В. 6. ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ (наследственность, среда, воспитание)

Одной из наиболее важных проблем педагогической теории и практики является проблема личности и ее развития.

Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для развития личности в процессе обучения и воспитания.

Основные понятия.

Индивид – обозначает принадлежность к человеческому роду /не включает конкретных социальных или психологических характеристик/.

Индивидуальность – совокупность унаследованных и выработанных в процессе онтогенеза физических и психических особенностей, отличающих данного индивида от всех остальных. Индивидуальность проявляется в чертах характера и темперамента, в эмоциональной, интеллектуальной и волевой сферах, в интересах, потребностях и способностях человека.

Личность – человеческий индивид как продукт общественного развития, субъект труда, общение и познания, детерминированный конкретно-историческими условиями жизни общества.

Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе развития.

Развитие – процесс постепенного изменения организма и психики в направлении от низших к высшим формам жизнедеятельности.

Развитие - количественные и качественные изменения в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов.

Биологическое развитие связано с

морфологическими (рост, вес, объем);

биохимическими (состав крови, костей, мышц);

физиологическими (пищеварение, кровообращение, половое развитие и созревание) изменениями.

Социальное развитие связано с

психическими (совершенствование памяти, мышления, воли, характера);

духовными (нравственное становление, изменение сознания);

интеллектуальными (углубление и расширение знаний, интеллектуальный рост) изменениями. Показателями развития личности являются качественные изменения в сознании, поведении, деятельности, отношении человека к миру.

Если происходит морфологическое, физиологическое, психическое изменение, то употребляется термин развитие; если нравственное, духовное – термин формирование.

Движущие силы развития личности – противоречия, присущие этому процессу.

Противоречия – это столкнувшиеся в конфликте противоположные начала.

Внутренние противоречия возникают на почве несогласия с собой и выражаются в индивидуальных побуждения.

Внешние противоречия стимулируются силами извне /например, противоречием между требованием, предъявляемым учебным заведением, и желанием учащегося/.

Общие (универсальные) противоречия обусловливают развитие каждого человека и всех людей.

Индивидуальные противоречия характерны для отдельно взятого человека.

Разрешение противоречий происходит через более высокие уровни деятельности. В результате человек переходит на более высокую ступень своего развития.

Важнейшими факторами развития личности являются (фактор — движущая сила, причина какого-л процесса, явления) противоречия, обусловленные наследственностью, средой и воспитанием.

АНАЛИЗ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ.

На формирование человеческой личности оказывают влияние

А. внешние и внутренние,

Б.биологические и социальные факторы.

А. К внутренним факторам относятся собственная активность личности, порождаемая противоречиями, интересами и другими мотивами, реализуемыми в воспитании, а также в деятельности и общении.

К внешним факторам относятся

СРЕДА

макросреда(уровень государства, например, средства массовой информации),

мезосреда(уровень региона, населенного пункта) и

микросреда (ближайшее окружение /семья, друзья, учебная группа, производственный коллектив/. Другой вариант: природная и социальная среда/,

и ВОСПИТАНИЕ.

Б. Среда и воспитание – это социальные факторы,

наследственность – биологический фактор.

++++++++++++++++++++++

Сущностная сторона влияния ведущих факторов на развитие и формирование личности.

1) НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ – свойство организмов передавать от родителей к детям определенные качества и особенности. Наследственность обусловлена генами.

По наследству от родителей к детям передаются:

Анатомо-физиологическая структура, отражающая видовые признаки индивида как представителя человеческого рода: задатки речи, прямохождения, мышления, трудовой деятельности.

Физические особенности: внешние расовые признаки, особенности телосложения, конституции, черты лица, цвет волос, глаз, кожи.

Физиологические особенности: обмен веществ, группа крови, стадии созревания организма.

Особенности нервной системы: строение коры головного мозга, особенности нервных процессов, обусловливающие характер и определенный тип высшей нервной деятельности.

Аномалии в развитии организма, предрасположенность к некоторым заболеваниям наследственого характера: гемофилия, сахарный диабет…

Наследуются также задатки – анатомо-физиологические особенности организма, являющиеся предпосылками развития способностей.

Задатки обеспечивают предрасположенность к той или иной деятельности. Задатки -это типологические свойства нервной системы, от которых зависит скорость образования временных связей, их прочность, сила сосредоточенного внимания, умственная работоспособность…

Специальные задатки – задатки к определенному виду деятельности /музыкальные, художественные, математические, лингвистические, спортивные…/.

Способности – индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности.

Высокий уровень развития способностей – талант, гениальность.

Наши рекомендации