Психологический анализ урока с учетом проявлений эмоциональных состояний

Инструкция: 1. Наблюдение за классом 1-2 урока.

2. Наблюдение за деятельностью студента 2-3 урока на классах разного возраста.

  Признаки внешних проявлений эмоциональных состояний Влияние эмоциональных состояний на деятельность и поведение школьников на уроке.
1. Эмоциональные состояния, наблюдаемые у школьников: - интерес, - радость, -удивление, неудовлетворение, - страдание, - стыд, - презрение. 2. Преобладающее настроение учащихся на занятиях: - деловое, - бодрое, - радостное, - напряженное, - подавленное, - ……     3. Владеет ли учитель своими эмоциями: - жесты, - мимика, - обращения, - интонация.    

Приложение 9

Сравнительный анализ организации начала уроков, проверки и оценки знаний учащихся

1. Зафиксируйте организацию начала посещенных уроков в первый день педагогической практики, проверку и оценку знаний учащихся.

2. При анализе каждого урока обратите внимание на следующие вопросы:

А) начало урока:

- отметьте подготовку учителя и учащихся к уроку (своевременность, порядок, качество) и обеспеченность санитарно-гигиенических правил; их влияние на организацию урока;

- с чего начинается каждый урок? Что сделал учитель для организации порядка в классе, мобилизации внимания учащихся, быстрого включения всех в активную деятельность? Какова целесообразность этих средств и приемов;

- как была сформулирована учителем цель урока? Какие приемы использовал учитель, чтобы дети «приняли» его задачи? Что ещё можно сделать для этого;

- были ли в классе ученики, которые с самого начала выпали из общего ритма работы? Какие меры принял к ним учитель? Сколько времени заняла организация урока? С чем это связано;

- отразилось ли данное начало урока на эффективность всего урока? Каким образом?

Б) проверка и оценка знаний:

- какое место на уроке занимает проверка знаний? Сколько времени затрачивает на него учитель? Сколько человек было опрошено? Какие отметки поставлены;

- какие оценочные суждения (положительные, нейтральные, негативные) чаще использует учитель? Как они способствуют активизации детей в ходе опроса? Приведите примеры;

- отметьте в поведении детей отношение к ответам товарищей;

- какие формы, методы приемы проверки знаний использует учитель (фронтальный, индивидуальный опросы, самостоятельная работа и др.) и их эффективность;

- зафиксируйте формулировки вопросов учителя. Какой вид познавательной деятельности они вызывают? Какие вопросы остались без четкого полного ответа? Почему;

- как ставятся вопросы: отдельным учащимся или всему классу? Как вопросы учителя сосредотачивают внимание учащихся на главном, в обсуждении материала? На что преимущественно рассчитаны вопросы: память или работы мысли;

- была ли последовательность в постановке вопросов; встречались ли вопросы альтернативные, правильно ли они использовались; встречались ли вопросы повторные и оправдано ли это? Часто ли изменялись и дополнялись первоначальные вопросы? Плохие и хорошие стороны этого приема;

- как учатся школьники контролю за своими подготовительными и практическими действиями, проводят ли анализ ответов товарищей? Как осуществляет учитель эту работу? Каково соотношение контроля, оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся?

3. В выводах после сравнения 3-4 уроков ответьте:

- были ли различия в организации разных по счету и содержанию уроков или нет? Обоснуйте с чем это связано (место урока в расписании, утомление учащихся и т.п.)

- в чем проявились сходства и различия форм, методов, содержания проверки знаний;

- какие предложения можно внести по совершенствованию начала урока, опроса и методов проверки, оценки знаний учащихся с позиций новых подходов к учебному процессу в школе?

Приложение 10

Анализ типа и структуры урока

1. Постановка целей урока (четкость, оригинальность, реакция детей и т.п.).

2. Соответствие структуры урока поставленной цели.

3. Четко ли выделены основные элементы урока данного типа, их эффективность?

4. Правильно ли определена дозировка времени на каждую часть урока.

5. Чем обусловлен выбор определенных методов обучения на каждом этапе урока? Какие методы были использованы и насколько они соответствовали целям, содержанию каждого этапа урока и учитывали особенности учащихся? Какова их эффективность?

6. Как сочетались различные виды работы учащихся и учителя?

7. Как осуществлялась организация учащихся в ходе урока на каждом из этапов?

8. Как закончился урок (его логическая завершенность)?

9. Насколько урок соответствовал дидактическим требованиям современного урока?

10. Какова эффективность осуществления образовательных, развивающих и воспитательных задач урока?

11. Покажите положительные и отрицательные стороны урока и пути исправления недостатков.

12. Какие предложения можно внести по совершенствованию структуры урока?

Приложение 11

Наши рекомендации