Физическая культура России первой половины 19 века
Начало 19 века в России характеризуется началом кризиса феодально– крепостнических отношений, что приводит к появлению как прогрессивных идей о переустройстве общества, так и к усилению реакции. В связи с этим вся история первой половины 19 века проходит под эгидой борьбы между прогрессивными и реакционными силами в обществе, что естественно отражается и на развитии физической культуры. Продолжается тенденция улучшить физическое воспитание в учебных заведениях, армии и быту дворянства, которая получила начало еще во второй половине 18 века. Реформа в образовании началась с создания в 1802 году «Министерства народного просвещения», которое через два года (1804 году) утвердило «Устав учебных заведений». Данный документ определил в России четыре преемственно связанных с собой ступени обучения:
- приходские школы,
- уездные училища,
- губернские гимназии и университеты,
- лицеи.
Хотя и прогрессивная, но данная реформа была направлена в основном на укрепление сословной системы образования, да и физическому воспитанию это не принесло особых изменений. Физическое воспитание вообще отсутствовало в приходских школах и уездных училищах, в губернских гимназиях и университетах носило необязательный характер: есть условия – пожалуйста, занимайтесь телесными упражнениями, танцами. И лишь в лицеях, где обучались дети представителей привилегированных сословий, физическое воспитание было обязательным. Так, в Царскосельском лицее проводились занятия лицеистов гимнастикой, фехтованием, плаванием, верховой ездой, стрельбой из пистолета, борьбой, греблей и играми. Для этого имелась достаточная материальная база (гимнастический зал, бассейн, тир, манеж для верховой езды и др.).
Прогрессивное Суворовское направление военно-физической подготовки войск развивали замечательные русские полководцы М.И.Кутузов, П.И.Багратион и другие офицеры, но им противостояли реакционные силы, которые методично внедряли в систему военно-физической подготовки русской армии – прусскую муштру, где основное внимание уделяется не физической подготовке, а строевому шагу, выправке, заучиванию ненужных приемов с оружием, что снижало не только физическую, но и боевую подготовленность солдат. Лишь после восстания декабристов правительство Николая 1, почувствовав угрозу абсолютизму со стороны части офицерства, сделала некоторые попытки улучшения физической подготовки армии. Были приняты меры по обязательному преподаванию гимнастики в военных учебных заведениях (1826), а также с 1838 года гимнастикой и фехтованием стали заниматься и в гвардейских полках. Главная цель военно-физической подготовки войск - это укрепление здоровья и физическое развитие солдат. В связи с этой установкой было разработано руководство – «Военная гимнастика и фехтование на штыках и саблях верхом», в котором для решения данных задач предполагалось строить специальные гимнастические городки со специальным оборудованием и снарядами. Однако, как показала практика, реализовать данный прогрессивный документ было не так-то просто. Дело шло медленно, так как не хватало кадров, специалистов, а также мешала нерасторопность командования, которое вплоть до окончания Крымской войны (1853-1856 года) и не думало о введении физической подготовки войск.
В первой половине XIX в. наметился повышенный интерес дворянской молодежи к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Если в XVIIIв. этот интерес ограничивался приглашением учителей в дома зажиточных граждан, то в начале XIX века в Петербурге, Москве и других крупных городах и губернских центрах стали появляться частные учреждения, предназначенные для удовлетворения этого интереса. Чаще всего их открывали предприимчивые иностранцы, приезжавшие в Россию для обогащения. Это были коммерческие заведения, где за определенную плату можно было научиться искусству фехтования и верховой езды, стрельбе и плаванию, поправить здоровье, занимаясь разнообразными гимнастическими упражнениями. Иногда владельцы заведений устраивали для развлечения посетителей соревнования. Стали создаваться специальные сооружения для занятий - залы, манежи, тиры, ипподромы, дорожки для верховой езды в пригородных парках и т.п. В помощь занимающимся издавались печатные пособия, в которых излагались основы техники и методики обучения различным видам физических упражнений. В 1827 году в Петербурге на Неве была открыта первая в России школа плавания. В 1834 г. в Петербурге же был открыт первый публичный платный тир. В 1830 г. в Москве начал работать ортопедический институт, где имелся гимнастический зал, а для занятий в летнее время - гимнастический городок. В 1836 г. частное гимнастическое учреждение открылось и в Петербурге. Появление в России конных заводов способствовало зарождению конного спорта. С 1816 г. стала культивироваться манежная езда. Зимой 1826 г. в Петербурге были устроены бега лошадей по льду, а в 1848 г. - состязания русских троек. На ипподромах регулярно проводились скачки и бега. В 1846 г. был создан Императорский Санкт-Петербургский яхт-клуб для именитой знати. В 1847 г. он провел парусные гонки с участием 11 яхт. Это были первые официальные парусные соревнования в России. Но главным занятием членов клуба были просто прогулки на яхтах. И вообще, деятельность всех этих учреждений не имела еще четко выраженной спортивной направленности.
В быту народных масс продолжали развиваться и совершенствоваться традиционные виды физических упражнений и игр, среди которых наибольшее распространение имели борьба, кулачный бой, стрельба из лука, бег наперегонки, различные виды метаний и прыжков, поднимание и переноска тяжестей, игры с мячом, в городки, горелки, бабки, свайки, катание на санках и коньках, ходьба на лыжах. Широко бытовали в народе гребля, хождение под парусом, плавание и ныряние, элементы закаливания. Весь этот богатый комплекс игр и упражнений, несмотря на неблагоприятные условия, связанные с ростом эксплуатации народных масс, продолжал развиваться, переходя, по традиции, от одного поколения к другому.
Вопросы для самопроверки:
1. Какое влияние на развитие физической культуры оказали реформы Петра 1?
2. Как складывалась и развивалась система военно-физической подготовки в русской армии и на флоте?
3. Какое отражение нашли вопросы физического воспитания в педагогической философской литературе 18 века?
4. Чем характеризовалось развитие спорта и игр в быту дворянства?