Тема 2. Образование как ценность, процесс и результат. Сущность процесса обучения
Самостоятельная работа по дисциплине Теоретическая педагогика
Тема 1. Педагогика как наука: объект, предмет, методы исследования, основные категории
1. Почему, по мысли К.Д. Ушинского, «воспитание имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом лёгким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически»?
2. Если педагогика - это наука, почему нельзя выделить её законов, а только закономерности?
3. Только 30% понятий категориального аппарата педагогики являются её собственными, все остальные заимствованы у других наук. Значит,педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке должна стоять на последнем месте как абсолютно зависимая. Это так? Вы согласны с этим утверждением?
4. Влияет ли методология педагогической науки на практическую деятельность педагогов? Если да, то как? Приведите пример.
5. Есть такая отрасль педагогики – андрагогика. Она выводит нас за традиционные для педагогики рамки школы, детства: предметом андрагогики является обучение и воспитание взрослых людей. В чем, по Вашему мнению, принципиальное отличие в обучении и воспитании детей и взрослых?
6.Иногда говорят: «Психология без педагогики бесполезна, педагогика без психологии бессильна». В чем, по-вашему, смысл этой формулировки? Унижается или возвеличивается ею достоинство каждой из названных наук? Приведите конкретные примеры их взаимовлияния.
7. Как известно, педагогика как наука входит в систему антропологических наук. В связи с этим, она связана с такими науками, как: философия, психология, физиология, медицина, анатомия, политология, экономика, антропология, социология, биология и др. Проиллюстрируйте на конкретных примерах связь педагогики с этими науками.
8. Сформулируйте основную идею данного текста:
«В принципе педагогика - это та самая наука, которая исследует, анализирует, ставит вопрос о том, как помочь человеку "поднять" его душу, чтобы человек "выпрямился". И пусть душа - это нечто эфемерное, то, что не подлежит расшифровке... то, что в последнее время обращает на себя особое внимание, в результате чего появляются красивые названия - "аура", "карма" и т.д. Именно педагогика определяет средства, методы, те самые механизмы, которые позволяют сделать человека счастливым, помочь ему обрести себя, стать творческой личностью. Все это очень важно. Важно потому, что мы в ответе за самих себя. Но этого мало - мы в ответе за других. И если я человек, и если я педагог, то вся моя педагогическая деятельность основывается не только на том, чтобы дать знания, умения, навыки, но, самое важное, на том, как помочь маленькому человеку превратиться в Человека с большой душой. В ВЕЛИКОдушного человека. (Казанский О.А. Педагогика как любовь. – М., 1996. – С.8)
9. Постройте доказательства, подтверждающие / опровергающие высказывания: «Педагогика — это и наука, и искусство», «Педагогика — свод правил о воспитании».
Помните, что в структуру доказательства входят следующие основные элементы:
1) тезис - доказываемое положение,
2) аргументы (основания) - утверждения, при помощи которых обосновывается истинность тезиса,
3) демонстрация (форма) - логическая связь тезиса с аргументами.
10. Молодой учитель пришел работать в школу. Его назначили классным руководителем 5 класса. Необходимо изучать детей. Учитель решил пойти с ребятами в воскресный день в семикилометровый поход в лес. Рюкзаки, ведра, кастрюли, палатки… Уставшие, но радостные возвратились ребята домой. Многое узнал о своих воспитанниках и молодой педагог. Какие методы педагогического исследования мог применить учитель?
11. В следующем определении допущено три ошибки. Найдите ёе и исправьте их. Обоснуйте свой ответ.
«Образование - это результат усвоения учащимися системы профессиональных знаний, умений и навыков; условие подготовки человека к жизни, труду. Главный путь получения образования - самообразование».
Тема 2. Образование как ценность, процесс и результат. Сущность процесса обучения
1. Подумайте над следующими проблемными вопросами и дайте обоснованный ответ:
а) Образование – это то, что остаётся, когда всё, чему учили, основательно забыто. А что остаётся?
б) Что для вас гуманизация образования – человеческое отношение к ученику? Отказ от прямого воздействия на человека? Стимулирование собственной активности ученика? Или что-то другое?
в) Вот уже десятки лет идут в разговоры о необходимости гуманизации образования, формулируются новые концепции обучения, разрабатываются новые образовательные технологии, но уровень жестокости в школе только растет. В чем причина этого? Каков выход из такой ситуации? Можно ли сказать, что в современных условиях школа не может создать гуманный процесс обучения? Есть ли вина учеников в этом?
г) Можно ли говорить об образовании как ценности государственной, если учесть, что необразованным народом проще управлять? Почему образование ценно для государства?
д) Подлинная ценность - это то, что важно для меня или то, что нужно всем?
е) Процесс обучения – это процесс активного целенаправленного взаимодействия между обучающим и обучаемыми, в результате которого у обучаемого формируются определенные знания, умения, навыки, опыт деятельности и поведения, а также личностные качества» Но как быть, если цели учителя и учеников не совпадают?
ж) Отразится ли на процессе и результате обучения, если для ученика образование не является ценностью?
з) А для вас образование ценность? В чем лично для вас проявляется ценностное отношение к образованию?
2.Какова основная мысль автора текста?
«Образовательный процесс не есть лишь передача чего-то от одного к другому, он не есть только посредник между поколениями; представлять его в виде трубки, по которой культура переливается от одного поколения к другому, неудобно. Подобный дидактический взгляд совершенно не отвечает громадному количеству фактов, не подтверждается ими и даже прямо опровергается. Громадное большинство людей суть люди самообразовавшиеся, саморазвившиеся, а не образованные и развитые кем-либо другим, воспринявшие от других культуру прежних поколений...
Известны многочисленные факты значительной малоуспешности в школах выдающихся позднее деятелей в науке, искусстве и практической деятельности, которым школа дала очень мало, а иногда противодействовала развитию их выдающихся способностей. Следовательно, все школьное учение по своему влиянию на формировку таких личностей равнялась почти нулю, такие личности почти всем обязаны лишь себе, а не школе... Не школа и образование суть основа и источник самовоспитания и самообразования, как принято думать, а наоборот, саморазвитие есть та необходимая почва, на которой школа только и может существовать»
Каптерев П. Ф. Дидактические очерки. Теория образования / Избранные педагогические сочинения. - М., 1982. - С. 351-355.
3. Восстановите соответствие между деятельностью учителя и ученика в рамках различных видов обучения.
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
I. Объяснительно-иллюстративное обучение. | |
1. Информирует о новых знаниях, дает объяснения. | 1. |
2. | 2. Осмысливает материал. |
3. Организует обобщение. | 3. |
4. | 4. Повторяет и закрепляет изученное. |
5. Организует применение полученных знаний на практике. | 5. |
II. Проблемное обучение. | |
1. | 1. Осознает противоречия в предложенных ситуациях. |
2. Организует размышление над проблемой. | 2. |
3. | 3. Выдвигает гипотезу и обсуждает их. |
4. Организует проверку гипотезы. | 4. |
III. Программированное обучение. | |
1. | 1. Воспринимает информацию. |
2. Объясняет первую дозу материала (1 шаг) и действия с ним. | 2. |
3. | 3. Отвечает на контрольные вопросы. |
4. Если ответ верный, переходит ко второму шагу. Если нет – возвращается к первому шагу. | 4. |
4. Как известно, дидактическое правило конкретизирует принцип обучения, указывает учителю, как следует в практической работе реализовать дидактический принцип. В связи с этим подумайте, к каким принципам относятся приведенные ниже правила и в каком правиле может отразиться дидактический принцип. Заполните таблицу:
Дидактический принцип | Дидактическое правило |
… | Строй учебный процесс так, чтобы накопление новых знаний одновременно закрепляло старые. |
Принцип систематичности обучения. | … |
Принцип наглядности | … |
… | Работая с классом, помни о каждом ученике. |
… | Не требуйте от учеников заучивать того, что всего лишь нужно понять. |
5. К какому виду обучения относятся слова А. Дистервега: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить»?
6. Говорят: «Никого ничему научить нельзя, можно только помочь научиться». Верно ли это? Если да, то зачем нужна дидактика? Что значит для ребенка – помочь ему научиться? Что труднее для учителя, педагога, родителей – научить ребенка или помочь ему научиться? Что легче для вас?