В. 6. ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ (наследственность, среда, воспитание)
Одной из наиболее важных проблем педагогической теории и практики является проблема личности и ее развития.
Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для развития личности в процессе обучения и воспитания.
Основные понятия.
Индивид – обозначает принадлежность к человеческому роду /не включает конкретных социальных или психологических характеристик/.
Индивидуальность – совокупность унаследованных и выработанных в процессе онтогенеза физических и психических особенностей, отличающих данного индивида от всех остальных. Индивидуальность проявляется в чертах характера и темперамента, в эмоциональной, интеллектуальной и волевой сферах, в интересах, потребностях и способностях человека.
Личность – человеческий индивид как продукт общественного развития, субъект труда, общение и познания, детерминированный конкретно-историческими условиями жизни общества.
Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе развития.
Развитие – процесс постепенного изменения организма и психики в направлении от низших к высшим формам жизнедеятельности.
Развитие - количественные и качественные изменения в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов.
Биологическое развитие связано с
морфологическими (рост, вес, объем);
биохимическими (состав крови, костей, мышц);
физиологическими (пищеварение, кровообращение, половое развитие и созревание) изменениями.
Социальное развитие связано с
психическими (совершенствование памяти, мышления, воли, характера);
духовными (нравственное становление, изменение сознания);
интеллектуальными (углубление и расширение знаний, интеллектуальный рост) изменениями. Показателями развития личности являются качественные изменения в сознании, поведении, деятельности, отношении человека к миру.
Если происходит морфологическое, физиологическое, психическое изменение, то употребляется термин развитие; если нравственное, духовное – термин формирование.
Движущие силы развития личности – противоречия, присущие этому процессу.
Противоречия – это столкнувшиеся в конфликте противоположные начала.
Внутренние противоречия возникают на почве несогласия с собой и выражаются в индивидуальных побуждения.
Внешние противоречия стимулируются силами извне /например, противоречием между требованием, предъявляемым учебным заведением, и желанием учащегося/.
Общие (универсальные) противоречия обусловливают развитие каждого человека и всех людей.
Индивидуальные противоречия характерны для отдельно взятого человека.
Разрешение противоречий происходит через более высокие уровни деятельности. В результате человек переходит на более высокую ступень своего развития.
Важнейшими факторами развития личности являются (фактор — движущая сила, причина какого-л процесса, явления) противоречия, обусловленные наследственностью, средой и воспитанием.
АНАЛИЗ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ.
На формирование человеческой личности оказывают влияние
А. внешние и внутренние,
Б.биологические и социальные факторы.
А. К внутренним факторам относятся собственная активность личности, порождаемая противоречиями, интересами и другими мотивами, реализуемыми в воспитании, а также в деятельности и общении.
К внешним факторам относятся
СРЕДА
макросреда(уровень государства, например, средства массовой информации),
мезосреда(уровень региона, населенного пункта) и
микросреда (ближайшее окружение /семья, друзья, учебная группа, производственный коллектив/. Другой вариант: природная и социальная среда/,
и ВОСПИТАНИЕ.
Б. Среда и воспитание – это социальные факторы,
наследственность – биологический фактор.
++++++++++++++++++++++
Сущностная сторона влияния ведущих факторов на развитие и формирование личности.
1) НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ – свойство организмов передавать от родителей к детям определенные качества и особенности. Наследственность обусловлена генами.
По наследству от родителей к детям передаются:
Анатомо-физиологическая структура, отражающая видовые признаки индивида как представителя человеческого рода: задатки речи, прямохождения, мышления, трудовой деятельности.
Физические особенности: внешние расовые признаки, особенности телосложения, конституции, черты лица, цвет волос, глаз, кожи.
Физиологические особенности: обмен веществ, группа крови, стадии созревания организма.
Особенности нервной системы: строение коры головного мозга, особенности нервных процессов, обусловливающие характер и определенный тип высшей нервной деятельности.
Аномалии в развитии организма, предрасположенность к некоторым заболеваниям наследственого характера: гемофилия, сахарный диабет…
Наследуются также задатки – анатомо-физиологические особенности организма, являющиеся предпосылками развития способностей.
Задатки обеспечивают предрасположенность к той или иной деятельности. Задатки -это типологические свойства нервной системы, от которых зависит скорость образования временных связей, их прочность, сила сосредоточенного внимания, умственная работоспособность…
Специальные задатки – задатки к определенному виду деятельности /музыкальные, художественные, математические, лингвистические, спортивные…/.
Способности – индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности.
Высокий уровень развития способностей – талант, гениальность.