Характеристика основных теорий обучения (Махмутов М.И., Занков Л.В., Бабанский Ю.К. и др.)
1. Программированное обучение – это индивидуальное и самостоятельное обучение по заранее разработанной обучающей программе, с помощью спец средств обучения, обеспечивающее каждому обчаемому возможность осущ-ния процесса учения в соответствии с индивидуальными особенностями. Авторы: Б.Скинер, С.Пресс, Н.К.Краудер (америк). Для реализации программированного обучения учебный материал разбивается на порции или дозы инф-ции, к-ые послед-но предъявляются обучаемому для усвоения. Изучение каждой порции инф-ции завершается самопроверкой усвоения. Если результаты проверки положит-ные, уч-ся перехоит к изучению след-щей дозы инф-ции. «+» программированного обучения: 1)хорошее усвоение уч материала (особенно связанного с запоминанием) 2)полная занятость учеников в учеб процессе в течение урока 3)Индивидуализирует процесс (каждый работает в своём темпе) 4)опора на память. «-» программированного обучения: 1)Идёт опора на память, мышление не развивается 2)не развивает коммуникативные способности уч-ков 3)не даёт целостного восприятия изучаемого материала 4)лишение учеников инициативы, ведение их как бы за руку. 2. Проблемное обучение основано на получении уч-ся новых знаний, посредством решения теор и практич проблем, задач, в создающихся для этого проблемных ситуациях. Этапы проблемного обучения: 1) осознание обще1 проблемной ситуации 2)её анализ, формулировка конкретной проблемы 3)решение проблемы(выдвижение и обоснование гипотез, послед-ная проверка их) 4)проверка правильности решения проблемы. Авторы: Т.В.Кудрявцев, И.Л.Лернер, А.М.Матюшкин, М.И.Махмутов, В.Оконь. Учебные проблемные ситуации возникают (по Кудрявцеву): 1)В случае противоречия м/у имеющимися знаниями и теми требованиями, к-ые возникают в ходе решения новых задач. 2)м/у теор возможым путём решения задач и практич нецелесообразностью такого решения. 3)м/у многообразием системы сложившихся знаний и необходимостью выбрать лишь одно из них, к-ое приведёт к правильному решению. 4)м/у сложившимся способом использования знаний и необходимостью применить и видоизменить эти способы в новых условиях. 4 уровня проблемного обучения: 1)проблемное изложение уч материала учителем 2)учитель ставит проблему и решает её вместе с уч-ся 3)учитель ставит проблему, а ученики её решают 4)ученики сами формулируют проблему и сами её решают. «+» проблемного обучения: 1)активизирует и развивает мышление и др познават процессы учения 2)развивает с/м-ть, ответственность, критичность и самокритичность, инициативность, нестандартность мышления 3)обеспечивает прочность приобретаемых знаний, способствует превращению знаний в убеждения 4)формирует познават интерес, даёт более прочные знания. «-» проблемного обучения: 1)значительные временные затраты 2)требует от самого учителя знаний, пед мастерства, творчества в подготовке и проведении «проблемного» урока. 3. Концепции развивающего обучения Развивающим признаётся обучение, создающее «зону ближайшего развития», направленное на развитие высших психич процессов (мышления, памяти, внимания и др), формирование способностей ребёнка в процессе сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Концепция Занкова. Усилия коллектива Занкова были направлены на разработку системы обучения младших школьников, при к-ой достигался бы гораздо более высокий уровень развития мл шк-ков, чем при обучении по традиц-ным методикам. Принципы системы обучения Занкова: 1)Обучение на высоком уровне трудности Этот принцип хар-ся не только тем, что превышает «средняя норма» трудности, а прежде всего тем, что раскрываюся духовные силы ребёнка, даётся им простор и направление. 2)Быстрый темп в изучении программного материала Это предполагает отказ от однообразного повторения пройденного. При этом самое важное – непрерывное обогащение шк-ков всё новыми и новыми знаниями. Обогащение ума шк-ка разносторонним содержанием и создание юлагоприятных условий для глубокого осмысления полученной инф-ции. 3)Ведущая роль теор знаний Мл шк-ки способны к усвоению терминов, которые нельзя рассматривать как простое заучивание определений. Данный принцип имеет место при изучении всех предметов. Но он не искажает значения формирования у мл.шк-ков умений и навыков. 4)Осознание шк-ми процесса учения усеб процесс строится так, чтобы школьник уяснил себе основания расположения материала, необходимость заучивания опр-ых его эл-тов. 5)Целенаправленная и систематич работа по развитию всех уч-ся, включая и наиболее слабых Перезагрузка неуспевающих тренировочными заданиями не способствует развитию детей, она лишь увеличивает их отставание. Неуспевающие не меньше , а более других уч-ков нуждаются в том, чтобы велась систематическая работа по их развитию. Предложенная Занковым дидактич система оказалась эффективной для всех этапов процесса обучения. Концепция Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова. Цель развивающего обучения – формирование у детей основ теоретич мышления. Необходимость теор отношения к действительности особенно остро проявл-ся сейчас. Для того, чтобы принимать верные решения совр человек должен действовать на основе теор представляемой реальности, т.к. реальные процессы и явления представлены ему в текстах, числах, графиках и т.д. В совр школе подготовка в основном осущ-ся за счёт включения в программы старших классов большого объёма совр наук: математики, ыизики, химии, экономики, истории, общества и т.д. Но у большинства детей, к-ые переходят из нач.школы в среднюю недостаточно развиты предпосылки к пониманию теор содержания этих наук. Это связано с тем, что в традиц-ной нач.школе никогда не ставилась такая задача вообще. => В связи с этим, Эльконин и Давыдов поставили задачу формировать теор мышление у детей, начиная с нач.классов. В основе уч процесса лежит так называемая «учебная задача», т.е. задача, вынуждающая ученика искать (анализировать, применять) общий способ решения всех задач данного типа. Приступая к овладению учеб предметом, шк-ики с помощью учителя: 1)анализируют содержание учеб материала 2)выделяют в нём некоторое исходное общее отношение 3)фиксируют его в знаковой форме => создаётся содержательная абстракция изучаемого предмета. 4)раскрывают с помощью учителя закономерную связь этого исходного отношения с его различными проявлениями. 5)получают содержательное обобщение изучаемого предмета. Школа развивающего обучения уже в младшем шк-ном возрасте: 1)формирует у ребёнка тип мышления, позволяющий исследовать и понять сложность мира, ориентироваться в нестандартных ситуациях. 2)воспитывает интерес к познанию. 3)способствует проявлению способности к сотрудничеству в коллективной уч деят-ти и за её пределами, с/м-тьв достижении цели, ответственность за результаты. 4)развивает желание и умение учиться. 4) Теория обучения Бабанского – это традиционная теория обучения, цель которой формирование системы ЗУНов, умений применять знаний из разных областей для решения какой-либо задачи. П.как очистить воду из Иртыша и что для этого нужно знать. Также Бабанский ввёл понятие оптимизация процесса обучения Оптимизация(от лат. optimus — «наилучший») в процессе обучения означает выбор такой методики, которая обеспечивает достижение наилучших результатов при минимальных расходах времени и сил учителя и учащихся в данных условиях. Ю.К. Бабанский и М.М. Поташник выделили 4 критерия для оценки оптимальности методики учеб процесса: 1)Максимально возможные результаты в формировании знаний, учебных умений и навыков. 2)Минимально необходимые затраты времени учащихся и учителей на достижение определенных результатов. 3)Минимально необходимые затраты усилий на достижение определенных результатов за отведенное время. 4)Минимальные, по сравнению с типичными, затраты средств на достижение определенных результатов за отведенное время. Оптимизация учебного процесса предполагает выбор оптимальных форм и методов. При всем их разнообразии нельзя утверждать, что какой-то метод или форма самые лучшие. Дело в том, что один метод будет оптимальным при одних конкретных условиях, но не лучшим - при других. П. словесные методы обучения успешнее других решают задачи по формированию теор и фактических знаний, но эти же методы слабо решают задачи формирования практических и трудовых умений. И готовясь к уроку, преподаватель учитывает разные условия учебного процесса: цель урока, особенности содержания учебного материала и т.д. — для каждого этапа урока отбирает оптимальный метод. Исследователи не считают оптимизацию особым методом или приемом обучения. Это целенаправленный отбор и выбор методов для конкретного учебного занятия.