Тема 2.1. Технология работы с литературой

Роковая ошибка студента, пишущего реферат или курсовую работу, – это прийти домой, сесть за стол и начать творить, как великие поэты в плохих фильмах. Так вы ничего не напишите. Один очень хороший и опытный руководитель говорил как-то, что специалист – это не тот, кто все знает, а тот, кто знает, где и о чем можно прочесть, то есть первое, что вам нужно, - это литература. Вопрос в том, где ее взять:

а) у научного руководителя, в обязанности которого входит ориентация студента на подбор литературы по теме;

б) 2-й способ – пойти со списком литературы в каталог и поискать там названия, которые подходят к вашей теме;

в) 3-й способ – внимательно просматривать библиографические указатели в книгах по вашей теме;

г) ценную информацию можно получить из указателей статей, публикуемых в конце последнего в году номера любого журнала, а также

д) в Интернете[1].

Изучение литературы, рукописей, документов, материалов на электронных носителях[2] служит способом создания первоначальных представлении и исходной концепции о предмете исследования, обнаружения «белых пятен», неясностей.

Тщательное изучение литературы помогает отделить известное от неизвестного, зафиксировать установленные факты, накопленный опыт, четко очертить изучаемую проблему.

Работа с литературой начинается с составления списка подлежащих изучению источников(библиографии) – книг, журналов, статей в сборниках. Приходится обращаться к справочно-библиографическим указателям, библиографическим и электронным каталогам, справочному и библиографическому аппарату книг.

Библиографию по теме исследования лучше составлять, выписывая необходимые данные о каждой книге или статье на отдельную карточку или занося их в базу компьютера. Важно точно указать автора или редактора книги, статьи, брошюры, название, место и год издания, издательство, том, выпуск и номер издания. Полезно указать и библиотечный шифр.

Создавшуюся базу данных удобнее всего хранить в форме картотеки – специально организованной системы карточек, которые можно изготовить самостоятельно. Карточки внешне должны быть похожи на карточки библиотечного каталога (по рубрикам). Вверху на каждой карточке указывается тема, ниже – фамилия автора, название книги, выходные данные, номера использованных страниц. Помимо предметной целесообразно параллельно вести картотеку по алфавиту. Это позволяет найти нужные источники по фамилии автора. На карточках как предметной, так и алфавитной картотеки помимо точного описания библиографического источника делаются краткие записи о его содержании. Картотека должна сохраняться в полном порядке, иначе она теряет свой смысл. Хорошая организация картотеки, порядок в ней позволяют легко пользоваться ею в работе над собственным текстом при оформлении библиографии и ссылок.

Чтобы выяснить, в какой мере и как именно пригодится при написании работы та или иная книга, необходимо понимать отличия между жанрами научной литературы. То, к какому жанру относится книга, во многом определяет способ подачи материала, стиль изложения, уровень его доступности для читателя, широту охвата темы или, наоборот, узкую и детальную специализацию, присутствие элементов новизны и т. п.

Виды научных источников[3]

Самый солидный жанр в научной литературе – монографический. Монография –достаточно объемная книга одного автора или группы соавторов с общей точкой зрения на исследуемую проблему. Изложение в монографии посвящено одной проблеме, которая исследуется всесторонне и исчерпывающе. Стиль монографии часто бывает сугубо специальным, текст изобилует терминами и требует много времени на прочтение и осмысление. Для написания студенческой работы монография может пригодиться, во-первых, как полный справочник информации по проблеме; во-вторых, как достаточно полная библиография по теме исследования.

Брошюра – небольшая по объему книжка в мягком переплете, представляющая собой популяризированный текст, в адаптированном к пониманию читателявиде излагающий создание теорий, открытий. Для большинства брошюр характерен простой язык и увлекательный стиль изложения. Недостаток брошюры как источника по теме – облегченность.

Учебник (учебное пособие) – в принципе не предназначен для использования в качестве научного источника. Он содержит общеобязательный материал, предусмотренный программой соответствующего курса. В учебники включается то, что уже апробировано временем, стало классикой. Однако если тема вашей студенческой работы затронута в учебниках, следует знать, как и что там по ней написано. Задача студента – показать, что он овладел основами предмета и начальными навыками самостоятельного анализа и использования научного текста.

Кое-что полезное можно почерпнуть в тезисах докладов научно-практических конференций, которые представляют собой краткую выжимку содержания сделанных на конференции докладов. Обычно в основу содержания таких докладов кладутся материалы или главы диссертации. Сборникитезисов носят, как правило, тематический характер.

Научная статьяпубликуется в отраслевых научных журналах или в сборниках, изданных по этой или иной теме.

Особый разряд научной литературы – реферативные журналы,содержащие короткие пересказы основного содержания (рефераты) книг и монографий, вышедших за период, указанный на обложке. Наиболее ценное в таких журналах – отреферированное содержание непереведенных на русский язык зарубежных научных изданий.

Умение работать с книгой во многом зависит от знания и понимания роли каждого ее структурного элемента, от умения извлечь необходимую информацию о книге до ее прочтения.

Структурный аппарат книги включает следующие элементы: заголовок, аннотацию, оглавление, предисловие, послесловие, справочный аппарат.

Заголовок в научной литературе указывает на тему.

Аннотация – сжатая характеристика содержания с указанием адресата, расположенная на обороте титульного листа.

Оглавление – план изложения темы, путеводитель по книге.

Предисловие содержит изложение задач, поставленных автором; обоснование необходимости издания или переиздания.

Послесловие – итог, краткие выводы.

Справочный материал (глоссарий) – комментарии к понятиям, терминам, фактам и т. д., которые нуждаются в объяснении.

Любое эмпирическое исследование начинается с изучения и анализа источников и документов по изучаемой проблеме. Под документом понимаются специально созданные носители информации. Документы подразделяются на следующие виды:

№ п/п Принцип классификации Виды документов
1. По форме фиксации 1) текстовые, 2) иконографические (кино-, видео- и фотодокументы, репродукции и т. п., 3) фонетические (магнитофонные записи, компакт-диски и т. д.)
2. По источнику информации 1) первичные (составленные на основе прямого наблюдения или опроса), 2) вторичные (представляющие собой обработку, обобщение, сделанные на основе первичных источников)
3. По степени персонификации 1) личные (автобиографии, личные карточки, анкеты, характеристики и пр.), 2) безличные (отчеты, архивы, протоколы и т. д.)

Анализ документов можно осуществлять следующими способами:

1) традиционный (классический) предполагает качественный анализ документов, то есть интерпретацию информации, содержащейся в них, и выявление их сути;

2) количественный, формализованный (контент-анализ[4]) представляет собой перевод тестовой или вербальной информации в количественные показатели.

Основными видами анализа документов являются:

● психологический, выясняющий отношение субъектов образования к педагогическим явлениям и событиям;

● педагогический, выясняющий различные аспекты преемственности в обучении, развитии обучающихся и преподавателей, выясняющий уровень развития личностных качеств и свойств личности;

● формализованный, выявляющий частоту использования тех или иных элементов документа;

● технологический, определяющий уровень усвоения технологических понятий и целесообразность организации конкретного технологического процесса.

Методы работы с источниками

Конспектирование.Конспект – это краткая письменная фиксация основного содержания источника.

Конспект должен содержать специальную информацию об исследуемом предмете, раскрывающую его сущность, назначение, применение, классификацию его признаков, свойств, видов, взаимосвязь с другими предметами, формы и методы, приемы, средства воздействия на него или применения предметов. Например: предмет исследования – дидактическая игра. Из литературных источников необходимо выбрать информацию о сущности игры как метода обучения, привести определения, найти сведения о классификации игр, о применении в различных ситуациях, о значении и влиянии игр на развитие личности и др.

Чтобы информация о предмете была приведена в некоторую стройную систему, предлагается исследовать предмет с психологической, педагогической, методической и диагностической сторон.

Приемы конспектирования:

а) Плановый конспект – это план из интересующих исследователя вопросов и краткое изложение того, что сообщает по этому поводу источник. В таком конспекте попадается также то, что необходимо для написания работы. При этом всю книгу можно не читать, а выбирать только нужные места. Это экономит время.

б) Текстуальный тип конспекта полностью состоит из цитат. Этот способ удобен тем, что впоследствии при написании самой работы все необходимые прямые цитаты будут уже под рукой.

в) Тематический конспекторганизуется так, чтобы одновременно проработать несколько источников по единой теме[5].

Составление плана (в Приложении 2 см. опорный конспект «Как составить план и тезисы»).

Для лучшего понимания внутренней логики изучаемого текста, проще всего составить развернутый план, который позволит легко восстановить в памяти идеи автора. План – логический каркас исследуемой проблемы. План может быть простым, т.е. состоящим из общих заголовков, относящихся к крупным частям текста, или сложным, развернутым, включающим в виде параграфов (пунктов) и подпараграфов (подпунктов) более мелкие разделы. Вначале лучше составить простой план, а затем превратить его в сложный.

Выписки –выборка из текста того, что относится к изучаемой теме, и запись в виде отдельных, не связанных друг с другом логически мыслей. Напоминает упрощенную форму конспекта.

Тезисы – краткие формулировки основных положений книги или статьи. В процессе составления тезисов глубже осваивается материал и делается первый шаг к собственным обобщениям. Тезисы бывают простые, сложные, основные.

а) простые и сложные тезисы– более или менее подробная формулировка тех же идей, содержащих цитаты или прямой пересказ авторского текста (впоследствии при переработке простых и сложных тезисов получаются основные);

б) основные тезисы –четкое и лаконичное изложение в пронумерованных пунктах главных идей источника.

Для написания тезисов целесообразно использовать сложный план. При этом главное внимание обращают на его основные пункты. План – это не просто вспомогательное средство при составлении тезисов. Он может быть использован для раскрытия тезисов (подпункты плана можно обосновать и проиллюстрировать).

Простых тезисов содержится много в любом произведении, в любой его части, тогда как основных можно насчитать лишь несколько и не из каждой части их удается выделить. Простые тезисы можно выделить уже при первоначальном знакомстве с произведением. Основные же тезисы можно успешно составить лишь после уяснения сути всего произведения в целом.

К каждому основному тезису может быть составлено несколько простых, разъясняющих и раскрывающих основной тезис. Если тезисы составляются к пунктам сложного плана, то к главным пунктам такого плана можно составить основные тезисы, к подпунктам – простые.

Записи, включающие два вида тезисов (простые и основные), называются сложными.

Тезисы составляют так:

1) текст после предварительного ознакомления читают дважды;

2) разбивают текст на части (с помощью плана или без него);

3) находят в каждой части главное и выписывают;

4) формулируют отдельные положения, которые являются тезисами;

5) располагают тезисы, следуя логике, то есть тезисы должны вытекать один из другого.

Ряд положений может не соответствовать порядку их следования в книге. Чтобы не осложнять при этом поиск нужных мест в книге, полезно связывать отдельные тезисы с текстом подлинника с помощью отсылочных страниц, закладок.

Формулировка тезиса должна быть четкой и краткой. В самих тезисах не приводят обосновывающих фактов, примеров. В окончательном виде тезисы нумеруют по порядку. Рациональная последовательность позволяет сделать тезисы наиболее краткими, избежать повторений. Все это в конечном итоге ведет к улучшению восприятия материала, к его глубокому познанию, анализу. Однако одних тезисов недостаточно для подлинного знания.

Результаты изучения литературы по каждому вопросу полезно оформить в виде письменного обзора, в котором, изложив суть отдельных положений, следует: четко сформулировать основные точки зрения; обнаружить совпадающие и отличающиеся трактовки; обозначить мало разработанные, неясные и дискуссионные положения; выявить, что нового, оригинального вносит автор каждой работы; высказать свое отношение к авторским позициям и выводам.

Следует иметь в виду, что изучение литературы и других источников научного и методического характера является важной составляющей подготовительного этапа исследования, когда с помощью литературного обзора обосновывается актуальность темы и проводимой исследовательской работы. Но изучение литературы и документов продолжается в ходе всего исследования.

Практическое задание к теме 2.1. Технология работы с литературой

1. Прочитайте текст.

1) К каждому абзацу текста поставьте вопросы, выясняющие основную мысль.

2) Составьте план текста: а) простой, б) сложный.

3) Сопоставьте пункты плана с составленными вопросами. В чем различие между ними по форме и по содержанию?

2. Запишите текст в виде тезисов: а) простых, б) основных.

I вариант

Концепция самоопределения в педагогической теории и практике

Самоопределение – процесс и результат выбора личностью собственной позиции, це­лей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни; основной механизм обре­тения и проявления человеком внутренней свободы.

Суть процесса самоопределения состоит в актах выявления и утверждения индивидуальной позиции в проблемных ситуациях, когда человек оказывается перед необходимостью альтерна­тивного выбора и должен принимать решения. Результатом самоопределения выступает, с одной стороны, выход человека на цели, направления и способы активности, адекватные его индивиду­альным особенностям, а с другой стороны, – на формирование духовной самоценности, способно­сти через целеполагание самобытно и самостоятельно реализовать свое природное и космическое предназначение.

До последнего времени в педагогической практике существовал односторонний подход к самоопределению. Вычленялась лишь сфера профессионального самоопределения, в нравствен­ном и политическом воспитании самоопределение носило формальный и декларативно-демонст­рационный характер. Вопрос о целостном жизненном самоопределении при авторитарном госу­дарстве ставиться не мог.

Жизненное самоопределение – понятие более широкое, чем профессиональное, нравствен­ное или даже гражданское, поскольку характеризует человека как субъекта собственной жизни и счастья, развивающего свои и силы и способности с помощью самоопределения. В осмыслении целей самоопределения нельзя ограничиваться задачами, «кем быть» и «каким быть». Важнее – «как жить», как построить свой образ жизни, какой выбрать режим интеллектуальных, физических и эмоциональных нагрузок, как преодолевать невзгоды. Человек с детства должен понимать, что он смертен, и, исходя из этого, думать о смысле не столь уж долгой жизни. В воспитании следует преодолеть примитивное понимание смысла человеческой жизни как полной самоотдачи чело­века социуму – при таком подходе снимается вопрос о саморазвитии, допускается мысль о воз­можности приказного программирования внутренней жизни человека.

Основным условием самоопределения – готовности к жизненному выбору – выступает его способность самостоятельно вырабатывать моральные принципы и руководствоваться ими в дея­тельности и поведении. Поэтому помощь растущему человеку в выработке нравственных крите­риев жизни – центральная задача общественного и семейного воспитания. Самостоятельно выра­ботанные принципы жизнедеятельности облегчают поиски путей решения всех жизненных задач, сокращают сроки достижения психологической и социальной устойчивости, помогают находить средства гармонизации интересов собственного и общественного развития. На этой базе возникает возможность обучения детей навыкам самостоятельного принятия решений, умению выбирать. Без умения выбирать, без способности к самоопределению человек теряет возможность обрести культуру, реализовать себя как существо самобытное и активно преобразующее общественную жизнь. Не случайно в Законе об образовании указывается на самоопределение как ведущую цель обучения и воспитания школьников и студентов.

Концепция самоопределения по-новому ставит вопрос об «объекте» образования. Им в гу­манистической педагогике НЕ может выступать НИ отдельная личность, НИ класс (группа, кол­лектив), а ЛИШЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ (предметы, явления, символы, модели, си­туации, ценности, деятельность, отношения, психологическая атмосфера), в процессе выбора, ис­следования и преобразования которого происходит самоопределение и саморазвитие и учителя, и ученика, и взаимодействующей группы.

Это служит основанием педагогики сотрудничества. Она ведет к такому типу образования, к такой работе с обучающим, воспитывающим материалом, которые изменяют и сам материал, и самих субъектов образования, и их взаимодействие и взаимовлияние.

(Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. – Вып. 1).

II вариант

Е.С. Бутакова

Наши рекомендации