Оформление педагогики в самостоятельную науку
Оформление педагогики в самостоятельную науку чаще всего связывают с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского(1592 — 1670).
Вклад Коменского в мировую педагогику:
l придал педагогике статус самостоятельной науки;
l разработал научное обоснование дидактики как теории обучения;
l ввел понятие природосообразности воспитания;
l ввел понятие и разработал первую систему дидактических принципов;
l является автором классно-урочной системы обучения;
l Создал возрастную периодизацию. Коменский, исходя из природы человека, делит жизнь подрастающего поколения на четыре возрастных периода, по 6 лет каждый. Для каждого из этих возрастных периодов намечает особую ступень образования.
l разработал первое в мире руководство по дошкольному воспитанию — «Материнская школа».
3. Объект, предмет и задачи педагогики как науки.
Существуют разные взгляды на объект и предмет педагогики. Если отвлечься от многообразия терминов, а проанализировать их (терминов) сущностное наполнение, то можно сделать следующие выводы:
l Объект педагогики– воспитание (в широком социальном смысле) как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс.
l Предмет педагогики – технология организации педагогического процесса (цели, методы, принципы, средства, закономерности).
l Не следует смешивать практические и теоретические (научные) задачи педагогики.Основное отличие состоит в том, что задачи науки - вести исследования, а задачи практики – осуществление педагогического процесса.
Основными задачами педагогики как науки являются:
l Описание и вскрытие закономерностей в областях воспитания, образования, обучения, управления образовательными структурами.
l Изучение и обобщение педагогической практики, педагогического опыта.
l Разработки новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания и управления образовательными структурами.
l Прогнозирование развития системы образования на ближайшие и отдалённое будущие.
l Внедрение результатов исследования в педагогическую практику
4. Функции педагогики как науки.
Наука – это сфера человеческой деятельности, функция которой выработка и систематизация объективных знаний о реальности.
Цель науки – описание, объяснение и прогнозирование процессов и явлений действительности, составляющих предмет её изучения, на основе открываемых ею законов.
Признаки науки:
l Возникает из практической потребности общества.
l Имеет объект и предмет изучения.
l Имеет собственный категориальный аппарат.
l Имеет свои методы исследования.
l Выполняет ряд специфических функций.
l Представляет собой итог, совокупность, систему достоверных и обобщённых знаний об объективных законах развития природы.
Искусство – умение, мастерство, знание дела.
Функции педагогики:
Функция - (от лат. functio - исполнение - осуществление) – это деятельность, обязанность, работа).
«Педагогика одновременно является и теоретической и прикладной наукой. Как теоретическая наука педагогика устанавливает определенные законы воспитания, образования и обучения. Как прикладная, она использует установленные закономерности в повседневной практической работе».
Н.К.Гончаров»
Педагогика осуществляет в органичном единстве следующие функции:
l теоретическая;
l технологическая.
Теоретическая функция педагогики реализуется на трех уровнях:
l описательном, или объяснительном, - изучение передового и новаторского педагогического опыта;
l диагностическом - выявление состояния педагогических явлений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся, установление условий и причин, их обеспечивающих;
l прогностическом - экспериментальные исследования педагогической действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности
5. Педагогическая теория и педагогическая практика.
Педагогическая теория:
l Учёный, исследователь;
l Получение нового научного знания в области воспитания, образования, обучения;
l Теоретические и эмпирические методы научного познания;
l Новое научное знание. Текущие результаты оформляются в виде написанного и опубликованного научного отчёта.
Педагогическая практика:
l Учитель, воспитатель, педагог-практик;
l Образованный и воспитанный человек;
l Методы педагогической диагностики, обучения, воспитания, управления образовательными структурами;
l Качества формируемого человека.
6. Система педагогического знания.
Систему педагогической науки, как и любую другую сложную систему, можно анализировать по разным признакам.
l Общая педагогика
l Теория обучения (дидактика от греч.didaktikos – поучающий или didasko – изучающий)
l Теория воспитания
l Теория управления (педагогический менеджмент)
l Возрастная педагогика
l Профессиональная педагогика
l Специальная педагогика
l История педагогики
l Сравнительная педагогика
l Этнопедагогика
l Социальная педагогика
7. Связь педагогики с другими науками.