III. Примеры общешкольных дел

– 1 сентября – праздник первого школьного звонка, День знаний;

– участие в Дне города;

– школьный интеллектуальный марафон;

– традиционный день школы (встреча с выпускниками);

– школьный конкурс авторской песни;

– декада знаний (по разным учебным предметам);

– традиционная общешкольная ярмарка;

– день культуры – весенний праздник искусств;

– праздник последнего школьного звонка, бал выпускников;

– школьный спортивный праздник;

– участие детей и родителей в ремонте школьного здания;

– путешествие в страну знаний;

– неделя необязательных знаний;

– осенний бал;

– День лицеиста;

– День Победы;

– театральная неделя или театральный фестиваль (например, «Овация-2006»).

Приложение 19

СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ
В РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ[27]

В современных условиях классный руководитель помимо традиционных (см. Прил. 16) выполняет новые социально-пе­дагогические функции, что обусловлено изменившейся ситуацией в социуме, необходимостью усиления влияния на социокультур­ную ситуацию вне школы. К таким функциям можно отнести:

1) со­циально-воспитательную;

2) охраны и укрепления здоровья учащихся в процессе обучения;

3) социально-педагогической поддержки семьи;

4) со­циально-психологической помощи детям, родителям, педагогам;

5) за­щиты прав детей;

6) социально-педагогической помощи в жизненном и социально-профессиональном самоопределении школьников;

7) социаль­но-культурной адаптации.

При этом особое внимание уделяется личности классного руководителя. Замечено, что если основу его личности составляют гума­нные ценности, то такие же ценностные ориентации пре­обладают в классном коллективе; если учитель занимает актив­ную жизненную и педагогическую позицию, то и учащиеся клас­са отличаются активностью и самостоятельностью; если педагог увлечен каким-либо видом деятельности (фотография, киносъем­ка, туризм, спорт и т.п.), то и в классной общности этот вид деятельности становится системообразующим.

Многое решает и стиль руководства. Традиционно их выделяют три: И – императив­ный, авторитарный; С – сотрудничество, демократический стиль; П – попустительский, либеральный стиль.

Для определения стиля классного руководства можно использовать метод экспертного оценивания по следующим показателям.

1. Отношение к органам классного самоуправления:

– развивает, опирается на органы самоуправления (С);

– игнорирует, не придает им значения (П);

– подавляет органы самоуправления, подбирает их самолично, без учета мнения коллектива класса (И).

2. Предпочтительные меры коррекции поведения и стимулирования учащихся:

– предпочитает поощрение наказанию, не забывает похвалить учени­ка за успех (С);

– проявляет нейтральное отнощение к успехам и проступкам уча­щихся (П);

– предпочитает меры наказания мерам поощрения, при малейшей оплошности следует разнос, вызов родителей и т.п. (И).

3. Отношение к конфликтным ситуациям в классе:

– при возникновении конфликта пытается объективно разобраться в его причинах, способен признать свою ошибку (С);

– уходит от решения конфликтной ситуации, не замечает ее (П);

– в конфликте занимает наступательную позицию, подавляет (И).

4. Уровень требовательности к учащимся:

– требователен в меру, способен войти в обстоятельства, не позво­лившие учащемуся выполнить должным образом требование учителя (С).

– в отношениях с учащимися проявляет попустительство, не доводит до конца своих требований (П);

– в требованиях непреклонен, не прощает учащимся малейшего от­клонения от своих требований, не признает смягчающих вину обстоя­тельств (И).

5. Соблюдение дистанции в общении:

– находится с учащимися в тесном контакте, пользуется доверием ребят, способен говорить с ними доверительно (С);

– не придает значения взаимоотношениям с учащимися, мало обща­ется вне урока (П);

– подчеркнуто держит дистанцию. Общается с ребятами в официаль­ном тоне, в русле сугубо деловых разговоров (И).

Классный руководитель – субъект, носитель не только институционального, но и живого опыта, без которого невозможно полноценное воспитание. Он оценивает личность воспитуемого через призму структуры социального опыта, а социальный опыт – через призму возможностей освоения его личностью.

Педагог задает определенный характер этому процессу познания, присвоения и изменения ребенком социального опыта, что предполагает создание ситуаций того или иного типа:

– ситуации естественного характера, в основе которых – возрастные проблемы социализации личности, реальный процесс социального общения, характеризующийся большим количеством случайных факторов;

– ситуации преднамеренного, «искусственного» типа. Классный руководитель сознательно преобразовывает ситуации, чтобы вызвать у воспитуемых их адекватное восприятие и активизировать детей.

Классный руководитель также должен учитывать влияние различных факторов социализации (мезофакторов, микрофакторов и др.) на формирование личности ребенка, в случае необходимости нивелируя их негативное воздействие. Для этого необходимо сотрудничество с разными агентами социализации (семья, группы сверстников, соседи, учреждения дополнительного образования, религиозные организации, воинские части, части МЧС, правоохранительные органы, дома-ребенка и школы-интернаты, военные госпитали, дома престарелых и др.).

Выполняя задачу формирования навыков здорового образа жизни, классный руководитель занимается профилактикой таких форм отклоняющегося поведения школьников, как табакокурение, алкоголизм, токсикомания, наркомания, половая распущенность, сквернословие, криминальное и суицидальное поведение.

В современной школе эта работа может осуществляться в русле двух мировоззренческих подходов: гуманистического и традиционного (христианского).

Гуманистический подход основан на атеистическом мировоззрении, в центре которого стоит сам человек как высшая ценность, как венец природы и создатель собственных нравственных норм и правил. Профилактика отклоняющегося поведения осуществляется через такие формы работы, как лекции, санитарно-гигиенические и медицинские мероприятия, спортивно-оздоровительные праздники, экскурсии, встречи с интересными людьми, конкурсы и соревнования, коллективные творческие дела (КТД), ролевые игры и др. Такие мероприятия способствуют сублимации (т.е.переключению) негативной энергии и активности, накопленных в процессе «столкновения с миром», в позитивное созидательное русло, в социально-одобряемые и полезные для самого ребенка виды и формы деятельности.

Мировоззренческой основой христианского подхода, который осуществляется, главным образом, в православных гимназиях и воспитательной системе «Русская школа», являются христианские ценности, традиционная христианская мораль, построенная на Божественных заповедях и учении Церкви о спасении человека для жизни вечной. Только через Господа Иисуса Христа – нашего Творца, Искупителя и Промыслителя - к человеку приходит благодать, дающая ему возможность очиститься от греховных страстей. При этом центром профилактической работы становится духовно-нравственное воспитание личности на основе православных ценностей. Средствами духовно-нравственного воспитания являются пост, покаяние, молитва, духовная среда и духовное чтение, пример благочестивых воспитателей, освящение обстановки и ограждение детей от соблазнов и пристрастий мира.

Социальное воспитание в работе классного руководителя также включает систему мероприятий, направленных на защиту детей от игромании (гэмблинговой аддикции) и воздействия деструктивных религиозных сект, от информационного и телевизионного беспредела, от негативного влияния средств массовой информации и внедряемых в нашу культуру квазидуховных тенденций празднования «Дня всех влюбленных», «Хэллоуина» и прочих западных шоу.

Приложение 20

ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ[28]

Здоровье Общение
Самообразование учителя в данной области. Совместная работа с участием педиатра, школьного врача. Выработка совместно с родителями учащихся оптимального для ребенка режима. Войти в сферу общения детей. Понять положение каждого в ней. Научиться корректировать отноше­ния между детьми. Утверждать общечеловеческие цен-ности.
Образ жизни   Группа задач, обращенных
к семье к школе
Знакомство с жизнью ребенка в се­мье, с режимом дня школьника. Изучение особенностей его взаимо­отношений с родителями. Определение наиболее авторитетных для ребенка членов семьи и установ­ление с ними рабочих контактов. Забота вместе с ребятами о краси­вой, уютной обстановке. Выбор стиля оформления кабинета. Беседы о здоровом образе жизни, о ценностях подлинных и мнимых.
Учение Досуг
Знание индивидуальных особенно­стей школьника. Изучение работы учащихся на уро­ках. Совместная работа с малым пед-сове­том. Организация консультаций по пред­метам. Проведение совместно с другими учителями внеклассных мероприятий. Выработка совместной стратегии и так­тики помощи ребенку со стороны семьи. Выявление индивидуальных интере­сов детей, помощь в выборе кружков, спортивных секций, клубов. Расширение познавательного и культурного кругозора. Помощь детям в общественной ра­боте, в возможности зарабатывать деньги на общественные нужды. Организация коллективной творче­ской деятельности в классе. Организация совместного отдыха на природе.
     

Приложение 21

СТРУКТУРА
ПЛАНА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ[29]

1. Характеристика классного коллектива:

– состав класса и его общая характеристика (количество уча­щихся, мальчиков, девочек; их здоровье, уровень воспитанности, работоспособность и успевае­мость; интерес к общим делам клас­са; занятость учеников на факультативах, в кружках, секциях и т.д.; образовательный уровень родителей, наличие в классе детей из многодетных семей, а также неполных или нуждающихся в по­вышенном внимании педагога);

– сплоченность класса (на какой стадии развития находится коллектив, есть ли актив класса, действуют ли органы самоуправления, советы дел, ини­циативные группы, умеют ли учащиеся сами объединяться для выполнения различных видов деятельности, характер отношений учащихся в коллективе, наличие группировок в классе); ценност­ные ориентации;

– связь классного коллектива с общешкольным коллективом, с социумом (выходит ли коллектив в организации своих дел за рамки класса, организует ли дела для младших школьников, для школы в целом, вносит ли предложения для улучшения жизни класса, школы).

2. Воспитательные задачи.

3. Жизнедеятельность классного коллектива.

4. Работа с родителями учащихся.

5. Индивидуальная работа с учащимися.

Существуют различные подходы к оформлению раздела «Жиз­недеятельность классного коллектива» и собственно планирова­нию дел: это планирование по видам деятельности (Н.Е. Щуркова); по ключевым делам (В.А. Караковский); календарное плани­рование; план-сетка и др. При желании педагог может разработать и свой оригинальный вариант оформления плана воспитательной работы. При составлении плана важно учиты­вать особенности образовательного учреждения, соответствие содержания, форм и методов поставленным воспитательным задачам, уровень воспитанности школьников и развития коллектива.

Приложение 22

ВИДЫ ПЛАНОВ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ[30]

1. Модель плана работы педагога-воспитателя

Недели четверти Программы воспитания
Здоровье Учение Труд Общение Образ жизни Досуг
в семье в школе
1 неделя              
2 неделя              

2. Модель плана по ключевым делам

Месяц Ключевое дело месяца, подготовка к нему Ответственный совет дела
Сентябрь    
Октябрь    
Ноябрь    
Декабрь    
Январь    
Февраль    
Март    
Апрель    
Май    

План-сетка

Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб. Вс.
СЕНТЯБРЬ
           

4. Модель плана по видам деятельности

Формирование коллектива    
Самоуправление          
Влияние на межличностные отношения          
Традиции коллектива          
Организация деятельности   Свободное общение          
Физкультурно-оздорови­тель­ная деятельность          
Ценностно-ориентировочная деятельность          
Художественная деятельность          
Познавательная деятельность          
Развитие личности Индивидуальная работа          
Работа с учите­лями класса          
Работа с родите­лями учащихся          
Изучение личности          
Недели четверти            

Приложение 23

ВИДЫ И ФОРМЫ
ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ[31]

Вид и цель деятельности Активная форма организации деятельности
1. Познавательная Обогащает представления уче­ников об окружающей действи­тельности, фор­мирует потреб­ность в образовании, способству­ет интеллектуальному разви­тию Устный журнал, обзор научно-попу­лярных статей в периоди­ческой печати, экскурсии (в му­зей, на выставку, на предприятие, в библиотеку и т.п.), кон­курсы, турниры, олимпиады, классный лекторий, учебные конференции
2. Трудовая Направлена на создание, сохра­нение и приумножение матери­альных ценностей, формирование уважительного отношения к мате­риальным ценностям как сред­ствам для существования человека Учебный труд на уроках, учеб­но-про­изводственный труд на предприятии, общественно по­лезный труд по самооб­служива­нию; игровые формы («трудо­вые десанты», «операции», «работа по секрету», «рейд добровольцев»)
3. Общественная Содействует социализации школьников, включает их в сопе­реживание про­блемам общества, приобщает к актив­ному преобра­зованию действительности Пресс-центр, встречи с полити­ческими дея­телями, журналиста­ми; круглый стол, дискус­сия
4. Ценностно-ориентировочная Направ­лена на рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценно­стей мира, на осознание личностной причаст­но­сти к миру во всех его прояв­ле­ниях, осознание своего Я, разви­тие рефлексии Практикум по самоанализу и взаимоанализу «Как мы вели себя на экскурсии?», «Законы то­вари­щества», «Каким быть или кем быть?»; диспут на нравственные темы, например, «За­чем человеку учиться?»; уроки культуры пове­дения
5. Художественная Развивает чувствительное ми­роощу­щение, потребность в пре­красном, спо­собность к художе­ственному мышле­нию, реализует индивидуальные задатки и спо­собности Концерты художественной са­мо­деятельно­сти, художественные конкурсы, выставки «Час с искус­ством», «Встречи с артистом», «Новые диски»; посещение теат­ра, экскурсии в худо­жественный музей; школьные балы, фестива­ли, праздники
6. Спортивно-оздоровительная Культи­вирует здоровый образ жизни, повы­шает силу, выносли­вость, пластичность и красоту че­ловеческого тела Спортивные игры, товарищес­кие состязания, школьные олим­пиады, спортивные секции
7. Свободное общение Организует взаимно обогащаю­щий до­суг щкольников, когда их общение ос­вобождено от пред­метной цели и со­держанием их деятельности является общение с другим человеком как ценно­стью Классные праздники, «Огонь­ки», дни име­нинников, прогул­ки, вечера отдыха; посещение концертов, театров; встречи дру­зей, поездки и т.д.

Приложение 24

ПЛАН-КОНСПЕКТ
ВНЕКЛАССНОГО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ДЕЛА

Классный час «Моя Любовь – моя Звезда»

Участники: ученики 9-го класса, классный руководитель,
учитель музыки.

Цели:1) содействовать развитию гуманных отношений между юношами и девушками;

2) способствовать воспитанию нравственных качеств учащихся (дружбы, любви, бескорыстия, патриотического служения);

3) побуждать учащихся к духовно–нравственному самосовершенствованию.

Наши рекомендации