Вклад учёных Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина в развитие отечественной логопедии
В 1946/47 учебном году на дефектологическом факультете МГПИ имени В. И. Ленина было открыто первое в вузовской системе логопедическое отделение.
Ранее подготовка дефектологов с высшим образованием в Москве началась в Московском государственном институте дефективного ребенка Наркомздрава в сентябре 1920 г. и в Московском педагогическом институте детской дефективности Наркомпроса в октябре 1921 г., слитых впоследствии через ряд промежуточных преобразований в дефектологическое отделение педфака МГПИ имени В. И. Ленина в июле 1925 г.
В последующие годы с развитием специализации студентов-дефектологов разного профиля (олигофренопедагогов, сурдопедагогов, тифлопедагогов)[1] логопедия преподается как «подсобная дисциплина». И поскольку дефектологическое отделение, а с 1931 г. факультет не ставили своей задачей подготовку специалистов-логопедов, «курс логопедии был упрощенным, ориентированным, главным образом, на грубые нарушения речи (косноязычие, заикание, алалии, дисграфий и пр.)» (Ф. A. Pay)
Открытие логопедического отделения[2] на дефектологическом факультете МГПИ им. В.И.Ленина было вызвано, прежде всего, научным обоснованием необходимости обязательной логопедической работы в общеобразовательных дошкольных и школьных учреждениях. Стала очевидной необходимость логопедических знаний не только для олиго-, сурдо- и тифлопедагогов, но и создания отдельного профиля специалиста-дефектолога — профиля логопеда.
В связи с определением профиля специалиста-логопеда важно было положить конец долгим и широким научным дебатам о принадлежности логопедии к медицинским или педагогическим наукам и, соответственно, о том, кто должен заниматься преодолением недостатков речи — врач или педагог[3].
Не отрицая положительной роли, которую играют в преодолении речевых расстройств медицинские мероприятия, проводимые до и после, и параллельно с логопедической работой, и не подвергая сомнению необходимость «проведения принципа комплексности», Ф. A. Pay тем не менее считал нужным подчеркнуть, что недостатки речи могут быть устранены лишь путем перевоспитания всей личности плохоговорящего, а не посредством той или иной лечебной процедуры.
В соответствии с названным профилем педагога-логопеда разрабатывался и первый учебный план для логопедического отделения. В этом учебном плане были предусмотрены в первую очередь дисциплины общественно-политического цикла. И общепедагогическая подготовка.
Логопед должен усвоить те знания, которыми обладает каждый учитель[4]. Важное значение для изучения личности плохоговорящего придавалось знанию общей и детской психологии, в особенности психологии развития речи. Специальными предметами являлись непосредственно логопедические дисциплины: введение в логопедию, теория логопедии, история логопедии, спец. методики логопедической работы, логопедическая практика в разных учреждениях, а также клиника слухоречевых расстройств, физиология и патология звуков речи, фонетика. Видное место отводилось специально-медицинским дисциплинам: анатомии, физиологии и патологии ЦНС, общей патологии, оториноларингологии, основам психиатрии и физиологии в. н. д. В учебный план подготовки логопедов был включен также курс «Введение в дефектологию», т. е. основы сурдо-, тифло- и олигофренопедагогики (Ф. A. Pay).
Ф. A. Pay — чл.-корр. АПН РСФСР, доктор педагогических наук, профессор — возглавлял работу кафедры сурдопедагогики и логопедии в МГПИ им. В.И.Ленина с 1925 по 1950 г. Немногочисленный коллектив кафедры состоял в основном из сурдопедагогов. Поэтому для преподавания и разработки теоретических вопросов логопедии на кафедру приглашались опытные специалисты-практики, внутри кафедры формировались кадры логопедов-исследователей. В круг научных интересов сотрудников Ф. A. Pay входили многие вопросы теории и практики логопедии, нашедшие впоследствии отражение в статьях, пособиях и т. д.
С 1955 г. работу логопедического отделения дефектологического факультета МГПИ им. В. И. Ленина возглавила новая кафедра — психопатологии и логопедии, коллектив которой соответственно состоял из врачей и логопедов. Зав. кафедрой был избран проф. С. С. Ляпидевский, по образованию врач и педагог.
В должности заведующего кафедрой С. С. Ляпидевский совместно с сотрудниками за 20 лет (1955—1975 гг.) существенно усовершенствовал систему обучения студентов-логопедов. В учебные планы были введены новые курсы лекций, семинары, практические занятия, дифференцированная педагогическая практика. Образована учебно-воспитательная лаборатория, налажена при кафедре систематическая работа медико-педагогической консультации и мн. др.
Сохранив в целом циклы учебных предметов (общественно-политических, общепедагогических и психологических, лингвистических и филологических, медицинских, специально-педагогических и психологических), существенные изменения были внесены в конкретное их наполнение. Серьезно усовершенствовалась подготовка студентов-логопедов прежде всего по основному циклу специально-педагогических и психологических предметов.
С 1959/60 учебного года студентам логопедического отделения стала присваиваться квалификация специалиста: учитель-логопед школьных, дошкольных и медицинских учреждений.
С 1968/69 учебного года при дефектологическом факультете открываются годичные курсы дефектологов, на которых педагоги-практики могут получить вторую педагогическую специальность по дефектологии.
Подготовка логопедических кадров осуществляется в это время не только в рамках вузовского обучения, но и путем проведения курсов повышения квалификации по логопедии для специалистов-практиков.
Характерным для этих лет становится интенсивная подготовка научных кадров по логопедии.В самой системе обучения на дефектологическом факультете развивается звено научно-исследовательской работы студентов (научный руководитель студенческого научного общества факультета — проф. С. С. Ляпидевский, с 1975 г. — доц. В. И. Селиверстов). Под руководством опытных преподавателей функционируют различные научные кружки и проблемные группы, в которых студенты приобретают и развивают курс к творческому научному поиску нерешенных вопросов логопедии.
Результаты научно-исследовательской работы студентов оформляются в научные доклады, конкурсные и дипломные работы.
Ведется подготовка научных кадров через аспирантуру. Аспиранты и соискатели под научным руководством сотрудников кафедры успешно проводят самостоятельные научные исследования по логопедии, защищают кандидатские диссертации.
В эти годы наблюдается резкий подъем выпуска научной продукции сотрудников кафедры и их учеников. Издаются ученые записки и сборники научных трудов кафедры, пособия по логопедии и медицинским дисциплинам для студентов и логопедов-практиков, программы отдельных учебных курсов для студентов, инструктивно-методические материалы, статьи по логопедии публикуются в разных журналах и сборниках.
Соединение усилий врачей и логопедов в едином научно-учебном подразделении вуза способствовало развитию естественнонаучных основ логопедии и комплексного медико-педагогического подхода к изучению и преодолению речевых нарушений. Истоки этого генерального направления научных исследований сотрудников кафедры психопатологии и логопедии были заложены еще научной школой Ф. A. Pay, и свое дальнейшее развитие получили в трудах сотрудников кафедры С. С. Ляпидевского.
Предметом научного изучения этих лет являются следующие конкретные вопросы логопедии:
— Клинические основы логопедии. Роль естественнонаучной основы в изучении речевых расстройств. Логопедия и смежные науки (С.С.Ляпидевский).
— История развития логопедии. Психолого-педагогические основы ее формирования (В.И.Селиверстов).
—Анатомо-физиологические механизмы речи и речевых расстройств (С.С. Ляпидевский, М.М. Сироткин, Л.В. Нейман, Б.М. Гриншпун).
—Классификация речевых расстройств, психолого-педагогические методы обследования детей с речевыми расстройствами (О.В. Правдина, С.С. Ляпидевский, Б.М. Гриншпун, С.Н. Шаховская, Б.И. Шостак).
—Нарушения звуковой стороны речи, дислалии, дизартрии (Л.В. Мелехова, О.В. Правдина, Р.И. Мартынова, О.А. Токарева, Г.В. Гуровец, С.И. Маевская, М.Ф. Фомичева и др).
—Расстройства голоса. Ринолалия (А.Г. Ипполитова, Е.С. Алмазова, О.В. Правдина, Т.Н. Воронцова и др.).
—Задержки речевого развития. Алалии, детские афазии (Л.В. Мелехова, С.Н. Шаховская, Г.В. Гуровец, С.И. Маевская, В.К. Воробьева, О.Н. Усанова, Б.М. Гриншпун, А.С. Завгородняя и др.).
—Нарушения темпа речи, заикание (С.С. Ляпидевский, Б.И. Шостак, В.И. Селиверстов, А.Г. Шембель, А.В. Крапухин и др.).
—Нарушения письменной речи, дисграфии (С. С. Ляпидевский, О. А. Токарева и др.)
—Расстройства речи при нарушенном слухе (О.В. Правдина, Л.В. Нейман).
—Воспитание и обучение детей с расстройствами речи (В.И. Селиверстов, Б.М. Гриншпун и др.).
—Обучение русскому языку в школах для детей с тяжелыми нарушениями речи (Л. А. Кроткова, О. А. Токарева).
Научно-исследовательская работа сотрудников кафедры института за прошедшее время не только обогатила теорию логопедии, но и способствовала усовершенствованию практической работы с детьми, имеющими различные речевые нарушения. Последнее выразилось в том, что:
—усовершенствовалась дифференцированная диагностика речевых нарушений, при этом расширилось и углубилось психолого-педагогическое (наряду с медицинским, клиническим) изучение детей с различными речевыми нарушениями;
—в связи с развитием комплексного медико-педагогического подхода к преодолению речевых нарушений были усовершенствованы старые и предложены новые методики логопедической работы с детьми, подростками и взрослыми с различной нозологией речевых нарушений;
— были научно обоснованы методики и системы логопедической работы с логопатами в разных условиях: в рамках одной области, в условиях летнего логопедического санатория, пионерского лагеря, сада для детей с нарушениями речи, массового детского сада, в амбулаторных и стационарных условиях специализированных медицинских учреждений и др.
Коллектив кафедры, состоящий из врачей и логопедов, провел ряд углубленных совместных исследований по названным выше вопросам логопедии, позволивших уточнить некоторые спорные вопросы, пересмотреть с новых позиций традиционные представления логопедии.
Одним из узловых вопросов, решению которого было отдано много усилий, был вопрос о понимании комплексности. Сама идея комплексности как принципиально важного подхода к анализу и преодолению речевых нарушений не вызывала сомнения, однако сама реализация этого подхода требовала серьезной разработки.
В результате проведенных дискуссий и обсуждений, а также проведенных конкретных исследований коллектив кафедры подошел к пониманию комплекса как совместной согласованной деятельности разных специалистов, каждый из которых проводит работу по изучению и преодолению речевых нарушений на основе собственных средств и методов, не подменяя, а дополняя друг друга. Актуальным оказался вопрос о том, какие звенья комплекса должны разрабатываться врачами; какие — логопедами, в чем назначение врача, а в чем назначение логопеда при реализации комплекса. В соответствии с этим была показана неправомерность понятия комплексный метод при оправданности понятия комплексный подход (к изучению и преодолению речевых нарушений).
Последующая реализация комплексного подхода показала свою продуктивность в конкретных исследованиях отдельных видов речевых нарушений и поисках путей их преодоления, а также в первых попытках проведения работ обобщающего и теоретического плана.
При проведении конкретных исследований оказалось, что ряд традиционных представлений о характере тех или иных нарушений нуждается в серьезном пересмотре. Так, нарушения звуковой стороны речи, подводимые под понятие «косноязычие», при ближайшем рассмотрении оказались далеко неоднородной группой как по своим патофизиологическим механизмам (клинический подход), так и по характеру нарушения речевой деятельности (психолого-педагогический подход). Разными оказались эти нарушения и с точки зрения логопедического воздействия. Эти нарушения в дальнейшем стали рассматриваться более дифференцированно.
Новые данные, полученные в ходе конкретных исследований отдельных видов речевых нарушений на основе комплексного подхода, потребовали пересмотра самого понятия «речевые нарушения».
Поэтому перед кафедрой встала задача упорядочивания понятийно-терминологического аппарата логопедии, т. е. задача определения своего отношения к классификации речевых нарушений. Попытки создания классификации, а точнее систематизации речевых нарушений были предприняты О. В. Правдиной, которая разработала ряд критериев классификации, а также С. С. Ляпидевским и Б. М. Гриншпуном. Необходимость поиска дополнительных критериев для классификации, привела к тому, что надо было выйти за пределы рамок двух дисциплин (медицины и логопедии), объединенных в комплексе, и обратиться к другим дисциплинам. Такими ближайшими дисциплинами оказались психология и лингвистика.
В ходе работы над классификацией речевых нарушений и над изучением отдельных видов речевых нарушений и разработкой путей их преодоления обнаружилась ограниченность комплексного подхода к той медико-педагогической модели, которая сформировалась на кафедре. Эта модель работала на этапе становления логопедии и на этапе критического анализа, но она оказалась не эффективной в созидательной деятельности, так как в ней оказалось пропущенным необходимое связующее медицину и педагогику звено — психология. Именно в период созидательной деятельности — обнаружилось, что эти поиски могут быть успешными только в том случае, если логопедическое звено комплекса станет предметом самостоятельного изучения. Таким образом, в рамках медико-педагогического комплекса кафедры стало все более активно складываться психолого-педагогическое направление в изучении и преодолении нарушений речи. Это направление больше отвечало сущности логопедии как отрасли специальной педагогики.
С 1978 г. кафедра логопедии была выделена в самостоятельное научно-учебное подразделение (исполняющим обязанности заведующего кафедры логопедии был назначен канд. пед. наук, доцент В. И. Селиверстов, 1978—1980 гг.)
Не порывая межкафедральных связей с другими подразделениями факультета, кафедра логопедии наметила ближайшую программу перестройки научных исследований и учебного процесса, ориентированного на подготовку высококвалифицированных педагогов-логопедов, способных творчески решать задачи обучения и воспитания детей с нарушенной речевой деятельностью.
В перспективе направления научных исследований кафедры логопедии встала основная задача переориентации на развитие психолого-педагогических основ логопедии. В планы кафедры были включены, с одной стороны, разделы изучения личности детей с нарушенной речевой деятельностью, совершенствование психолого-педагогического изучения детей с нарушенной речевой деятельностью, вопросы лингво-психолого-педагогической классификации речевых нарушений. С другой стороны, предметом научного исследования стали вопросы оптимизации педагогических форм, средств и методов при коррекционном воспитании и обучении детей в условиях детского сада для детей с нарушенной речью, школы-интерната для детей с тяжелыми нарушениями речи и в специализированных учреждениях системы здравоохранения в амбулаторных и стационарных условиях, санаториях и др.
Оригинал текста см. в «Хрестоматия по логопедии»
В. И. Селиверстов, Б. М. Гриншпун, С. Н. Шаховская
«Формирование научной школы кафедры логопедии»
(К 35-летию образования вузовского отделения логопедии)
или В.И. Селеверстов «История логопедии»
«Формирование научной школы кафедры логопедии МГПИ им. В.И. Ленина»
(К 35-летию образования вузовского отделения логопедии)