Эффективность способов деятельности преподавателя и студентов

Внеаудиторная работа

Наблюдение и анализ внеаудиторной работы преподавателя со студентами (учебная работа по предмету, воспитательная, научная); организация и самостоятельное проведение внеаудиторной работы со студентами - факультативные занятия, занятия проблемной группы, кружка. заседание клуба, консультации и другие формы работы, анализ и самоанализ педагогической деятельности;

Методическое руководство педагогической практикой студентов

Наблюдение и анализ работы преподавателя на педагогической практике в ОУ в течение дня; самостоятельное руководство педагогической практикой студентов в ОУ (подготовка педагогического коллектива, подготовка студентов к работе, анализ и самоанализ;

Методическая работа

Участие в заседании педагогического совета и предметно – цикловой комиссии, анализ заседаний; оформление информационных стендов в учебных кабинетах;

обзор научно - методической литературы по учебному предмету; разработка картотек; создание электронной базы материалов по учебным курсам; разработка заданий для самостоятельной работы студентов по предмету; разработка технологических карт по дисциплине; заданий для конкурсов и олимпиад и т.п.

Воспитательная работа

Знакомство с функциями классного руководителя или куратора студенческой группы;

• беседа с классным руководителем или кураторам. характеристика
учебной группы;

• установление контакта со студентами;

• планирование воспитательной работы со студентами на основе предварительного анализа документации и мероприятий;

• организация и проведение творческих, досуговых мероприятий со студентами факультета (колледжа),

• мониторинг (психолого-педагогическая диагностика) личностного развития студентов учебной группы;

• самоанализ деятельности классного руководителя или куратора.

Консультации

по курсовым, контрольным работам;

по подготовке к учебным занятиям;

по подготовке к дню практики в О У и прочие;

Отчетная документация.

Отчетная документация.

индивидуальный план прохождение практики (отдельным листом),

портфолио по практике;

конспекты учебных занятий;

сценарии творческих дел;

методические материалы;

дидактические пособия;

материалы итоговой конференции по преподавательской педпрактики

После сдачи всей документации работа каждого студента оценивается по четырехбальной системе: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Общая оценка деятельности студента складывает­ся из отметок, поставленных преподавателями кафедр.

Итоговая отметка студентам выставляется по согласованию соруководителей — преподавателей кафедр факультета, курирующих практику.

Критерии оценок

«Отлично»ставится при условии:

1) полного качественного выполнения плана практики;

2) успешного освоения основных умений преподавателя колледжа: реализовывать требования к современному занятию; организовывать учебный процесс на занятии, вовлекать студентов в

активную познавательную дея­тельность; педагогически целесообразно и эффективно использовать тех­нологии активного обучения на занятии с учетом уровня подготовленности студентов; проявлять такт, эрудицию, культуру речи;

3) демонстрации высокого уровня теоретической, методической и пси­хологической готовности к самостоятельной работе на практике ;

4) самостоятельного проведения воспитательной работы со студентами с использованием современных технологий;

5) глубокого, профессионального анализа выполненной работы;

6) активного участия в педагогическом совете по итогам практики и грамотного отражения результатов проведенной работы в дневнике по практике;

7) реализации личностно-ориентированного взаимодействия и гума­нистического подхода к личности студента;

8) установления в ходе практики доброжелательных отношений с пре­подавателями, руководителями;

9) проявления инициативы, самостоятельности, творчества при подго­товке к итоговому педагогическому совету и его проведении;

10) своевременного, в полном объеме, представления отчетной доку­ментации по практике;

11) активного, содержательного и творческого участия в итоговой кон­ференции.

«Хорошо»ставится при условии:

1) полного выполнения плана практики;

2) успешного освоения основных умений (отбирать материал в соот­ветствии с логикой предмета, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи; активизировать познавательную деятельность учащих­ся. При организации учебного процесса наблюдается некоторое несоответ­ствие компонентов занятия, студент затрудняется в точном рациональном рас­пределении времени по этапам урока и видам деятельности учащихся. Воз­можны затруднения в выборе и использовании активных технологий обуче­ния, поверхностная мотивировка оценки. Во всем остальном учебная работа должна удовлетворять названным для оценки «отлично» требованиям);

3) проведения воспитательной работы в рамках традиционных техно­логий;

4) недостаточно глубокого анализа проведенной работы;

5) активного участия в педагогическом совете по итогам практики;

6) установления в ходе практики доброжелательных отношений с учащимися, преподавателями, руководителями; проявления инициативы, самостоятельности, дисциплинированности;

7) своевременного отчетной доку­ментации по практике;

8) активного участия в итоговой конференции.

«Удовлетворительно»становится при условии:

1) выполнения не всех форм работы преподавателя, обязательных для практиканта;

2) освоения основных умений преподавателя не в полном объеме (при подготовке к занятию студент недостаточно самостоятелен, нуждается в по­стоянной помощи руководителя при составлении конспекта аудиторного занятия и отборе содержания. При организации работы на занятии недостаточно эффективно используются методы обучения; студент проявляет скованность, слабо ак­тивизирует познавательную деятельность студентов, не умеет устанавли­вать и поддерживать контакт с аудиторией. В остальном, соблюдаются об­щие требования);

3) затрудняется в выборе эффективных методов воспитания, допускает ошибки в планировании и проведении внеклассного мероприятия, не учи­тывает в достаточной степени возрастные и индивидуальные особенности учащихся; отсутствует инициатива;

4) неглубокий формальный анализ проделанной работы;

5) пассивное участие в заседании педсовета и итоговой конференции по практике.

«Неудовлетворительно»ставится при условии:

1) невыполнения плана практики, обязательного для практиканта;

2) недостаточного владения профессиональными умениями препода­вателя колледжа (студент не умеет планировать занятие, составлять конспект, испытывает значительные затруднения при отборе материала. При органи­зации учебного процесса не выполняет план занятия, допускает грубые ошибки при изложении материала, не умеет устанавливать контакт со сту­денческой аудиторией);

3) невыполнения плана воспитательной работы; у практиканта отсут­ствуют необходимые организаторские способности, недостаточно высокий уровень общей и педагогической культуры, проявляет низкую активность;

4) неглубокий формальный анализ проделанной работы.

Приложения.

Приложение1

Схема анализа занятия.

Содержание деятельности преподавателя и студентов.

1. Научность, доступность изучаемого материала.

2. Актуальность и связь с жизнью.

3. Степень новизны, проблемность и привлекательности учебной ин­формации.

4. Оптимальность объема материала, предложенного для усвоения.

5. Наличие межпредметных и внутрипредметных связей.

6. Профессиональная направленность.

Эффективность способов деятельности преподавателя и студентов

1. Рациональность и эффективность использования времени занятия, оптимальность темпа, а также чередование и смена видов деятельности.

2. Использование форм самостоятельной работы студентов на разных этапах занятия.

3. Степень целесообразности и эффективности использованной на­глядности и ТСО.

4. Степень рациональности и эффективности использованных мето­дов и организационных форм работы.

5. Уровень обратной связи со всеми студентами на занятии.

6. Эффективность контроля за работой студентов и уровень требова­ний, на котором проводилась оценка их знаний, умений и навыков.

Наши рекомендации