Эффективность способов деятельности преподавателя и студентов
Внеаудиторная работа
Наблюдение и анализ внеаудиторной работы преподавателя со студентами (учебная работа по предмету, воспитательная, научная); организация и самостоятельное проведение внеаудиторной работы со студентами - факультативные занятия, занятия проблемной группы, кружка. заседание клуба, консультации и другие формы работы, анализ и самоанализ педагогической деятельности;
Методическое руководство педагогической практикой студентов
Наблюдение и анализ работы преподавателя на педагогической практике в ОУ в течение дня; самостоятельное руководство педагогической практикой студентов в ОУ (подготовка педагогического коллектива, подготовка студентов к работе, анализ и самоанализ;
Методическая работа
Участие в заседании педагогического совета и предметно – цикловой комиссии, анализ заседаний; оформление информационных стендов в учебных кабинетах;
обзор научно - методической литературы по учебному предмету; разработка картотек; создание электронной базы материалов по учебным курсам; разработка заданий для самостоятельной работы студентов по предмету; разработка технологических карт по дисциплине; заданий для конкурсов и олимпиад и т.п.
Воспитательная работа
Знакомство с функциями классного руководителя или куратора студенческой группы;
• беседа с классным руководителем или кураторам. характеристика
учебной группы;
• установление контакта со студентами;
• планирование воспитательной работы со студентами на основе предварительного анализа документации и мероприятий;
• организация и проведение творческих, досуговых мероприятий со студентами факультета (колледжа),
• мониторинг (психолого-педагогическая диагностика) личностного развития студентов учебной группы;
• самоанализ деятельности классного руководителя или куратора.
Консультации
по курсовым, контрольным работам;
по подготовке к учебным занятиям;
по подготовке к дню практики в О У и прочие;
Отчетная документация.
Отчетная документация.
индивидуальный план прохождение практики (отдельным листом),
портфолио по практике;
конспекты учебных занятий;
сценарии творческих дел;
методические материалы;
дидактические пособия;
материалы итоговой конференции по преподавательской педпрактики
После сдачи всей документации работа каждого студента оценивается по четырехбальной системе: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Общая оценка деятельности студента складывается из отметок, поставленных преподавателями кафедр.
Итоговая отметка студентам выставляется по согласованию соруководителей — преподавателей кафедр факультета, курирующих практику.
Критерии оценок
«Отлично»ставится при условии:
1) полного качественного выполнения плана практики;
2) успешного освоения основных умений преподавателя колледжа: реализовывать требования к современному занятию; организовывать учебный процесс на занятии, вовлекать студентов в
активную познавательную деятельность; педагогически целесообразно и эффективно использовать технологии активного обучения на занятии с учетом уровня подготовленности студентов; проявлять такт, эрудицию, культуру речи;
3) демонстрации высокого уровня теоретической, методической и психологической готовности к самостоятельной работе на практике ;
4) самостоятельного проведения воспитательной работы со студентами с использованием современных технологий;
5) глубокого, профессионального анализа выполненной работы;
6) активного участия в педагогическом совете по итогам практики и грамотного отражения результатов проведенной работы в дневнике по практике;
7) реализации личностно-ориентированного взаимодействия и гуманистического подхода к личности студента;
8) установления в ходе практики доброжелательных отношений с преподавателями, руководителями;
9) проявления инициативы, самостоятельности, творчества при подготовке к итоговому педагогическому совету и его проведении;
10) своевременного, в полном объеме, представления отчетной документации по практике;
11) активного, содержательного и творческого участия в итоговой конференции.
«Хорошо»ставится при условии:
1) полного выполнения плана практики;
2) успешного освоения основных умений (отбирать материал в соответствии с логикой предмета, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи; активизировать познавательную деятельность учащихся. При организации учебного процесса наблюдается некоторое несоответствие компонентов занятия, студент затрудняется в точном рациональном распределении времени по этапам урока и видам деятельности учащихся. Возможны затруднения в выборе и использовании активных технологий обучения, поверхностная мотивировка оценки. Во всем остальном учебная работа должна удовлетворять названным для оценки «отлично» требованиям);
3) проведения воспитательной работы в рамках традиционных технологий;
4) недостаточно глубокого анализа проведенной работы;
5) активного участия в педагогическом совете по итогам практики;
6) установления в ходе практики доброжелательных отношений с учащимися, преподавателями, руководителями; проявления инициативы, самостоятельности, дисциплинированности;
7) своевременного отчетной документации по практике;
8) активного участия в итоговой конференции.
«Удовлетворительно»становится при условии:
1) выполнения не всех форм работы преподавателя, обязательных для практиканта;
2) освоения основных умений преподавателя не в полном объеме (при подготовке к занятию студент недостаточно самостоятелен, нуждается в постоянной помощи руководителя при составлении конспекта аудиторного занятия и отборе содержания. При организации работы на занятии недостаточно эффективно используются методы обучения; студент проявляет скованность, слабо активизирует познавательную деятельность студентов, не умеет устанавливать и поддерживать контакт с аудиторией. В остальном, соблюдаются общие требования);
3) затрудняется в выборе эффективных методов воспитания, допускает ошибки в планировании и проведении внеклассного мероприятия, не учитывает в достаточной степени возрастные и индивидуальные особенности учащихся; отсутствует инициатива;
4) неглубокий формальный анализ проделанной работы;
5) пассивное участие в заседании педсовета и итоговой конференции по практике.
«Неудовлетворительно»ставится при условии:
1) невыполнения плана практики, обязательного для практиканта;
2) недостаточного владения профессиональными умениями преподавателя колледжа (студент не умеет планировать занятие, составлять конспект, испытывает значительные затруднения при отборе материала. При организации учебного процесса не выполняет план занятия, допускает грубые ошибки при изложении материала, не умеет устанавливать контакт со студенческой аудиторией);
3) невыполнения плана воспитательной работы; у практиканта отсутствуют необходимые организаторские способности, недостаточно высокий уровень общей и педагогической культуры, проявляет низкую активность;
4) неглубокий формальный анализ проделанной работы.
Приложения.
Приложение1
Схема анализа занятия.
Содержание деятельности преподавателя и студентов.
1. Научность, доступность изучаемого материала.
2. Актуальность и связь с жизнью.
3. Степень новизны, проблемность и привлекательности учебной информации.
4. Оптимальность объема материала, предложенного для усвоения.
5. Наличие межпредметных и внутрипредметных связей.
6. Профессиональная направленность.
Эффективность способов деятельности преподавателя и студентов
1. Рациональность и эффективность использования времени занятия, оптимальность темпа, а также чередование и смена видов деятельности.
2. Использование форм самостоятельной работы студентов на разных этапах занятия.
3. Степень целесообразности и эффективности использованной наглядности и ТСО.
4. Степень рациональности и эффективности использованных методов и организационных форм работы.
5. Уровень обратной связи со всеми студентами на занятии.
6. Эффективность контроля за работой студентов и уровень требований, на котором проводилась оценка их знаний, умений и навыков.