Виды обучения и их характеристика ( традиционная, развивающая, проблемное, дистанционное)

Бездоказательное сообщение ученику готовых истин и механическом их заучивании и воспроизведении учеником. Широко применялось в средние века в усвоении религиозных знаний). Объяснительно эллюстрационное или традиционное обучение- в основе которого, лежит ассоциативно - рефлекторная концпепция обучения, согласно которой учение определяется процессом образования в сознании человека различных ассоциаций между отдельными фактами и влияниями. Термин "традиционное обучение" подразумевает, прежде всего, классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII в. на принципах дидактики, сформулированных Я.А.Каменским, и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира. Отличительные признаки традиционной классно-урочной технологии следующие: учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения; класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию. Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня; основной единицей занятий является урок; урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают над одним и тем же материалом; работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс; учебные книги (учебники) применяются, в основном, для домашней работы. Учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены, или, точнее, перерывы между уроками - атрибуты классно-урочной системы. Учитель (книга, СМИ) сообщает учащемуся готовую информацию, с использованием таблиц, схем, показов. Учитель не только сообщает готовую информацию, но и рассказывает, доказывает. Главная задача усвоить сообщаемую информацию, путем запоминания, новые умственные и предметные действия усваиваются путем подражания действиям учителя, в ходе многочисленных упражнений по образцу. Плюсы этого вида - экономия средств и времени. возможность за короткое время передать большой объем информации. При таком обучении учащиеся усваивают знания в готовом виде без раскрытия путей доказательства их истинности. Минусы - работает только учитель, навязывает свой темп обучения, у ученика не формируются позновательные процессы, мотивация учения, также мало способствует развитию творческих способностей, самостоятельности, активности. Проблемное обучениевсе выше сказанные недостатки отсуствуют у проблемного обучения. Оно заключается в создании проблемных ситуаций педагогом, которые решаются в совместной деятельности с детьми, при максимальной самостоятельности учащегося, под руководством учителя. Проблемное обучение активизирует и развивает мышление и другие позновательные проц-сы, самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, инициаивность, нестандартное мышление, прочность преобретаемых знаний, т.к. открытые истины, не так легко забываются. Минусы этого метода затраты времени, а т.ж. высокий уровень знаний самого учителя. Несмотря на выделенные недостатки, на сегодняшний день проблемное обучение является наиболее перспективным. Дело в том, что с развитием рыночных отношений все структуры общества в той или иной мере переходят с режима функционирования (что в большей степени было характерно для советского периода развития страны) на режим развития. Движущей силой любого развития является преодоление соответствующих противоречий. А преодоление этих противоречий всегда связано с определенными способностями, которые в психологии принято называть рефлексивными способностями. Они предполагают умение адекватно оценить ситуацию, выявить причины возникновения трудностей и проблем в деятельности (профессиональной, личностной), а также спланировать и осуществить специальную деятельность по преодолению этих трудностей (противоречий). Развивающее обучение -направление в теории и практики образование, ориентированная на развитие физических, позновательных и нравственных способностей учащегося путем использования их потенциальных возможностей. В течение длительного времени концепции развивающего обучения отечественных психологов и педагогов (В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, И.Я. Лернера и др.) только назывались в учебниках по педагогике. В последнее десятилетие ситуация изменилась: теоретики и практики отечественного образования все больше внимания уделяют проблемам развивающего обучения. Им посвящаются научные труды. Вопросы интеллектуального, нравственного и физического развития школьников сегодня становятся все актуальнее. Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному, способу(типу) Развивающее обучение отличается от обучения объяснительно-сообщающего типа характером преподавания и учения. Основная роль учителя в процессе развивающего обучения - организация учебной деятельности ученика, направленной на формирование познавательной самостоятельности, развитие и формирование способностей, идейных и нравственных убеждений, активнойжизненнойпозиции. Развивающее обучение осуществляется в форме вовлечения учащегося в различные виды деятельности, использование в преподавании дидактических игр, дискуссий, а также методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, речи. Вовлекая ученика в учебную деятельность, ориентированную на его потенциальные возможности, учитель должен знать, какими способами деятельности учащийся овладел в ходе предыдущего обучения, какова психология этого процесса овладения, степень осмысления учащимися собственной деятельности. На основе полученных данных учитель конструирует педагогические воздействия на учащихся, располагая их в зоне ближайшего развития(расхождением между уровнем интеллектуального развития(степень трудности задач решаемых реб-ом самостоятельно)и уровнем потенциального развтия( то, что реб-к может достич,сделать под руков-м уч-ля или в коллект-ой раб-те ребенка)).Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума. Педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности. Структура развивающего обучения представляет собой цепь усложняющихся предметных задач, которые вызывают у школьника потребность в овладении специальными знаниями и навыками, в создании новой, не имеющей аналога в его опыте схемы решения, новых способов действия. На первый план выступает не только актуализация ранее усвоенных знаний и сформировавшихся уже способов действия, но и выдвижение гипотезы, формирование принципа (идеи) и разработка оригинального плана решения задачи, отыскание способа проверки решения путем использования самостоятельно подмеченных новых связей и зависимостей между данным и искомым, известным и неизвестным. В процессе "добывания" создания новых способов выполнения действия ученик получает конкретный результат в виде новых фактов. Тем самым уже в самом процессе обучения школьник поднимается на новые ступени интеллектуального и личностного развития. Учебная деятельность школьника проходит в сотрудничестве со взрослыми, в совместном поиске, когда ребенок не получает готовых знаний, а напрягает свой ум и волю. Даже при минимальном участии в такой совместной деятельности он чувствует себя соавтором в решении возникающих проблем. Работа с опорой на зону ближайшего развития учащегося помогает полнее и ярче раскрыться его потенциальным возможностям. Она воспитывает у него веру в свои силы. Дистанционное обучение (ДО) является формой получения образования, наряду с очной и заочной, при которой в образовательном процессе используются лучшие традиционные и инновационные методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях. Основу образовательного процесса при ДО составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по телефону, электронной и обычной почте, а также очно. ДО представляет собой целенаправленный интерактивный, асинхронный процесс взаимодействия субъектов и объектов обучения между собой и со средствами обучения, причем процесс обучения индифферентен к их пространственному расположению. Образовательный процесс проходит в специфической педагогической системе, элементами которой являются подсистемы: целей обучения, содержания обучения, методов обучения, средств обучения, организационных формы обучения, чебно-материальная, финансово-экономическая, нормативно-правовая. Особенности: гибкость, модульность(Каждая отдельная дисциплина или ряд дисциплин, которые освоены обучающимся, создают целостное представление об определенной предметной области) Параллельность (Обучение может проводиться при совмещении основной профессиональной деятельности)

19. Закономерности и принципы закона процесса обучения -как выражение действия законов в конкретных условиях. Выделяют внешние и внутренние закономерности. Внешние закономерности характеризует зависимость обучения от общественных процессов и условий. Внутрение закономерности отражают связь между элементами самого процесса обучения. 1. Закономерность - обучающая действительность всегда вносит воспитывающий характер (как с + , так -)2. Закономерность: зависимость между взаимодействием учителем и учащимся в результате обучения. 3 закономерность: прочность усвоения учебного материала от повторения изученного. Принципы Обучения-это руководящие идеи, требования к проведению дидактического процесса. 1 принцип Наглядности(Каменский называл «Золотое правило дидактики») в процессе обучения детям нужно давать возможность наблюдать, измерять, проводить опыты. На уроке нужно использовать различные наглядные средства: таблицы, карты, мультимедийные средства. 2 Принцип: Сознательности и активности учащегося в обучении. Добиться если: опираться на интересы учащегося; включить школьников в решение проблемных ситуаций; использовать такие методы как, игры, дискуссии; стимулировать количественные формы работы взаимодействия учащегося в обучении. 3 Принцип Прочностинеобходимо сформировать + отношение к изучаемому материалу; структировать материал:1) выделять главную и обозначать логическую связь; 2) связь нового со старым 3) связь с практикой; 4) от качества и мастерства учителя; вести системный контроль над результатом обучения; 4 принцип Рационального сочетания колективных и индивдуальностей, формы работы:урок экскурсии, практикумы, кружки, клубы, походы и т.д. 5. Принцип: Научности. 6 Принцип - Систематичности и последовательности, чтоб преподование и усвоение знаний проходило в определенном порядке. 7. Принцип Доступности- учет развития учащегося.8 принцип Связь обучения с практикой – процесс обучения должен стимулировать учеников, использовать полученны знания в решении полученных задач.

Наши рекомендации