Оформление педагогики в самостоятельную науку

Оформление педагогики в самостоятельную науку чаще всего связывают с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского(1592 — 1670).

Вклад Коменского в мировую педагогику:

l придал педагогике статус самостоятельной науки;

l разработал научное обоснование дидактики как теории обучения;

l ввел понятие природосообразности воспитания;

l ввел понятие и разработал первую систему дидактических принципов;

l является автором классно-урочной системы обучения;

l Создал возрастную периодизацию. Коменский, исходя из природы человека, делит жизнь подрастающего поколения на четыре возрастных периода, по 6 лет каждый. Для каждого из этих возрастных периодов намечает особую ступень образования.

l разработал первое в мире руководство по дошкольному воспитанию — «Материнская школа».

3. Объект, предмет и задачи педагогики как науки.

Существуют разные взгляды на объект и предмет педагогики. Если отвлечься от многообразия терминов, а проанализировать их (терминов) сущностное наполнение, то можно сделать следующие выводы:

l Объект педагогики– воспитание (в широком социальном смысле) как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс.

l Предмет педагогики – технология организации педагогического процесса (цели, методы, принципы, средства, закономерности).

l Не следует смешивать практические и теоретические (научные) задачи педагогики.Основное отличие состоит в том, что задачи науки - вести исследования, а задачи практики – осуществление педагогического процесса.

Основными задачами педагогики как науки являются:

l Описание и вскрытие закономерностей в областях воспитания, образования, обучения, управления образовательными структурами.

l Изучение и обобщение педагогической практики, педагогического опыта.

l Разработки новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания и управления образовательными структурами.

l Прогнозирование развития системы образования на ближайшие и отдалённое будущие.

l Внедрение результатов исследования в педагогическую практику

4. Функции педагогики как науки.

Наука – это сфера человеческой деятельности, функция которой выработка и систематизация объективных знаний о реальности.

Цель науки – описание, объяснение и прогнозирование процессов и явлений действительности, составляющих предмет её изучения, на основе открываемых ею законов.

Признаки науки:

l Возникает из практической потребности общества.

l Имеет объект и предмет изучения.

l Имеет собственный категориальный аппарат.

l Имеет свои методы исследования.

l Выполняет ряд специфических функций.

l Представляет собой итог, совокупность, систему достоверных и обобщённых знаний об объективных законах развития природы.

Искусство – умение, мастерство, знание дела.

Функции педагогики:

Функция - (от лат. functio - исполнение - осуществление) – это деятельность, обязанность, работа).

«Педагогика одновременно является и теоретической и прикладной наукой. Как теоретическая наука педагогика устанавливает определенные законы воспитания, образования и обучения. Как прикладная, она использует установленные закономерности в повседневной практической работе».

Н.К.Гончаров»

Педагогика осуществляет в органичном единстве следующие функции:

l теоретическая;

l технологическая.

Теоретическая функция педагогики реализуется на трех уровнях:

l описательном, или объяснительном, - изучение передового и новаторского педагогического опыта;

l диагностическом - выявление состояния педагогических явлений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся, установление условий и причин, их обеспечивающих;

l прогностическом - экспериментальные исследования педагогической действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности

5. Педагогическая теория и педагогическая практика.

Педагогическая теория:

l Учёный, исследователь;

l Получение нового научного знания в области воспитания, образования, обучения;

l Теоретические и эмпирические методы научного познания;

l Новое научное знание. Текущие результаты оформляются в виде написанного и опубликованного научного отчёта.

Педагогическая практика:

l Учитель, воспитатель, педагог-практик;

l Образованный и воспитанный человек;

l Методы педагогической диагностики, обучения, воспитания, управления образовательными структурами;

l Качества формируемого человека.

6. Система педагогического знания.

Систему педагогической науки, как и любую другую сложную систему, можно анализировать по разным признакам.

l Общая педагогика

l Теория обучения (дидактика от греч.didaktikos – поучающий или didasko – изучающий)

l Теория воспитания

l Теория управления (педагогический менеджмент)

l Возрастная педагогика

l Профессиональная педагогика

l Специальная педагогика

l История педагогики

l Сравнительная педагогика

l Этнопедагогика

l Социальная педагогика

7. Связь педагогики с другими науками.

Наши рекомендации