Внешняя дифференциация (с выделением стабильных групп)
Элективная (гибкая) дифференциация: -факультативы со свободным выбором; -курсы по выбору; -свободный набор предметов на базе инвариантного ядра; -внеклассные формы деятельности. | Селективная (жесткая) дифференциация: -профильные классы; -классы с углубленным изучением |
Внутренняя – различное обучение детей в достаточно большой группе учащихся (классе), подобранной по случайным признакам. Эта форма основана на возможно более полном учете индивидуальных и групповых особенностей учащихся. Она предполагает, вариативность темпа изучения материла, дифференциацию учебных заданий, выбор разных видов деятельности, определение характера и степени дозировки помощи со стороны учителя. При этом возможно разделение учащихся на группы внутри класса с целью осуществления учебной работы с ними на разных уровнях и разными методами. Эти группы, как правило, мобильны, гибки, подвижны. Особенность внутренней дифференциации на современном этапе – ее направленность не только для детей, испытывающих трудности в обучении (что традиционно для школы), но и на одаренных детей.
Внутренняя дифференциация может осуществляться как в традиционной форме учета индивидуальных особенностей учащихся (дифференцированный подход), так и в форме системы уровневой дифференциации на основе планирования результатов обучения. Традиционно сущность внутренней дифференциации состояла в применении форм и методов обучения, которые индивидуальными путями, с учетом психолого-педагогических особенностей вели бы школьников к одному и тому же уровню овладения программным материалом. Уровневая дифференциация предполагает такую организацию обучения, при которой школьники, обучаясь по одной программе, имеют право и возможность усваивать ее на различных планируемых уровнях, но не ниже уровня обязательных требований.
Внешняя дифференциация – создание на основе определенных принципов (интересов, склонностей, способностей, достигнутых результатов, проектируемой профессии) относительно стабильных групп, в которых содержание образования и предъявляемые к школьникам учебные требования различаются. Внешняя дифференциация может осуществляться либо в рамках селективной системы (выбор профильного класса или класса с углубленным изучением цикла предметов), либо в рамках элективной системы (свободный выбор учебных предметов для изучения на базе инвариантного ядра образования).
Сущность внешней дифференциации заключается в направленной специализации образования в области устойчивых интересов, склонностей и способностей школьников с целью максимального их развития в избранном направлении. Различие профильного и углубленного изучения лежит в основном степени специализации и, как следствие, в глубине соответствующих курсов и широте охвата ими контингента школьников. Углубленное изучение предполагает достаточно продвинутый уровень подготовки школьников, который позволяет достичь высоких результатов и вместе с тем ограничивает число учащихся. Профильное же обучение мыслится как более демократичная форма фуркации школы на старшей ступени. В каждом из профилей преимущественное внимание уделяется группе, профилирующих предметов компенсируются потери учебного времени за счет общего сокращения учебной нагрузки.
В настоящее время в школе используются две формы внешней дифференциации: введенные в 1966 г. факультативные занятия и классы с углубленным изучением отдельных предметов (см.: Советская педагогика. 1986. № 9).
В таблице 2 отражен подход к способам формирования групп учащихся, их состава и численности Принципами комплектования групп учащихся.
Таблица 2.
Группы учащихся | Принципы комплектования | Формы дифференциации |
Традиционная класснаясистема. | По случайным признакам. | Уровневая дифференциация. |
Факультативные занятия, кружки. | По интересам и склонностям | Гибкая (элективная) и уровневая дифференциация. |
Профессиональные классы СПТУ. | По интересам, склонностям и проектируемой профессии. | Жесткая (селективная) и уровневая дифференциация. |
Классы с углубленным изучением предметов. | По интересам, склонностям, проектируемой профессии и достигнутым успехам. | Жесткая (селективная) и уровневая дифференциация. |
Индивидуальные занятия с одаренными школьниками. | По интересам, достигнутым успехам и способностям. | Индивидуализация. |
Основаниями могут служить случайные признаки, интересы и склонности учащихся, достигнутые ими успехи, способности и творческие возможности, предлагаемые профессии. В зависимости от этого дифференцированного обучения и учения имеют свои организационные и методические особенности.
Опыт работы школ (классов) с углубленным изучением показывает, что содержание предмета, изучаемого углубленно, не должно принципиально отличаться от курса этого предмета в обычных классах. Тем более это относится к профильным классам. Необходимый педагогический эффект должен достигаться главным образом не путем введения новых разделов, а за счет глубины усвоения материла, увеличения числа решаемых задач, лабораторных и практических работ.
На данном этапе дифференциации этот тезис особенно актуален, так как учащиеся не имеют специального учебно-методического обеспечения. Поэтому в ближайшие несколько лет профильное обучение может осуществляться по действующим программам, стабильным (или пробным) учебникам, имеющемуся методическому обеспечению. Как правило, вопросы, включенные в действующие программы (до их сокращения), достаточные для достижения глубокого понимания основ предмета.
Возникает проблема обязательного ядра и вариативной части содержания в каждом профиле. Возможным решением этой проблемы является модульный принцип определения содержания образования по каждому предмету. Каждый отдельный модуль представляет собой перечень вопросов данного раздела и требованию к уровню овладения этими вопросами. Соединение модулей в программу зависит от специфики обучения в соответствующем типе учебных заведений, от выбранного направления и профиля общеобразовательной школы.
Внутренняя уровневая дифференциация требований к подготовке школьников сохраняет сове значение и в профильных классах. Необходимо определить для каждой группы профилей (физико-математической, химико-биологической, гуманитарной и др.) Свой «стандарт» образования для каждого предмета, включающий в себя базовый уровень подготовки в качестве составной части.
Определение содержания предмета для разнообразных профилей задача непростая. Однако при всем многообразии профилей можно выделить следующие типы программ предметных курсов в зависимости от роли предмета.
1. Предмет закладывает основы общей культуры школьника.
2. Предмет – основа специальной подготовки школьника, необходимой для того, чтобы этот предмет стал его профессией.
3. Предмет – средство, необходимое для овладения другими областями знаний (например, физика и математика для инженера, химика и биолога, математика для лингвиста и др.).
Для классов с углубленным изучением следует иметь специальные гибкие программы, позволяющие реализовать различные методические подходы. Допускается не только углубление, но и расширение учебного материала. Возможно включение ряда вопросов, традиционно относящихся к программе вуза, если при этом выигрывает логическая стройность и полнота курса, что особенно важно для сильных учащихся.
При профильном и углубленном обучении необходимо разумное сочетание дифференциации и интеграции содержания образования.
Сочетание интеграции и дифференциации содержания образования может содействовать нормализации нагрузки учащихся, формированию целостного представления о природе и обществе и, одновременно, углублению знаний школьников в избранной ими области деятельности, это способствует развитию их интересов, склонностей и способностей. Методические принципы уровневой дифференциации обучения разработаны и экспериментально проведены сотрудниками лаборатории обучения математики, но они могут быть использованы и в других предметах.
Важнейшие принципы таковы (см.: Планирование образовательных результатов обучения математики / Сост. В.В. Фирсов. М., 1989. – Биб. Учителя математики):
- формирование опоры, предусматривающее, что все учащиеся независимо от их способностей, должны пройти этап овладения опорными знаниями и умениями, т.е. обязательный уровень подготовки;
- выделение и открытое предъявление всем участникам учебного процесса уровня обязательной подготовки как основы дифференциации обучения;
- «ножницы» между уровнем обязательных требований и уровнем обучения. Другими словами, учебный процесс не должен быть ограничен обязательными требованиями к результатам обучения;
- добровольность в выборе уровня усвоения и отчетности;
- соответствие содержания, контроля и оценивания знаний уровневому подходу, в соответствии с которым контроль должен предусматривать проверку всех учащихся достижения уровня обязательной подготовки. Это дополняется проверкой усвоения материала на более высоких уровнях. Эффективным способом организации контроля, направленного на выявление обязательных результатов обучения, выступает зачетная система.
В качестве основного пути осуществления дифференциации обучения, которая может проявляться в самых разных формах, мы выделяем формирование мобильных групп по критерию достижения ими уровня обязательной подготовки. Для некоторых предметов (родной язык, литература) необходимо еще и оценивание по видам основной учебной деятельности, овладение которой не может быть выявлено только в ситуации итоговой зачетной проверки (например, техника чтения, чтение наизусть, пересказ, анализ и оценка художественного текста и др.). Конкретизация указанных выше принципов применительно к условиям различных предметов – одна из актуальных проблем частных методик.
Методы обучения должны опираться на деятельностное начало, формирующее учащихся основы рефлективного, диалектического мышления. Учитель призван развивать разнообразную деятельность учащихся, благодаря которой они усваивали бы соответствующие знания и умения. Методы обучения в профильных классах имеют специфику, связанную с интересами, склонностями и способностями учеников к избранным ими предметам. Эта специфика выражается: в большей доле самостоятельной работы учащихся с литературой при изучении нового материала, решении задач, выполнении экспериментальных и творческих заданий; в интенсификации обучения за счет лекционно-семинарской системы, введение тематических зачетов, укрепления блоков усвоения; в усилении индивидуальной работы преподавателя с учащимися, как на уроках, так и во внеурочной работе; в создании особой атмосферы доверия; сотрудничества, настроя на учение, длительную умственную деятельность и труд.
Наиболее характерная особенность работы с учащимися в этих классах – перенос центра тяжести с обучения на учение, на самостоятельную переработку и усвоение информации, овладение умениями и навыками. Учитель оказывается уже не единственным и даже не основным источником информации, а прежде всего организатором самостоятельной работы учащихся и ее консультантом.
Требования открытости и вариативности содержания обеспечиваются посредством внедрения гибких учебного плана и программ. Выполнение этих требований позволяет заметно усилить адаптивные возможности образования, связать содержание обучения с национальными, региональными и местными культурами и традициями, обеспечить право учащихся отбирать интересующее их содержание образования. Своеобразная дифференциация образования начинается уже с самого начала обучения в школе: при выборе возраста начала учебы (с 6 или 7 лет) и срока начального обучения (3 или 4 года).
За счет школьного компонента учебного плана учащимся предоставляется выбор разных форм внеурочной работы (кружки, факультативы, дополнительные занятия с отстающими, консультации), возможность деления классов на группы, организация общественно полезного, производительного труда. Кроме указанных форм элективной дифференциации обучения уже в начальной школе возможна селективная дифференциация по «неакадемическим» направлениям путем создания специализированных эстетических, языковых, спортивных классов.
В старших (X-XI) классах базисным учебным планом выделяется 12 учебных часов для организации профильного обучения. Кроме того, часть времени может быть направлена на усиление профильной подготовки и организацию на ее основе углубленного изучения отдельных учебных предметов.
Введение учебных планов, предусматривающих в старших классах профильное обучение, приводит к уменьшению числа часов на изучение непрофильных предметов. При сохранении традиционной предметной системы это приводит к уменьшению учебного времени, выделяемого на каждый предмет, к появлению малоэффективных «одночасовых» курсов. Выход из этого положения – интеграция содержания образования, разработка новых интегрированных курсов, подготовка соответствующего кадрового и материального обеспечения школы. Другой выход – увеличение продолжительности обучения на старшей ступени школы.
В условиях малокомплектной сельской школы наиболее доступная форма дифференциации обучения – факультативные занятия, в том числе с учащимися разного возраста. Малая наполняемость классов создает благоприятные возможности для индивидуализации и элективной дифференциации обучения.