Вклад учёных Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина в развитие отечественной логопедии

В 1946/47 учебном году на дефектологическом факультете МГПИ имени В. И. Ленина было открыто первое в вузовской системе логопедическое отделение.

Ранее подготовка дефектологов с высшим образованием в Москве началась в Московском государственном институте дефективно­го ребенка Наркомздрава в сентябре 1920 г. и в Московском пе­дагогическом институте детской дефективности Наркомпроса в ок­тябре 1921 г., слитых впоследствии через ряд промежуточных преобразований в дефектологическое отделение педфака МГПИ имени В. И. Ленина в июле 1925 г.

В последующие годы с развитием специализации студентов-дефектологов разного профиля (олигофренопедагогов, сур­допедагогов, тифлопедагогов)[1] логопедия преподается как «под­собная дисциплина». И поскольку дефектологическое отделе­ние, а с 1931 г. факультет не ставили своей задачей подготовку специалистов-логопедов, «курс логопедии был уп­рощенным, ориентированным, главным образом, на грубые нарушения речи (косноязычие, заикание, алалии, дисграфий и пр.)» (Ф. A. Pay)

Открытие логопедического отделе­ния[2] на дефектологическом факультете МГПИ им. В.И.Ленина было вызвано, прежде всего, научным обосновани­ем необходимости обязательной логопедической работы в об­щеобразовательных дошкольных и школьных учреждениях. Стала очевидной необходимость логопедичес­ких знаний не только для олиго-, сурдо- и тифлопедагогов, но и создания отдельного профиля специалиста-дефектолога — про­филя логопеда.

В связи с определением профиля специалиста-логопеда важ­но было положить конец долгим и широким научным дебатам о принадлежности логопедии к медицинским или педагогическим наукам и, соответственно, о том, кто должен заниматься пре­одолением недостатков речи — врач или педагог[3].

Не отрицая положительной роли, которую играют в преодо­лении речевых расстройств медицинские мероприятия, прово­димые до и после, и параллельно с логопедической работой, и не подвергая сомнению необходимость «проведения принципа комплексности», Ф. A. Pay тем не менее считал нужным под­черкнуть, что недостатки речи могут быть устранены лишь пу­тем перевоспитания всей личности плохоговорящего, а не по­средством той или иной лечебной процедуры.

В соответствии с названным профилем педагога-логопеда раз­рабатывался и первый учебный план для логопедического отде­ления. В этом учебном плане были предусмотрены в первую оче­редь дисциплины общественно-политического цикла. И общепеда­гогическая подготовка.

Логопед должен усвоить те знания, которыми обладает каж­дый учитель[4]. Важное значение для изучения личности плохоговорящего придавалось знанию общей и детской психоло­гии, в особенности психологии развития речи. Специальными предметами являлись непосредственно логопедические дисцип­лины: введение в логопедию, теория логопедии, история логопе­дии, спец. методики логопедической работы, логопедическая практика в разных учреждениях, а также клиника слухоречевых расстройств, физиология и патология звуков речи, фонетика. Вид­ное место отводилось специально-медицинским дисциплинам: ана­томии, физиологии и патологии ЦНС, общей патологии, отори­ноларингологии, основам психиатрии и физиологии в. н. д. В учебный план подготовки логопедов был включен также курс «Введение в дефектологию», т. е. основы сурдо-, тифло- и олигофренопедагогики (Ф. A. Pay).

Ф. A. Pay — чл.-корр. АПН РСФСР, доктор педагогических наук, профессор — возглавлял работу кафедры сурдопедагогики и логопедии в МГПИ им. В.И.Ленина с 1925 по 1950 г. Немногочисленный коллектив ка­федры состоял в основном из сурдопедагогов. Поэтому для пре­подавания и разработки теоретических вопросов логопедии на кафедру приглашались опытные специалисты-практики, внутри кафедры формировались кадры логопедов-исследователей. В круг научных интересов сотрудников Ф. A. Pay входили многие воп­росы теории и практики логопедии, нашедшие впоследствии от­ражение в статьях, пособиях и т. д.

С 1955 г. работу логопедического отделения дефектологичес­кого факультета МГПИ им. В. И. Ленина возглавила новая ка­федра — психопатологии и логопедии, коллектив которой соот­ветственно состоял из врачей и логопедов. Зав. кафедрой был из­бран проф. С. С. Ляпидевский, по образованию врач и педагог.

В должности заведующего кафедрой С. С. Ляпидевский со­вместно с сотрудниками за 20 лет (1955—1975 гг.) существенно усовершенствовал систему обучения студентов-логопедов. В учеб­ные планы были введены новые курсы лекций, семинары, практические занятия, дифференцированная педагогическая практика. Образована учебно-воспитательная ла­боратория, налажена при кафедре систематическая работа меди­ко-педагогической консультации и мн. др.

Сохранив в целом циклы учебных предметов (общественно-политических, общепедагогических и психологических, лингви­стических и филологических, медицинских, специально-педаго­гических и психологических), существенные изменения были внесены в конкретное их наполнение. Серьезно усовершенствова­лась подготовка студентов-логопедов прежде всего по основно­му циклу специально-педагогических и психологических пред­метов.

С 1959/60 учебного года студентам логопедического отделе­ния стала присваиваться квалификация специалиста: учитель-ло­гопед школьных, дошкольных и медицинских учреждений.

С 1968/69 учебного года при дефектологическом факультете открываются годичные курсы дефектологов, на которых педаго­ги-практики могут получить вторую педагогическую специаль­ность по дефектологии.

Подготовка логопедических кадров осуществляется в это вре­мя не только в рамках вузовского обучения, но и путем проведе­ния курсов повышения квалификации по логопедии для специа­листов-практиков.

Характерным для этих лет становится интенсивная подго­товка научных кадров по логопедии.В самой системе обучения на дефектологическом факультете развивается звено научно-ис­следовательской работы студентов (научный руководитель сту­денческого научного общества факультета — проф. С. С. Ляпи­девский, с 1975 г. — доц. В. И. Селиверстов). Под руководством опытных преподавателей функционируют различные научные кружки и проблемные группы, в которых студенты приобрета­ют и развивают курс к творческому научному поиску нерешен­ных вопросов логопедии.

Результаты научно-исследовательской работы студентов офор­мляются в научные доклады, конкурсные и дипломные работы.

Ведется подготовка научных кадров через аспирантуру. Аспи­ранты и соискатели под научным руководством сотрудников ка­федры успешно проводят самостоятельные научные исследова­ния по логопедии, защищают кандидатские диссертации.

В эти годы наблюдается резкий подъем выпуска научной про­дукции сотрудников кафедры и их учеников. Издаются ученые записки и сборники научных трудов кафедры, пособия по лого­педии и медицинским дисциплинам для студентов и логопедов-практиков, программы отдельных учебных курсов для студентов, инструктивно-методические материалы, статьи по логопедии пуб­ликуются в разных журналах и сборниках.

Соединение усилий врачей и логопедов в едином научно-учебном подразделении вуза способствовало развитию естественнонаучных основ логопедии и комплексного медико-педагогического подхода к изучению и преодолению речевых на­рушений. Истоки этого генерального направления научных ис­следований сотрудников кафедры психопатологии и логопедии были заложены еще научной школой Ф. A. Pay, и свое дальнейшее развитие получили в трудах сотрудников кафедры С. С. Ляпидевского.

Предметом научного изучения этих лет являются следующие конкретные вопросы логопедии:

— Клинические основы логопедии. Роль естественнонаучной основы в изучении речевых расстройств. Логопедия и смежные науки (С.С.Ляпидевский).

— История развития логопедии. Психолого-педагогические основы ее формирования (В.И.Селиверстов).

—Анатомо-физиологические механизмы речи и речевых рас­стройств (С.С. Ляпидевский, М.М. Сироткин, Л.В. Нейман, Б.М. Гриншпун).

—Классификация речевых расстройств, психолого-педа­гогические методы обследования детей с речевыми расстрой­ствами (О.В. Правдина, С.С. Ляпидевский, Б.М. Гринш­пун, С.Н. Шаховская, Б.И. Шостак).

—Нарушения звуковой стороны речи, дислалии, дизартрии (Л.В. Мелехова, О.В. Правдина, Р.И. Мартынова, О.А. Тока­рева, Г.В. Гуровец, С.И. Маевская, М.Ф. Фомичева и др).

—Расстройства голоса. Ринолалия (А.Г. Ипполитова, Е.С. Алмазова, О.В. Правдина, Т.Н. Воронцова и др.).

—Задержки речевого развития. Алалии, детские афазии (Л.В. Мелехова, С.Н. Шаховская, Г.В. Гуровец, С.И. Маевс­кая, В.К. Воробьева, О.Н. Усанова, Б.М. Гриншпун, А.С. Завгородняя и др.).

—Нарушения темпа речи, заикание (С.С. Ляпидевский, Б.И. Шостак, В.И. Селиверстов, А.Г. Шембель, А.В. Крапухин и др.).

—Нарушения письменной речи, дисграфии (С. С. Ляпидевс­кий, О. А. Токарева и др.)

—Расстройства речи при нарушенном слухе (О.В. Правдина, Л.В. Нейман).

—Воспитание и обучение детей с расстройствами речи (В.И. Селиверстов, Б.М. Гриншпун и др.).

—Обучение русскому языку в школах для детей с тяжелыми нарушениями речи (Л. А. Кроткова, О. А. Токарева).

Научно-исследовательская работа сотрудников кафедры института за прошедшее время не только обогатила теорию логопедии, но и способствовала усовершенствованию практической работы с деть­ми, имеющими различные речевые нарушения. Последнее вы­разилось в том, что:

—усовершенствовалась дифференцированная диагностика речевых нарушений, при этом расширилось и углубилось психо­лого-педагогическое (наряду с медицинским, клиническим) изу­чение детей с различными речевыми нарушениями;

—в связи с развитием комплексного медико-педагогического подхода к преодолению речевых нарушений были усовершен­ствованы старые и предложены новые методики логопедической работы с детьми, подростками и взрослыми с различной нозоло­гией речевых нарушений;

— были научно обоснованы методики и системы логопеди­ческой работы с логопатами в разных условиях: в рамках одной области, в условиях летнего логопедического санатория, пионер­ского лагеря, сада для детей с нарушениями речи, массового дет­ского сада, в амбулаторных и стационарных условиях специали­зированных медицинских учреждений и др.

Коллектив кафедры, состоящий из врачей и логопедов, про­вел ряд углубленных совместных исследований по названным выше вопросам логопедии, позволивших уточнить некоторые спорные вопросы, пересмотреть с новых позиций традиционные представления логопедии.

Одним из узловых вопросов, решению которого было отдано много усилий, был вопрос о понимании комплексности. Сама идея комплексности как принципиально важного подхода к ана­лизу и преодолению речевых нарушений не вызывала сомнения, однако сама реализация этого подхода требовала серьезной раз­работки.

В результате проведенных дискуссий и обсуждений, а также проведенных конкретных исследований коллектив кафедры по­дошел к пониманию комплекса как совместной согласованной деятельности разных специалистов, каждый из которых прово­дит работу по изучению и преодолению речевых нарушений на основе собственных средств и методов, не подменяя, а дополняя друг друга. Актуальным оказался вопрос о том, какие звенья комплекса должны разрабатываться врачами; какие — ло­гопедами, в чем назначение врача, а в чем назначение логопеда при реализации комплекса. В соответствии с этим была показа­на неправомерность понятия комплексный метод при оправдан­ности понятия комплексный подход (к изучению и преодолению речевых нарушений).

Последующая реализация комплексного подхода показала свою продуктивность в конкретных исследованиях отдельных видов речевых нарушений и поисках путей их преодоления, а также в первых попытках проведения работ обобщающего и теоретичес­кого плана.

При проведении конкретных исследований оказалось, что ряд традиционных представлений о характере тех или иных наруше­ний нуждается в серьезном пересмотре. Так, наруше­ния звуковой стороны речи, подводимые под понятие «косноя­зычие», при ближайшем рассмотрении оказались далеко неодно­родной группой как по своим патофизиологическим механизмам (клинический подход), так и по характеру нарушения речевой деятельности (психолого-педагогический подход). Разными ока­зались эти нарушения и с точки зрения логопедического воздей­ствия. Эти нарушения в дальнейшем стали рассматриваться бо­лее дифференцированно.

Новые данные, полученные в ходе конкретных исследований отдельных видов речевых нарушений на основе комплексного подхода, потребовали пересмотра самого понятия «речевые на­рушения».

Поэтому перед кафедрой встала задача упорядочивания поня­тийно-терминологического аппарата логопедии, т. е. задача оп­ределения своего отношения к классификации речевых нару­шений. Попытки создания класси­фикации, а точнее систематизации речевых нарушений были предприняты О. В. Правдиной, которая разработала ряд крите­риев классификации, а также С. С. Ляпидевским и Б. М. Гриншпуном. Не­обходимость поиска дополнительных критериев для классифи­кации, привела к тому, что надо было выйти за пределы рамок двух дисциплин (медицины и логопедии), объединенных в комплексе, и обратиться к дру­гим дисциплинам. Такими ближайшими дисциплинами оказа­лись психология и лингвистика.

В ходе работы над классификацией речевых нарушений и над изучением отдельных видов речевых нарушений и разработкой путей их преодоления обнаружилась ограниченность комплекс­ного подхода к той медико-педагогической модели, которая сфор­мировалась на кафедре. Эта модель работала на этапе становле­ния логопедии и на этапе критического анализа, но она оказа­лась не эффективной в созидательной деятельности, так как в ней оказалось пропущенным необходимое связующее медицину и педагогику звено — психология. Именно в период созидатель­ной деятельности — обнаружилось, что эти поиски могут быть успешными только в том случае, если логопедичес­кое звено комплекса станет предметом самостоятельного изуче­ния. Таким образом, в рамках медико-педагогического ком­плекса кафедры стало все более активно складываться психоло­го-педагогическое направление в изучении и преодолении нару­шений речи. Это направление больше отвечало сущности лого­педии как отрасли специальной педагогики.

С 1978 г. ка­федра логопедии была выделена в самостоятельное научно-учеб­ное подразделение (исполняющим обязанности заведующего ка­федры логопедии был назначен канд. пед. наук, доцент В. И. Се­ливерстов, 1978—1980 гг.)

Не порывая межкафедральных связей с другими подразделе­ниями факультета, кафедра логопедии наметила ближайшую программу перестройки науч­ных исследований и учебного процесса, ориентированного на подготовку высококвалифицированных педагогов-логопедов, спо­собных творчески решать задачи обучения и воспитания детей с нарушенной речевой деятельностью.

В перспективе направления научных исследований кафедры логопедии встала основная задача переориентации на развитие психолого-педагогических основ логопедии. В планы кафедры были включены, с одной стороны, разделы изучения личности детей с нарушенной речевой деятельностью, совершенствование психолого-педагогического изучения детей с нарушенной речевой деятельностью, вопросы лингво-психолого-педагогической классификации речевых нарушений. С дру­гой стороны, предметом научного исследования стали вопросы оптимизации педагогических форм, средств и методов при коррекционном воспитании и обучении детей в условиях детского сада для детей с нарушенной речью, школы-интерната для детей с тяжелыми нарушениями речи и в специализированных учреж­дениях системы здравоохранения в амбулаторных и стационар­ных условиях, санаториях и др.

Оригинал текста см. в «Хрестоматия по логопедии»

В. И. Селиверстов, Б. М. Гриншпун, С. Н. Шаховская

«Формирование научной школы кафедры логопедии»

(К 35-летию образования вузовского отделения логопедии)

или В.И. Селеверстов «История логопедии»

«Формирование научной школы кафедры логопедии МГПИ им. В.И. Ленина»

(К 35-летию образования вузовского отделения логопедии)

Наши рекомендации