Понятие жизнестойкости и его структура
ЖИЗНЕСТЙКОСТЬ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ И КАЧЕСТВО ИХ УСПЕВАЕМОСТИ В ВУЗЕ
(Курсовая работа)
Исполнитель:
Муратова Ж.К.,
3 курс, 29118 гр.
Научный руководитель:
Кухтерина Г.В.,
к.психол.н., доцент
Дата защиты_________
Оценка____________
Тюмень, 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы жизнестойкости студентов и особенности их успеваемости в высшей школе. 5
1.1. Понятие жизнестойкости и его структура. 5
1.2. Понятие успеваемости студентов в высшей школе. 8
1.3. Личностные особенности юношеского возраста. 11
Выводы по первой главе. 22
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи между успеваемостью в высшей школе и уровнем жизнестойкости студентов. 23
2.1. Жизнестойкости студентов и особенности их успеваемости в высшей школе…………………………………………………………………………….23
2.2. Методики исследования уровня жизнестойкости и успеваемости студентов 24
2.3.Результаты исследования……………………………………………………28
Выводы по второй главе. 33
Заключение. 34
Литература. 36
Введение
Условия, в которых протекает жизнедеятельность современного человека, часто по праву называют экстремальными, стимулирующими развитие стресса. Это приводит к общему снижению чувства безопасности и защищенности современного человека.
Проблема поведения человека в жизненных ситуациях в последнее время очень актуальна, что объясняется информационной насыщенностью и ускорением ритма жизни современного человека. Возникло новое общество, которое предъявляет новые требования. Ответственность за свою жизнь, за ее успешность ложится на самого человека. Чтобы занимать лидирующее положение в группе, реализовать свои возможности, чувствовать себя значимым необходимо вырабатывать навыки решения проблем, приобрести такое качество, свойство личности, которое позволило бы эффективно самореализовываться.
Все это обуславливает необходимость изучения феномена жизнестойкости (hardiness), который предложил американский психолог С. Мадди, и который понимается им как паттерн структуры установок и навыков, позволяющий превратить изменения окружающей действительности в возможности человека.
Созданию стрессовой ситуации способствует первый профессиональный кризис, связанный с поступлением в учебное заведение молодых людей. Происходит смена образа жизни, меняется система обучения, форма контроля. Бывшим школьникам необходимо за короткий срок адаптироваться к новым условиям. Успешность адаптации студентов можно определить по качеству сдачи первой сессии.
Объект исследования –жизнестойкость студентов
Предмет исследования –особенности жизнестойкости студентов первого курса в зависимости от качества их успеваемости
Цель исследования:
определение выраженности компонентов жизнестойкости первокурсников в зависимости от качества их успеваемости в 1 семестре
Гипотеза исследования:
Качество успеваемости зависит от уровня выраженности жизнестойкости при этом, чем выше такие показатели, как вовлеченность, контроль, принятие риска, тем выше качество успеваемости.
Для достижения цели и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:
1. Изучить литературу, позволяющую раскрыть проблему жизнестойкости в юношеском возрасте;
2. Выявить уровень выраженности компонентов жизнестойкости и качество успеваемости студентов;
3. Проанализировать полученные данные и сделать выводы.
Методы исследования:
· Теоретический: анализ и обобщение литературы по проблеме жизнестойкости и социального статуса в подростковом возрасте
· Эмпирический: диагностический (диагностический опросник «Жизнестойкость» С. Мадди, перевод и адаптация Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказов), сравнительный, корреляционный анализ.
База исследования:ТюмГУ ИПиП. В исследовании приняли участие студенты 1 курса направления Психолого-Педагогическое образование, педагогическое образование профиль подготовки Начальное образование в количестве 68 человек, в возрасте 18 -19 лет, из них 2 юноши и 66 девушек.
Глава 1. Теоретический анализ проблемы жизнестойкости студентов и особенности их успеваемости в высшей школе
Понятие жизнестойкости и его структура
Жизнестойкость, в большей мере являясь социально-психологическим свойством, возникает в раннем детстве и проявляется уже в подростковом возрасте и в результате своего развития под воздействием многих факторов, в том числе и социальных, способствует укреплению положения подростка в группе. Опираясь на индивидуально-личностные (природные) свойства (экстраверсию, спонтанность, интроверсию и тревожность), которые опосредуют социальную активность, в большей степени проявляется в умении создавать личностно значимые смыслы в жизни и реализовывать их в контексте данной социальной ситуации [16].
Жизнестойкость (hardiness) - паттерн структуры установок и навыков, позволяющий превратить изменения окружающей действительности в возможности человека. Согласно С.Мадди, является ключом к стрессоустойчивости и состоит из:
· жизнестойкого, т.е. трансформационного копинга;
· жизнестойкого отношения к окружающим людям;
· жизнестойких установок
Трансформационный копинг включает в себя:
-рассмотрение перемен как проблем, ожидающих своего решения;
-осуществление необходимых когнитивных и поведенческих шагов для эффективного решения проблемы; в когнитивные шаги входит расширение перспективы при рассмотрении проблемы и углубление понимания сути проблемы;
-извлечение из опыта решения проблемы максимальной пользы: наблюдений, находок, мудрости, чтобы расти и развиваться как личности [15].
С. Мадди выделяет следующую структуру жизнестойкости :
Вовлеченность (commitment) определяется как «убежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности». Человек с развитым компонентом вовлеченности получает удовольствие от собственной деятельности. В противоположность этому, отсутствие подобной убежденности порождает чувство отвергнутости, ощущение себя «вне» жизни. «Если вы чувствуете уверенность в себе и в том, что мир великодушен, вам присуща вовлеченность».
Контроль (control) представляет собой убежденность в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован. Противоположность этому - ощущение собственной беспомощности. Человек с сильно развитым компонентом контроля ощущает, что сам выбирает собственную деятельность, свой путь.
Принятие риска(challenge) - убежденность человека в том, что все то, что с ним случается, способствует его развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта, - неважно, позитивного или негативного. Человек, рассматривающий жизнь как способ приобретения опыта, готов действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск, считая стремление к простому комфорту и безопасности, обедняющим жизнь личности. В основе принятия риска лежит идея развития через активное усвоение знаний из опыта и последующее их использование.
Компоненты жизнестойкости развиваются в детстве и отчасти в подростковом возрасте, хотя их можно развивать и позднее. Их развитие решающим образом зависит от отношений родителей с ребенком. В частности, для развития компонента участия принципиально важно принятие и поддержка, любовь и одобрение со стороны родителей. Для развития компонента контроля важна поддержка инициативы ребенка, его стремления справляться с задачами все возрастающей сложности на грани своих возможностей. Для развития принятия риска важно богатство впечатлений, изменчивость и неоднородность среды.
Мадди подчеркивает важность выраженности всех трех компонентов для сохранения здоровья и оптимального уровня работоспособности и активности в стрессогенных условиях. Можно говорить как об индивидуальных различиях каждого из трех компонентов в составе жизнестойкости, так и о необходимости их согласованности между собой и с общей (суммарной) мерой жизнестойкости [15].