Тема 4. формирование нравственного сознания воспитанников

Задачи занятия:1. Раскрыть сущность методов форми­рования нравственного сознания и их роли в дальнейшем про­цессе воспитания. 2. Рассмотреть пути и условия эффективности применения данных методов для решения конкретных задач.

В результате изучения лекционного курса й-участия в за­нятии студенты должны:

знать- номенклатуру методов и возможности решать с их помощью определенные виды воспитательных задач;

уметь- выбирать метод для решения конкретной задачи с учетом возраста, воспитанности и индивидуальных особенно­стей подопечных.

Методы воспитания- способы взаимосвязанной дея­тельности воспитателя и воспитанников, направленные на ре­шение задач воспитания.

Методы формирования нравственного сознания воспи­танниковнаправлены на формирование представлений, понятий,

взглядов и убеждений о нормах и правилах поведения, взаимоот­ношений в процессе общения и деятельности, в том числе, входя­щих в содержание спортивной этики.

Взгляды- это суждения человека, которые могут под­вергаться уточнениям и изменению под влиянием новых аргу­ментов и фактов.

Убеждение- есть глубокая уверенность в истинности че­го-либо, ставшее руководством к действию и основанное на критическом осмысливании своего и общественного опыта.

К группе методов формирования нравственного созна­ниявоспитанников относят:

• информационные: разъяснениенорм и правил поведения; этический рассказ(краткое повествование о достойных формах поведения); советвоспитанникам по организации своих действий; внушение(преодоление критического отношения к словам и дейст­виям педагога силой его авторитета); пример(опора на реальные образы или образцы нравственности; может бьпъ личным, взятым из жизни или литературным); этическая беседа(совместное обсуж­дение вопросов нравственности); лекциина этические темы;

• дискуссионные: диспутыи читательские конференциипо наиболее актуальным для воспитанников нравственным вопро­сам. Читательская конференция проводится в тех случаях, когда у воспитуемых отсутствует личный опыт по рассматриваемой нрав­ственной проблеме. Для обсуждения избирается какое-либо высо­кохудожественное произведение, в котором мотивы действий ге­роев и их-переживания достаточно ярко раскрыты и могут-служить предметом глубокого критического осмысления.

• поисковые: библиографический, биографический, краеведческий поиск;

• взаимного просвещения: политинформации, докла­ды, сообщения.

Условия эффективности методов:владение искусством ре­чи, тактичность; выбор времени и места воздействия; хороший под­бор иллюстративного материала (примеры и др.); учет знаний вос­питанников в этой области, их возраста, развития и нравственной воспитанности, особенностей группы и ее психологического состоя­ния в момент педагогического воздействия.

Методические приемы- это части каких-либо методов, которые усиливают действие основных методов или создают организационные предпосылки для их успешного применения.

Вопросы и задания:

1.Раскройте сущность методов формирования нравст­венного сознания и их значение в формировании личности. По­кажите, от чего зависит выбор методов воспитания.

2. Какими условиями определяется эффективность ис­пользования методов формирования нравственного сознания?

3. Какую роль в нравственном поведении играют убежде­ния занимающихся физической культурой и спортом? Покажите путь формирования убеждения на примере требования добросо­вестно выполнять задания тренера или помогать товарищам в освоении двигательных действий.

4. Проанализируйте примеры взаимодействия методов, приемов и средств воспитания в учебной и учебно-тренировочной работе. Объясните, в чем вы видите единство в использовании методов, средств и приемов воспитания.

5. Подготовьте и проведите этическую беседу по избран­ной вами теме с учетом следующих требований: беседа должна быть краткой (7-10 минут); актуальной для воспитанников; из­ложена доступным, ярким, логичным языком (приложение №1). Беседа оценивается слушателями с позиции успешности реше­ния образовательных и воспитательных задач.

6. Проведите педагогическое наблюдение по использова­нию педагогом методов формирования нравственного сознания на учебном или учебно-тренировочном занятии (форма прото­кола педагогического наблюдения представлена в приложении №2). Оцените их целесообразность и эффективность примене­ния в зависимости от поставленных задач.

Советы по подготовке к занятию:

Обратитесь к работам А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского о методах воспитания. Выясните, почему А.С. Макаренко назвал методы воспитания «инструментом прикосновения к личности». Может ли какой-то отдельно взятый метод применяться изолиро­ванно, или он должен подкрепляться другими методами и приемами воспитания, взаимодействовать с ними?

Восстановите в памяти номенклатуру методов, особенности их применения и задачи, которые с помощью каждого из них мож­но решать: активизировать мышление занимающихся; передавать знания; иллюстрировать их значение; формировать нравственную позицию, взгляды и убеждения.

Подготовьте конкретные примеры механизма использования воспитательных воздействий в процессе учебно-тренировочной дея­тельности. Оцените, учитывает ли тренер индивидуальные особенно­сти, уровень воспитанности занимающихся, характер педагогических ситуаций, которые требуют тех или иных решений в интересах как от­дельных спортсменов, так и коллектива в целом.

Ознакомьтесь с методиками подготовки и проведения этической беседы, диспута, представленными в приложении № 1. При подготовке и проведении этической беседы (задание 5) используйте одну из предложенных методик.

Литература для подготовки:основная - 3, 8, 12, 14, 25; дополнительная - 2, 10, 20, 21,24, 26, 27,28, 30, 42.

Наши рекомендации