит скорость чтения. После такого чтения источник или откладывается как не содержащий новой и нужной информации, или оставляется для изучения. Результатом ознакомительного чтения является изменение весовых характеристик библиографических источников из рабочего списка литературы. Поскольку бывает, что первоначальная пятерка, полученная во время просмотрового чтения, превращается в двойку, и наоборот, источник, получивший 3 балла, при ознакомлении содержит ценный материал и получает 5. Таким образом, составляется список наиболее значимых для проводимого исследования источников.
Изучающее чтение предполагает доскональное освоение материала, отобранного в ходе ознакомления со статьями, книгами. В ходе такого чтения проявляется доверие читателя к автору, готовность принять и впитать всю предлагаемую информацию, реализуется установка на предельно полное понимание и усвоение материала.
Аналитико-критическое и творческое чтение– два вида чтения, близкие между собой. Первое предполагает направленный критический анализ информации; второе – поиск тех суждений, фактов, по которым высказываются собственные мысли.
Ф.Бэкон говорил, что есть книги, которые надо только отведать, другие лучше всего проглотить и лишь немногие следует разжевать и переварить. За время работы с литературой студент должен овладеть гибкостью чтения, которая требует от читателя умения управлять сменой своих установок и в зависимости от них переходить от одного вида чтения к другому.
Приложение – заключительная часть курсовой работы, которую нельзя рассматривать лишь как иллюстрации к выполненному исследованию, она должна наглядно представлять результаты исследования и иметь прямую связь с текстом работы.
Приложение помогает облегчить восприятие содержания курсовой работы, и может включать в себя методические материалы, дополняющие текст (описание новой методики или технологии), таблицы вспомогательных данных, иллюстрации вспомогательного характера, инструкции, анкеты, методики, копии подлинных документов, выдержки из отчетных материалов, протоколы, отдельные положения из инструкций и правил, продукты самостоятельной деятельности детей, таблицы, графики, карты и т.д. Данные материалы могут быть, как разработаны автором, так и заимствованы.
Все материалы, представленные в приложении, обеспечивают доказательность и репрезентативность выполненного исследования. Иллюстративный материал должен соответствовать общему замыслу работы. Иллюстрации (рисунки, схемы, графики, фотографии, диаграммы и т. п.) объединяются единым названием «рисунок».
Рисунокиспользуется тогда, когда нужно изобразить предметы такими, какими мы их зрительно воспринимаем, только без лишних подробностей. Это позволяет лучше понять содержание, выделить основные части изображения. Например, отдельные положения выполнения спортсменом соревновательного действия с выделением основных элементов техники.
Схема - это изображение, передающее с помощью условных графических обозначений основную идею какого-либо устройства, предмета, явления или процесса и показывающая взаимосвязь главных компонентов. Схемы представляют собой чертежи, на которых плоские фигуры (треугольники, прямоугольники, круги и т. п.) соединены линиями (связями). Внутри фигур помещаются надписи (обозначения частей), цифры или буквы, которые расшифровываются в тексте или надписях к иллюстрации.
Диаграмма – один из способов графического изображения зависимости между величинами. Используют гистограмму (столбиковая диаграмма), ленточную диаграмму и круговую диаграмму.
График- указывает результаты обработки числовых данных, т.е. условных изображений величин и их соотношений через геометрические фигуры, тонкие линии.
К фотографииприбегают, если необходимы особая документальность и наглядность изображения. Нередко фотография выполняет функции не только иллюстрации, но и научного документа, подтверждающего правоту автора и подлинность его экспериментов. Допустимо использование как ранее опубликованных фотографий, так и оригинальных фотографий автора. При этом к фотографиям предъявляются требования достаточной четкости и функциональности содержания, т.е. фотография должна отвечать замыслу работы и специфике положения, которое она должна проиллюстрировать.
Приложения помещаются в конце работы, при этом каждое должно начинаться с новой страницы с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок. Приложение нумеруется арабскими цифрами без знака №. Нумерация страниц, на которых представлены приложения, должна продолжать общую нумерацию страниц основного текста. В тексте работы обязательно должны быть сделаны ссылки на приложения с указанием его номера.
В заключение отметим, что после того как весь материал собран и написан предварительный вариант работы, следует провести ее научное и литературное редактирование – приведение материала в строгое соответствие с оглавлением работы и темой, уточнение всех научных понятий и терминов, логическое построение материла, устранение повторов, усиление доказательности и обоснованности изложения, а также устранение орфографических и стилистических ошибок. Автор работы оформляет окончательный вариант рукописи и сдает ее в отпечатанном, сброшюрованном виде научному руководителю для написания отзыва.