Тема 4. формирование нравственного сознания воспитанников
Задачи занятия:1. Раскрыть сущность методов формирования нравственного сознания и их роли в дальнейшем процессе воспитания. 2. Рассмотреть пути и условия эффективности применения данных методов для решения конкретных задач.
В результате изучения лекционного курса й-участия в занятии студенты должны:
знать- номенклатуру методов и возможности решать с их помощью определенные виды воспитательных задач;
уметь- выбирать метод для решения конкретной задачи с учетом возраста, воспитанности и индивидуальных особенностей подопечных.
Методы воспитания- способы взаимосвязанной деятельности воспитателя и воспитанников, направленные на решение задач воспитания.
Методы формирования нравственного сознания воспитанниковнаправлены на формирование представлений, понятий,
взглядов и убеждений о нормах и правилах поведения, взаимоотношений в процессе общения и деятельности, в том числе, входящих в содержание спортивной этики.
Взгляды- это суждения человека, которые могут подвергаться уточнениям и изменению под влиянием новых аргументов и фактов.
Убеждение- есть глубокая уверенность в истинности чего-либо, ставшее руководством к действию и основанное на критическом осмысливании своего и общественного опыта.
К группе методов формирования нравственного сознаниявоспитанников относят:
• информационные: разъяснениенорм и правил поведения; этический рассказ(краткое повествование о достойных формах поведения); советвоспитанникам по организации своих действий; внушение(преодоление критического отношения к словам и действиям педагога силой его авторитета); пример(опора на реальные образы или образцы нравственности; может бьпъ личным, взятым из жизни или литературным); этическая беседа(совместное обсуждение вопросов нравственности); лекциина этические темы;
• дискуссионные: диспутыи читательские конференциипо наиболее актуальным для воспитанников нравственным вопросам. Читательская конференция проводится в тех случаях, когда у воспитуемых отсутствует личный опыт по рассматриваемой нравственной проблеме. Для обсуждения избирается какое-либо высокохудожественное произведение, в котором мотивы действий героев и их-переживания достаточно ярко раскрыты и могут-служить предметом глубокого критического осмысления.
• поисковые: библиографический, биографический, краеведческий поиск;
• взаимного просвещения: политинформации, доклады, сообщения.
Условия эффективности методов:владение искусством речи, тактичность; выбор времени и места воздействия; хороший подбор иллюстративного материала (примеры и др.); учет знаний воспитанников в этой области, их возраста, развития и нравственной воспитанности, особенностей группы и ее психологического состояния в момент педагогического воздействия.
Методические приемы- это части каких-либо методов, которые усиливают действие основных методов или создают организационные предпосылки для их успешного применения.
Вопросы и задания:
1.Раскройте сущность методов формирования нравственного сознания и их значение в формировании личности. Покажите, от чего зависит выбор методов воспитания.
2. Какими условиями определяется эффективность использования методов формирования нравственного сознания?
3. Какую роль в нравственном поведении играют убеждения занимающихся физической культурой и спортом? Покажите путь формирования убеждения на примере требования добросовестно выполнять задания тренера или помогать товарищам в освоении двигательных действий.
4. Проанализируйте примеры взаимодействия методов, приемов и средств воспитания в учебной и учебно-тренировочной работе. Объясните, в чем вы видите единство в использовании методов, средств и приемов воспитания.
5. Подготовьте и проведите этическую беседу по избранной вами теме с учетом следующих требований: беседа должна быть краткой (7-10 минут); актуальной для воспитанников; изложена доступным, ярким, логичным языком (приложение №1). Беседа оценивается слушателями с позиции успешности решения образовательных и воспитательных задач.
6. Проведите педагогическое наблюдение по использованию педагогом методов формирования нравственного сознания на учебном или учебно-тренировочном занятии (форма протокола педагогического наблюдения представлена в приложении №2). Оцените их целесообразность и эффективность применения в зависимости от поставленных задач.
Советы по подготовке к занятию:
Обратитесь к работам А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского о методах воспитания. Выясните, почему А.С. Макаренко назвал методы воспитания «инструментом прикосновения к личности». Может ли какой-то отдельно взятый метод применяться изолированно, или он должен подкрепляться другими методами и приемами воспитания, взаимодействовать с ними?
Восстановите в памяти номенклатуру методов, особенности их применения и задачи, которые с помощью каждого из них можно решать: активизировать мышление занимающихся; передавать знания; иллюстрировать их значение; формировать нравственную позицию, взгляды и убеждения.
Подготовьте конкретные примеры механизма использования воспитательных воздействий в процессе учебно-тренировочной деятельности. Оцените, учитывает ли тренер индивидуальные особенности, уровень воспитанности занимающихся, характер педагогических ситуаций, которые требуют тех или иных решений в интересах как отдельных спортсменов, так и коллектива в целом.
Ознакомьтесь с методиками подготовки и проведения этической беседы, диспута, представленными в приложении № 1. При подготовке и проведении этической беседы (задание 5) используйте одну из предложенных методик.
Литература для подготовки:основная - 3, 8, 12, 14, 25; дополнительная - 2, 10, 20, 21,24, 26, 27,28, 30, 42.