Анализ деятельности социального педагога по адаптации младших школьников к условиям общеобразовательного учреждения
Социальный педагог – это новый тип педагога. У него новое отношение к ребенку, новые отношения и ребенка к педагогу. Педагог признает ребенка как самостоятельную личность, способную иметь собственное мнение, анализирует процесс его формирования как социальный процесс, процесс развития его задатков и способностей. Социальный педагог решает все проблемы воспитанника, не совершая действия, которые во вред подопечному [13, с. 24].
Социальный педагог образовательного учреждения – специалист по организации социально-педагогической работы с различными группами школьников и их родителями. Его деятельность направлена на организацию внеучебной деятельности школьников, их досуга, индивидуальной работы, консультационной работы с детьми и их родителями, вовлечение родителей в воспитательную работу с детьми, координацию воспитательных усилий учителей и родителей [19, с. 142].
Основное назначение работы социального педагога в школе – оказание конкретной помощи ребенку в обретении им смысла жизни через обращение к его внутреннему миру, его природной активности, через изучение, понимание и реализацию его внутренних возможностей и потребностей к самореабилитации, саморазвитию, самоопределению [10, с. 21].
Главное требование к социальному педагогу – это любовь к детям, к педагогической работе, знания и эрудиция, педагогическая интуиция и интеллект, общая культура и нравственность, профессиональное владение методами воспитания детей, а также умение общаться, артистичность, веселый нрав и хороший вкус. Социальный педагог в современных общественных условиях должен ориентироваться в политической, экономической и социальной обстановке, знать требования, предъявляемые обществом как к социальному педагогу, так и к личности воспитуемого [32, с. 172].
Цель деятельности социального педагога – социальная адаптация личности ребенка в обществе.
База исследования: г. Екатеринбург, на базе Муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 81.
Основными задачами и направлениями деятельности социального педагога в данном учреждении являются:
- изучение физических и психических особенностей школьников, особенностей личности и коллектива учащихся, условий их развития;
- помощь школьнику в укреплении физического и психического здоровья;
- создание гуманистической атмосферы в классном коллективе как условие нравственного развития школьников;
- помощь в личностном развитии школьников, развитие способности быть личностью (стремление к самосознанию, умение делать разумные жизненные выборы, умение реализовывать свои позитивные качества);
- помощь в интеллектуальном развитии (развитие познавательных интересов и заинтересованности в учении, помощь в самоопределении, профориентации и развитии индивидуальности).
В своей деятельности социальный педагог использует следующие формы работы:
- индивидуальная работа со школьниками;
- организация коллективной деятельности и общения;
- организация воспитывающей среды;
- организация повседневного школьного быта учащихся;
- координация действий по помощи в развитии личности школьника
в сотрудничестве с другими педагогами, родителями, внешкольными педагогами.
Основным содержанием работы социального педагога является:
· Работа с отдельными школьниками, которая включает в себя:
1) изучение совместно с психологом состояния здоровья, отношений, интересов, характера, познавательных особенностей, семейных условий и внешкольного общения школьника;
2) помощь в социализации школьников через стимулирование и организацию их участия в кружках, клубах, секциях;
3) непосредственное общение со школьниками;
помощь школьников в преодолении учебных трудностей, проблем в учебной работе;
4) координация информационных интересов школьника (чтение, кино, видео).
· Работа с классными руководителями:
1) организация творческих и коллективных совместных дел школьников;
2) воспитание культуры общения школьника через специально организованные занятия;
3) организация развивающих коллективных мероприятий, экскурсий, посещение театра, концертов, выставок и пр.;
4) выработка общественного мнения коллектива через групповые дискуссии, обсуждение дел, проблем и ситуаций классной жизни.
· Организация воспитывающей среды и повседневного школьного быта:
1) выработка совместно с ребятами правил (законов) общения в классном и школьном коллективе и вне его;
2) совместно с родителями и школьниками эстетизация среды классного коллектива.
Для определения уровня адаптации и мотивации учащихся 1 ступени социальный педагог в МОУ СОШ № 81, использует следующие методики:
1. «Опросник для учителя по диагностике адаптации учащихся 1 класса».
2. «Анкета для оценки уровня мотивации учащихся», автор Н. Г. Лусканова.
3. Методика Б. Лонга «Самооценка».
В исследовании принимало участие 24 младших школьников.
Результаты диагностики: Адаптация первоклассников к школе 2008-2009 учебный год (Приложение 1).
Анализ диаграммы позволяет судить о том, что 11 первоклассников из 24 человек жизненно адаптируются к школе, положительно воспринимают учебный процесс. Вместе с тем, 8 школьников имеют низкий уровень адаптации, что является основанием для организации дополнительных психолого-педагогических и управленческих действий по повышению эффективности вхождения ребенка в образовательный процесс, и 5 человек способны адаптироваться к школьной среде на среднем уровне.
Тесно связана с адаптацией к школе мотивация к учению.
Мотивация к учению 1 классов 2008-2009 учебный год(Приложение 2).
11 детей имеют высокий и средний уровень учебной мотивации. 8 школьников положительно относятся к учебе, их в большей степени привлекает процесс общения со сверстниками. Отрицательное и негативное отношение к учебе у 5 детей, что может объясняться негативностью к школе, психофизиологической незрелостью. В эту группу входят и «домашние» дети.
Итак, возникает проблема адаптации детей к начальной школе и их мотивации к учению.
Диагностика уровня адаптации первоклассников к школе состоит из двух частей: сначала каждый первоклассник отвечает на вопросы анкеты, потом рисует картинку на тему "Я в школе". Вопросы анкеты касаются разных сторон школьной жизни: отношение к урокам и домашним заданиям; отношение к учителю; отношения со сверстниками.
Проанализировав ответы детей и особенности их рисунков, можно
выделить три группы первоклассников.
Первая группа — те ребята, для которых период адаптации к школе прошёл успешно. Вторая группа — это школьники, у которых адаптация вызывает определённые трудности. Третья группа — это первоклассники, адаптирующиеся к новым условиям с огромным напряжением сил. Они, как правило, с самого начала школьной жизни получают немало критических замечаний в свой адрес, а им, наоборот, в этот сложный период особенно нужны внимание и грамотная психологическая поддержка взрослых.
Работа социального педагога с первоклассником в данном образовательном учреждении осуществляется поэтапно. Рассмотрим каждый из этапов более подробно.