Виды воспитательного воздействия на осужденных к лишению свободы
Согласно ч. 1 ст. 110 УИК РФ к видам воспитательного воздействия относятся – нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание осужденных к лишению свободы.
Работа по нравственному воспитанию нацелена на формирование морально-этических установок, а также на то, чтобы осужденный познакомился с основами этики, психологии общения, приобщился к общечеловеческим ценностям. Большую роль при этом играет повышение образовательного уровня осужденных, проведение культурно-массовых мероприятий, приобщение их к чтению научно-популярной и художественной литературы, периодической печати.
Важное значение в нравственном воспитании осужденных имеет и реализация осужденными свободы вероисповедания. С целью проведения среди верующих осужденных индивидуальной работы по их нравственному воспитанию ИУ могут посещать представители зарегистрированных в установленном законом порядке религиозных организаций. Администрация ИУ ориентирует священнослужителей на формирование ими нравственно-психологического климата в среде осужденных, а также на работу с теми, воспитательное воздействие на которых затруднено[3].
Правовое воспитание направлено на то, чтобы осужденный получил представление о сущности взаимоотношений между гражданином и государством, убедился в необходимости соблюдения правовых норм, научился давать оценку степени общественной опасности преступления. Кроме того, осужденному необходимо приобрести знания о своих правах и обязанностях в области гражданского, семейного и трудового законодательства, чтобы быть сориентированным в том, в какое учреждение он может обратиться при возникновении проблемной ситуации[4].
В практической деятельности ИУ сложились такие формы правового воспитания осужденных, как лекции и беседы юристов, вечера вопросов и ответов, организация приемов по личным вопросам работниками суда, прокуратуры и других правоохранительных органов.
Трудовое воспитание нацелено на развитие трудовых навыков, приобретение профессии для трудоустройства после освобождения, развитие собственной активности осужденного, спектра его способностей. У осужденного должна возникнуть стойкая установка о необходимости занятия какой-либо трудовой деятельностью, отношения к ней как к средству социально полезного взаимоотношения между индивидом и другими людьми, личностью и государством.
Физическое воспитание призвано решать задачи поддержания физического и психического здоровья осужденного в условиях малоподвижного образа жизни в местах лишения свободы и организации досуга осужденных. Для этого распорядком дня предусматривается ежедневная физическая зарядка, оборудуются спортивные площадки, проводятся спортивные мероприятия (игры в футбол, волейбол)[5].
К иным видам воспитательной работы, способствующим исправлению осужденных, можно отнести идейно-политическое, эстетическое, экологическое и экономическое воспитание.
Идейно-политическое воспитание осужденных основывается на идеологии, заложенной в Конституции РФ, идеях гуманизма и демократии. В ходе идейно-политического воспитания у осужденных формируются навыки политической культуры, участия в политической жизни.
Эстетическое воспитание направлено на эмоциональное развитие осужденных, развитие способности воспринимать достижения человеческой культуры. Перед персоналом ИУ, таким образом, стоит задача формирования у осужденных способности воспринимать и правильно понимать прекрасное в окружающей действительности, эстетических взглядов, вкусов, потребностей и способностей участвовать в создании прекрасного в искусстве и жизни.
Экологическое воспитание основывается на необходимости бережного отношения к природе. Несовершеннолетним разъясняются: деятельность государства и общественных формирований по организации охраны окружающей среды; нормы поведения, призванные сохранить экологически приемлемые условия человеческой жизни, прививаются навыки соблюдения этих норм.
Целью экономического воспитания является ознакомление осужденных с основными направлениями функционирования рыночной экономики.
В литературе высказывается мнение о необходимости дополнения перечня форм воспитательной работы. В частности, О.В. Старков считает целесообразным закрепить в УИ законодательстве такую форму воспитательной работы с осужденными, как сексуальное воспитание. Полагаем, подобные рекомендации далеко не беспочвенны. Как показывает практика, осужденные остро переживают ограничение половых потребностей, вызванное изоляцией от общества, следствием которого выступают различного рода эксцессы в сексуальной сфере. Повышение уровня сексуального образования будет способствовать профилактике половых расстройств и венерических заболеваний[6].