Негативные факторы семейного воспитания
Неадекватное воздействие материального благосостояния семьи.
Бездуховность родителей; отсутствие стремления к духовному развитию детей.
Авторитаризм либо либерализм; безнаказанности и всепрощение.
Безнравственность, наличие аморального стиля и тона отношений в семье, противоправный образ жизни.
Отсутствие нормального психологического климата в семье.
Безграмотность в психолого-педагогическом отношении (отсутствие целенаправленности воспитания, противоречивость в применении методов, физические наказания).
Неумение, а часто и нежелание принять ребенка таким, каков он есть.
Наиболее благоприятный вариант взаимоотношений родителей с детьми:
когда они испытывают устойчивую потребность во взаимном общении, проявляют откровенность, взаимное доверие, равенство во взаимоотношениях,
когда родители умеют понять мир ребенка, его возрастные запросы.
Умение слушать друг друга, стремление к поиску совместных решений – залог эффективного семейного воспитания.
В. 19 ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ.
Цель воспитания – некий идеал, к которому стремится общество.
Цель — идеальная модель результата деятельности.
Под целью воспитания следует понимать те заранее определяемые (прогнозируемые) результаты в подготовке подрастающих поколений к жизни, в их личностном развитии и формировании, которых стремятся достигнуть в процессе воспитательной работы.
Цели воспитания — это ожидаемые изменения в человеке (или группе людей), осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных акций и действий.
Цель воспитания выражает исторически назревшую потребность общества в подготовке подрастающего поколения к выполнению определенных общественных функций.
ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ В ИСТОРИИ.
Несколько примеров.
Античный мир. Целью воспитания должно быть воспитание добродетелей.
Платон отдает предпочтение воспитанию ума, воли и чувств.
Аристотель говорит о воспитании мужества и закаленности (выносливости), умеренности и справедливости, высокой интеллектуальности и моральной чистоты.
Ян Амос Коменский: «должна быть твердо установленная троякая цель воспитания: 1 - вера и благочестие; 2 - добрые нравы; 3 - знание языков и наук".
Дж. Локк: главная цель воспитания - сформировать джентльмена - человека, «умеющего вести свои дела мудро и предусмотрительно».
Ж.Ж.Руссо: «Жить - вот ремесло, которому я хочу учить его (воспитанника)".
+++++++++++++
Основной ЦЕЛЬЮ (идеалом) СОВРЕМЕННОГО ВОСПИТАНИЯ является ФОРМИРОВАНИЕ ВСЕСТОРОННЕ И ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ.
Главная цель социального воспитания заключается в формировании человека, готового к выполнению общественных функций труженика и гражданина.
+++++++++++++
Современная педагогическая практика руководствуется двумя основными концепциями целей воспитания:
- прагматической;
- гуманистической.
Прагматическая концепция, утвердившаяся с начала XX в. в США и сохраняющаяся здесь до настоящего времени под наименованием «воспитание ради выживания». Согласно этой концепции, школа должна воспитывать прежде всего эффективного работника, ответственного гражданина и разумного потребителя.
Гуманистическая концепция исходит из того, что целью воспитания должно быть оказание помощи личности в реализации всех заложенных в ней способностей и талантов, в осуществлении ею собственного «Я».
Крайним выражением этой концепции является основанная на философии экзистенциализма позиция, предлагающая вообще не определять целей воспитания, предоставляя человеку право свободного выбора направления саморазвития и ограничивая роль школы лишь представлением информации о направлении этого выбора.
СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ
ТРАДИЦИОННЫЕНАПРАВЛЕНИЯ (СОДЕРЖАНИЕ) ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:
Выделяют умственное, нравственное, трудовое, физическое и эстетическое воспитание.
В наше время формируются новые направления воспитательной работы — гражданское (патриотическое), правовое, экономическое, экологическое.
умственное воспитание | экономическое воспитание |
эстетическое воспитание | правовое воспитание |
физическое воспитание | трудовое воспитание и профессиональная ориентация |
нравственное воспитание | семейное воспитание |
патриотическое воспитание | экологическое воспитание |
ПРИМЕРЫ
Физическое воспитание
Физическое воспитание — неотъемлемая составляющая часть почти всех воспитательных систем. Физическое воспитание способствует выработке у молодежи качеств, необходимых для успешной умственной и трудовой деятельности.
Задачи физического воспитания:
- укрепление здоровья, правильное физическое развитие;
- повышение умственной и физической работоспособности;
- развитие и совершенствование природных двигательных качеств;
- развитие основных двигательных качеств (силы, ловкости, выносливости и др.);
- воспитание нравственных качеств (смелости, настойчивости, решительности, дисциплинированности, ответственности, коллективизма);
- формирование потребности в постоянных занятиях физкультурой и спортом;
- развитие стремления быть здоровым, бодрым, доставлять радость себе и окружающим.