Тема №1 Детская речь как предмет научного изучения
ОНТОГЕНЕЗ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учебная и рабочая программы и методические материалы к ним
Блок общепрофессиональных дисциплин
Специальность «Олигофренопедагогика»
Челябинск 2012 г.
СОДЕРЖАНИЕ
I. Выписка из государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования | |
II. Учебная программа | |
2.1. Пояснительная записка | |
2.2. Содержание курса | |
2.3. Список литературы | |
III. Рабочая программа | |
3.1. Тематический план | |
3.2. Программа лекционного курса | |
3.3. Программа семинарских занятий | |
3.4. Самостоятельная работа студентов | |
IV. Методические материалы | |
4.1. Темы курсовых работ | |
4.2. Основные понятия | |
4.3. Требования к зачету | |
4.4. Вопросы к зачету | |
4.5. Критерии оценивания знаний |
I. Выписка из Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования
Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной ПРОГРАММЫ подготовки
Педагога-дефектолога для работы с детьми дошкольного возраста
С отклонениями в развитии
ДПП. | Предпосылки нормального развития речи у ребенка. Анатомическая и физиологическая целостность центральной нервной системы и периферического речевого аппарата, нормальное развитие систем мозга и психической деятельности, обеспечивающих формирование речи. Социальные условия нормального развития речи. Патологическое развитие речи. |
14 – лекции 12 – семинары, зачет. |
II. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
2.1. Пояснительная записка
Курс «Онтогенез речевой деятельности» адресован студентам факультета коррекционной педагогики, обучающимся по специальности «Олигофренопедагогика» на 4 курсе в 7 семестре.
Цель дисциплины: сформировать у студентов представление о последовательности этапов онтогенетического развития речи. Систематизировать и уточнить имеющиеся у них знания о возможных стратегиях овладения ребенком средствами и способах речевой деятельности, что является принципиально значимым для определения уровня речевого развития, диагностики и коррекции речеязыковых нарушений.
Задачи дисциплины:
-познакомить студентов с физиологическими, психологическими и лингвистическими параметрами устной речи;
- дать представление о периодизации речевого развития ребенка;
- определить роль семантических структур в развитии механизмов детской речи;
- сформировать представление о значении сензитивных, гиперсензитивных фаз развития речевой и моторной функций у детей первых лет жизни;
- наметить диагностические критерии разграничения языковой нормы и патологии по следующим показателям:
1. крик новорожденного;
2. предречевые вокализации: гуление и лепет, психофизиологические и лингвистические характеристики;
3. период появления первых слов;
4. этап овладения грамматическими закономерностями языка: формирование синтаксических функций и обобщение грамматических значений.
5. период становления связной монологической речи, овладение техникой построения диалога и монолога:
6. развитие металингвистической способности ребенка.
В ходе изучения дисциплины студент должен
Знать:
-содержание основных этапов онтогенеза речевой деятельности;
- возрастную динамику становления речеязыкового механизма ребенка;
- эволюцию процессов осознания им своей речи.
Уметь:
- свободно оперировать базовыми терминами дисциплины;
- владеть приемами и методами онтолингвистического изучения речевой продукции детей дошкольного возраста;
- определять надежные и прогностические показатели речевого развития ребенка;
Владеть навыками:
- установления контакта с ребенком, находящимся на разных стадиях речевого онтогенеза;
- психологического обследования детей с целью выявления специфики их речевого развития;
- профессиональной работы с материалами детской речи;
- дифференциальной диагностики речевой нормы и патологии.
Программа дисциплины знакомит студентов с современными тенденциями в исследовании детской речи, раскрывает положения научных концепций речевого развития. Структура и содержание программы позволяют в полном объеме рассматривать разделы дисциплины, определяющие современные этапы развития логопедии, приоритетные направления, ее фундаментальные понятия и категории.
Изучение курса заканчивается зачетом.
2.2. Содержание курса
Раздел 1. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОНТОГЕНЕЗА РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема №1 Детская речь как предмет научного изучения.
Предмет, цель и задачи курса, его место в системе других научных дисциплин: психофизиологии, нейропсихологии, психолингвистики, логопсихологии. Значение экспериментальных исследований детской речи для современной логопедии.
Детская речь как особый этап развития речи, ее первые систематические описания (дневники, видеосъемка, документальные записи).
Концепция Л.С. Выготского о развитии речи как специфической деятельности. Соотношение речи и мышления. Проблема генезиса речевой деятельности Значение как центральная категория онтогенеза речи и мышления, закономерности становления и развития языковой способности человека (А.А.Леонтьев, В. Н. Глухов, Т.Н. Ушакова). Общая периодизация речевого развития.