Разработка методологического аппарата исследования
Одним из важных разделов подготовки к исследованию является разработка его методологического аппарата. Его основные компоненты представлены на рисунке 1.
Под актуальностью темы исследования понимается степень ее важности в данной проблеме. Важность исследования заключается в обосновании положительного эффекта, который, может быть, достигнут в результате решения выдвинутой научной или практической задачи.
Как сформулировать актуальность исследования?
Для этого необходимо изучить решения директивных органов (постановления, указы, законы, по специальности, «Физкультура и спорт», в частности это «Государственная программа развития физкультуры и спорта на 2011-2015 годы», «Закон Республики Казахстан о физкультуре и спорте», «Концепция развития физкультуры и спорта» и др.); статьи постановочного характера (обычно в центральных журналах: это «Теория и методика физической культуры», «Теория и практика физической культуры», «Физическая культура в школе», «Вестник физической культуры» и др.).
Наряду с этим необходимо изучить литературу по данной теме и показать, что сделано в данном направлении предшественниками или какие вопросы остались нерешенными. Чтобы это сделать, надо построить таблицу, где будут представлены: основные источники; вопросы, являющиеся компонентами общей проблемы; степень их разработанности и вопросы, которые остались без должного внимания (таблица 1).
Таблица 1 – Основные источники
№ | Автор | Источник | Рассмотренные компоненты проблемы | Степень их рассмотрения | Вопросы оставшиеся без должного внимания |
Тогда из этой таблицы может образоваться еще одна таблица (сводная, таблица 2).
Таблица 2 - Сводная
Компоненты проблемы (вопросы) | Авторы их рассматривавшие | Степень разработанности вопросов | Вопросы, оставшиеся без внимания |
Ссылаясь на эти данные необходимо выписать, кто и какими компонентами данной проблемы занимался, что на достаточном уровне разработано, а что требует дальнейших исследований.
На этом фоне формулируется противоречие, понимаемое чаще всего как несогласованность, несоответствие между какими-либо выявленными противоположностями внутри единого объекта. Выявленное противоречие может иметь место как в теории, так и в практике. Для формулирования противоречия надо показать то, что как-то или иное явление должно реализовываться на самом деле.
Для формулирования проблемы надо найти противоречия между реалиями практики и научно-методическим ее обеспечением. С этой целью необходимо четко определить компоненты практической деятельности, или же реализации каких-то теоретических положений на практике. Например, в области физической культуры и спорта, на современном этапе с одной стороны уровень физической подготовленности детей и подростков снизился, а с другой стороны учебный процесс, в связи с требованиями Госстандарта, не подкреплен программным, научно-методическим обеспечением. То есть, для себя можно схематически отобразить в виде схемы то, между какими областями изучения проблемы имеются противоречия.
ПРОБЛЕМЫ |
ПРОТИВОРЕЧИЕ |
Низкий уровень физической подготовки школьников | Недостаточное научно-методическое обеспечение, подготовка учителей в соответствии с требованиями Госстандарта |
Актуальность темы | Объект исследо-вания | Предмет исследо-вания | Цель исследо-вания | Гипотеза исследо-вания | Задачи исследо-вания | Методы исследо-вания | Научная новизна | Теорети- ческая значимость | Практи-ческая значимость |