Лекция № 1 «Детская речь как предмет научного изучения». (2 часа)
План лекции:
1. Предмет, цель и задачи курса, его место в системе других научных дисциплин
2.Детская речь как особый этап развития речи
3. Проблема генезиса речевой деятельности
4. Общая периодизация речевого развития.
Литература:
№ 1, 2, 4, 8.
Лекция № 2 «Основные механизмы устной речи». (2 часа)
План лекции:
1. Анатомо-физиологические механизмы речи
2.Нейрофизиологические и нейропсихологические механизмы речи.
3. Психофизиологическая составляющая речевого развития.
4. Психологические механизмы речи.
5. Основной операциональный механизм речи
Литература:
№ 11, 1, 2, 4, 14
Лекция № 3 «Овладение звуковой формой слова». (2 часа)
План лекции:
1. Артикуляционная практика ребенка
2. Формирование предпосылок для овладения фонематическим слухом.
3. Появление фонетической системы у детей
4. Овладение системой фонологических противопоставлений
5. Проблема языковой способности детей дошкольного возраста.
Литература:
№ 31, 6, 7, 15, 18, 26, 27, 30.
Лекция № 4 «Развитие фонематического слуха в онтогенезе». (2 часа)
План лекции:
- Понятие о дифференциальных фонологических признаках звуков, стратификации как системном фонологическом явлении.
- Формирование предпосылок для овладения фонематическим слухом
- Развитие координации акустических и артикуляционных образов, отработка интонационных структур языка
- Овладение системой фонологических противопоставлений
Литература:
№ 31, 6, 7, 15, 18, 26, 27, 30.
Лекция № 5 «Закономерности овладения артикуляцией». (2 часа)
План лекции:
1. Закономерности овладения звуковой стороной речи
2. Фонетический состав первых слов.
3. Типология речевых ошибок
4. Ассимиляция и метатеза как наиболее распространенные изменения звуковой комбинаторики слов
Литература:
№ 31, 6, 7, 15, 18, 26, 27, 30.
Лекция № 6 «Овладение грамматическим строем речи». (2 часа)
План лекции:
1. Основные тенденции в развитии грамматических форм
2. Иерархия усваиваемых детьми морфологических категорий, последовательность их усвоения
3. Процесс освоения словообразовательной модели
4. Особенности структуры словесных новообразований
5. Словообразовательные инновации в детской речи.
Литература:
№ 29, 27, 28, 30, 20.
Лекция № 7«Социальные условия нормального развития речи» (2часа)
План:
1. Зависимость речевой моторики от развития общей моторики.
2. Зависимость степени развития речевой и мелкой моторики рук.
3. Значение речевой среды для развития речи
4. Развитие речи в условиях билингвизма
Литература:
№ 1, 2, 4, 8.
3.3. Программа семинарских занятий
Семинар № 1 «Начальные периоды речевого онтогенеза» (2часа)
План:
1. Врожденные предпосылки речи
2.Первичные детские вокализации: гуление и лепет
3.Детский лепет, его фонетическое богатство и разнообразие
4.Появление псевдосинтагмы, ее связь с протознаками
Практическое задание:
1.Составить схему «Характеристика первичных детских вокализаций».
2. Составить схему «Периодизация детского лепета».
Литература:№ 6, 12, 13, 15. 20, 21.
Семинар № 2 «Закономерности овладения звуковой формой слова» (2часа)
План:
1. Развитие координации акустических и артикуляционных образов
3.Образование фонологической системы у детей
4.Закономерности освоения артикуляционной стороны речепроизводства.
5.Типология речевых ошибок, характерных для детской речи
Практическое задание:
1.Составить схему последовательности появления в речи ребенка звуков родного языка.
2. Представить в виде схемы последовательность различения звуков на слух.
3. Указать типологию фонетических ошибок, характерных для речи детей дошкольного возраста.
Литература:№ 31, 6, 7, 15, 18, 26, 27, 30.
Семинар № 3 «Формирование лексического строя в онтогенезе» (2часа)
План:
1. Характеристика начального детского лексикона
2. Переход от звукоподражательных и протослов к нормативным словам
3. Процесс овладения знаковой природой слова
4. Особенности толкования слов детьми, возможные способы их семантизации
Практическое задание:
1. Представить в виде схемы основные этапы развития детского словаря.
2. Представить в виде схемы последовательность формирования обобщающей функции слова.
Литература:№ 6, 7, 15, 22, 26, 30, 31.
Семинар № 4 «Овладение грамматическим строем речи» (2часа)
План:
1. Практическая грамматика детской речи, ее отличие от грамматики взрослых
2. Основные тенденции в развитии грамматических форм
3. Развитие словообразования
4. Развитие синтаксиса детской речи
Практическое задание:
1. Представить в виде схемы иерархию усвоения детьми морфологических категорий языка.
2. Составить схему словообразовательных инноваций в детской речи.
3. Подготовить конспект Шахновича А.М., Юрьева Н.М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики (на материале онтогенеза). – М., 1990.
Литература:№ 29, 27, 28, 30, 20.
Семинар № 5 «Становление связной речи» (2часа)
План:
1. Эгоцентрическая речь.
2. Автономная детская речь в теории Л.С. Выготского
3. Ситуативный этап развития речи.
4. Усвоение техники построения диалога.
5 Монологическая речь дошкольника.
Практическое задание:
1.Составить схему «Основные этапы становления связной речи ».
2. Составить схему «Параметры оценки монологической и диалогической форм речи».
3. Составить реферат на тему «Особенности психологического строения внутренней речи».
Литература:№ 6, 7, 30, 22.