III. Примеры общешкольных дел
– 1 сентября – праздник первого школьного звонка, День знаний;
– участие в Дне города;
– школьный интеллектуальный марафон;
– традиционный день школы (встреча с выпускниками);
– школьный конкурс авторской песни;
– декада знаний (по разным учебным предметам);
– традиционная общешкольная ярмарка;
– день культуры – весенний праздник искусств;
– праздник последнего школьного звонка, бал выпускников;
– школьный спортивный праздник;
– участие детей и родителей в ремонте школьного здания;
– путешествие в страну знаний;
– неделя необязательных знаний;
– осенний бал;
– День лицеиста;
– День Победы;
– театральная неделя или театральный фестиваль (например, «Овация-2006»).
Приложение 19
СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ
В РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ[27]
В современных условиях классный руководитель помимо традиционных (см. Прил. 16) выполняет новые социально-педагогические функции, что обусловлено изменившейся ситуацией в социуме, необходимостью усиления влияния на социокультурную ситуацию вне школы. К таким функциям можно отнести:
1) социально-воспитательную;
2) охраны и укрепления здоровья учащихся в процессе обучения;
3) социально-педагогической поддержки семьи;
4) социально-психологической помощи детям, родителям, педагогам;
5) защиты прав детей;
6) социально-педагогической помощи в жизненном и социально-профессиональном самоопределении школьников;
7) социально-культурной адаптации.
При этом особое внимание уделяется личности классного руководителя. Замечено, что если основу его личности составляют гуманные ценности, то такие же ценностные ориентации преобладают в классном коллективе; если учитель занимает активную жизненную и педагогическую позицию, то и учащиеся класса отличаются активностью и самостоятельностью; если педагог увлечен каким-либо видом деятельности (фотография, киносъемка, туризм, спорт и т.п.), то и в классной общности этот вид деятельности становится системообразующим.
Многое решает и стиль руководства. Традиционно их выделяют три: И – императивный, авторитарный; С – сотрудничество, демократический стиль; П – попустительский, либеральный стиль.
Для определения стиля классного руководства можно использовать метод экспертного оценивания по следующим показателям.
1. Отношение к органам классного самоуправления:
– развивает, опирается на органы самоуправления (С);
– игнорирует, не придает им значения (П);
– подавляет органы самоуправления, подбирает их самолично, без учета мнения коллектива класса (И).
2. Предпочтительные меры коррекции поведения и стимулирования учащихся:
– предпочитает поощрение наказанию, не забывает похвалить ученика за успех (С);
– проявляет нейтральное отнощение к успехам и проступкам учащихся (П);
– предпочитает меры наказания мерам поощрения, при малейшей оплошности следует разнос, вызов родителей и т.п. (И).
3. Отношение к конфликтным ситуациям в классе:
– при возникновении конфликта пытается объективно разобраться в его причинах, способен признать свою ошибку (С);
– уходит от решения конфликтной ситуации, не замечает ее (П);
– в конфликте занимает наступательную позицию, подавляет (И).
4. Уровень требовательности к учащимся:
– требователен в меру, способен войти в обстоятельства, не позволившие учащемуся выполнить должным образом требование учителя (С).
– в отношениях с учащимися проявляет попустительство, не доводит до конца своих требований (П);
– в требованиях непреклонен, не прощает учащимся малейшего отклонения от своих требований, не признает смягчающих вину обстоятельств (И).
5. Соблюдение дистанции в общении:
– находится с учащимися в тесном контакте, пользуется доверием ребят, способен говорить с ними доверительно (С);
– не придает значения взаимоотношениям с учащимися, мало общается вне урока (П);
– подчеркнуто держит дистанцию. Общается с ребятами в официальном тоне, в русле сугубо деловых разговоров (И).
Классный руководитель – субъект, носитель не только институционального, но и живого опыта, без которого невозможно полноценное воспитание. Он оценивает личность воспитуемого через призму структуры социального опыта, а социальный опыт – через призму возможностей освоения его личностью.
Педагог задает определенный характер этому процессу познания, присвоения и изменения ребенком социального опыта, что предполагает создание ситуаций того или иного типа:
– ситуации естественного характера, в основе которых – возрастные проблемы социализации личности, реальный процесс социального общения, характеризующийся большим количеством случайных факторов;
– ситуации преднамеренного, «искусственного» типа. Классный руководитель сознательно преобразовывает ситуации, чтобы вызвать у воспитуемых их адекватное восприятие и активизировать детей.
Классный руководитель также должен учитывать влияние различных факторов социализации (мезофакторов, микрофакторов и др.) на формирование личности ребенка, в случае необходимости нивелируя их негативное воздействие. Для этого необходимо сотрудничество с разными агентами социализации (семья, группы сверстников, соседи, учреждения дополнительного образования, религиозные организации, воинские части, части МЧС, правоохранительные органы, дома-ребенка и школы-интернаты, военные госпитали, дома престарелых и др.).
Выполняя задачу формирования навыков здорового образа жизни, классный руководитель занимается профилактикой таких форм отклоняющегося поведения школьников, как табакокурение, алкоголизм, токсикомания, наркомания, половая распущенность, сквернословие, криминальное и суицидальное поведение.
В современной школе эта работа может осуществляться в русле двух мировоззренческих подходов: гуманистического и традиционного (христианского).
Гуманистический подход основан на атеистическом мировоззрении, в центре которого стоит сам человек как высшая ценность, как венец природы и создатель собственных нравственных норм и правил. Профилактика отклоняющегося поведения осуществляется через такие формы работы, как лекции, санитарно-гигиенические и медицинские мероприятия, спортивно-оздоровительные праздники, экскурсии, встречи с интересными людьми, конкурсы и соревнования, коллективные творческие дела (КТД), ролевые игры и др. Такие мероприятия способствуют сублимации (т.е.переключению) негативной энергии и активности, накопленных в процессе «столкновения с миром», в позитивное созидательное русло, в социально-одобряемые и полезные для самого ребенка виды и формы деятельности.
Мировоззренческой основой христианского подхода, который осуществляется, главным образом, в православных гимназиях и воспитательной системе «Русская школа», являются христианские ценности, традиционная христианская мораль, построенная на Божественных заповедях и учении Церкви о спасении человека для жизни вечной. Только через Господа Иисуса Христа – нашего Творца, Искупителя и Промыслителя - к человеку приходит благодать, дающая ему возможность очиститься от греховных страстей. При этом центром профилактической работы становится духовно-нравственное воспитание личности на основе православных ценностей. Средствами духовно-нравственного воспитания являются пост, покаяние, молитва, духовная среда и духовное чтение, пример благочестивых воспитателей, освящение обстановки и ограждение детей от соблазнов и пристрастий мира.
Социальное воспитание в работе классного руководителя также включает систему мероприятий, направленных на защиту детей от игромании (гэмблинговой аддикции) и воздействия деструктивных религиозных сект, от информационного и телевизионного беспредела, от негативного влияния средств массовой информации и внедряемых в нашу культуру квазидуховных тенденций празднования «Дня всех влюбленных», «Хэллоуина» и прочих западных шоу.
Приложение 20
ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ[28]
Здоровье | Общение | |
Самообразование учителя в данной области. Совместная работа с участием педиатра, школьного врача. Выработка совместно с родителями учащихся оптимального для ребенка режима. | Войти в сферу общения детей. Понять положение каждого в ней. Научиться корректировать отношения между детьми. Утверждать общечеловеческие цен-ности. | |
Образ жизни Группа задач, обращенных | ||
к семье | к школе | |
Знакомство с жизнью ребенка в семье, с режимом дня школьника. Изучение особенностей его взаимоотношений с родителями. Определение наиболее авторитетных для ребенка членов семьи и установление с ними рабочих контактов. | Забота вместе с ребятами о красивой, уютной обстановке. Выбор стиля оформления кабинета. Беседы о здоровом образе жизни, о ценностях подлинных и мнимых. | |
Учение | Досуг | |
Знание индивидуальных особенностей школьника. Изучение работы учащихся на уроках. Совместная работа с малым пед-советом. Организация консультаций по предметам. Проведение совместно с другими учителями внеклассных мероприятий. Выработка совместной стратегии и тактики помощи ребенку со стороны семьи. | Выявление индивидуальных интересов детей, помощь в выборе кружков, спортивных секций, клубов. Расширение познавательного и культурного кругозора. Помощь детям в общественной работе, в возможности зарабатывать деньги на общественные нужды. Организация коллективной творческой деятельности в классе. Организация совместного отдыха на природе. | |
Приложение 21
СТРУКТУРА
ПЛАНА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ[29]
1. Характеристика классного коллектива:
– состав класса и его общая характеристика (количество учащихся, мальчиков, девочек; их здоровье, уровень воспитанности, работоспособность и успеваемость; интерес к общим делам класса; занятость учеников на факультативах, в кружках, секциях и т.д.; образовательный уровень родителей, наличие в классе детей из многодетных семей, а также неполных или нуждающихся в повышенном внимании педагога);
– сплоченность класса (на какой стадии развития находится коллектив, есть ли актив класса, действуют ли органы самоуправления, советы дел, инициативные группы, умеют ли учащиеся сами объединяться для выполнения различных видов деятельности, характер отношений учащихся в коллективе, наличие группировок в классе); ценностные ориентации;
– связь классного коллектива с общешкольным коллективом, с социумом (выходит ли коллектив в организации своих дел за рамки класса, организует ли дела для младших школьников, для школы в целом, вносит ли предложения для улучшения жизни класса, школы).
2. Воспитательные задачи.
3. Жизнедеятельность классного коллектива.
4. Работа с родителями учащихся.
5. Индивидуальная работа с учащимися.
Существуют различные подходы к оформлению раздела «Жизнедеятельность классного коллектива» и собственно планированию дел: это планирование по видам деятельности (Н.Е. Щуркова); по ключевым делам (В.А. Караковский); календарное планирование; план-сетка и др. При желании педагог может разработать и свой оригинальный вариант оформления плана воспитательной работы. При составлении плана важно учитывать особенности образовательного учреждения, соответствие содержания, форм и методов поставленным воспитательным задачам, уровень воспитанности школьников и развития коллектива.
Приложение 22
ВИДЫ ПЛАНОВ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ[30]
1. Модель плана работы педагога-воспитателя
Недели четверти | Программы воспитания | ||||||
Здоровье | Учение | Труд | Общение | Образ жизни | Досуг | ||
в семье | в школе | ||||||
1 неделя | |||||||
2 неделя |
2. Модель плана по ключевым делам
Месяц | Ключевое дело месяца, подготовка к нему | Ответственный совет дела |
Сентябрь | ||
Октябрь | ||
Ноябрь | ||
Декабрь | ||
Январь | ||
Февраль | ||
Март | ||
Апрель | ||
Май |
План-сетка
Пн. | Вт. | Ср. | Чт. | Пт. | Сб. | Вс. |
СЕНТЯБРЬ | ||||||
4. Модель плана по видам деятельности
Формирование коллектива | ||||||
Самоуправление | ||||||
Влияние на межличностные отношения | ||||||
Традиции коллектива | ||||||
Организация деятельности | Свободное общение | |||||
Физкультурно-оздоровительная деятельность | ||||||
Ценностно-ориентировочная деятельность | ||||||
Художественная деятельность | ||||||
Познавательная деятельность | ||||||
Развитие личности | Индивидуальная работа | |||||
Работа с учителями класса | ||||||
Работа с родителями учащихся | ||||||
Изучение личности | ||||||
Недели четверти |
Приложение 23
ВИДЫ И ФОРМЫ
ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ[31]
Вид и цель деятельности | Активная форма организации деятельности |
1. Познавательная Обогащает представления учеников об окружающей действительности, формирует потребность в образовании, способствует интеллектуальному развитию | Устный журнал, обзор научно-популярных статей в периодической печати, экскурсии (в музей, на выставку, на предприятие, в библиотеку и т.п.), конкурсы, турниры, олимпиады, классный лекторий, учебные конференции |
2. Трудовая Направлена на создание, сохранение и приумножение материальных ценностей, формирование уважительного отношения к материальным ценностям как средствам для существования человека | Учебный труд на уроках, учебно-производственный труд на предприятии, общественно полезный труд по самообслуживанию; игровые формы («трудовые десанты», «операции», «работа по секрету», «рейд добровольцев») |
3. Общественная Содействует социализации школьников, включает их в сопереживание проблемам общества, приобщает к активному преобразованию действительности | Пресс-центр, встречи с политическими деятелями, журналистами; круглый стол, дискуссия |
4. Ценностно-ориентировочная Направлена на рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира, на осознание личностной причастности к миру во всех его проявлениях, осознание своего Я, развитие рефлексии | Практикум по самоанализу и взаимоанализу «Как мы вели себя на экскурсии?», «Законы товарищества», «Каким быть или кем быть?»; диспут на нравственные темы, например, «Зачем человеку учиться?»; уроки культуры поведения |
5. Художественная Развивает чувствительное мироощущение, потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению, реализует индивидуальные задатки и способности | Концерты художественной самодеятельности, художественные конкурсы, выставки «Час с искусством», «Встречи с артистом», «Новые диски»; посещение театра, экскурсии в художественный музей; школьные балы, фестивали, праздники |
6. Спортивно-оздоровительная Культивирует здоровый образ жизни, повышает силу, выносливость, пластичность и красоту человеческого тела | Спортивные игры, товарищеские состязания, школьные олимпиады, спортивные секции |
7. Свободное общение Организует взаимно обогащающий досуг щкольников, когда их общение освобождено от предметной цели и содержанием их деятельности является общение с другим человеком как ценностью | Классные праздники, «Огоньки», дни именинников, прогулки, вечера отдыха; посещение концертов, театров; встречи друзей, поездки и т.д. |
Приложение 24
ПЛАН-КОНСПЕКТ
ВНЕКЛАССНОГО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ДЕЛА
Классный час «Моя Любовь – моя Звезда»
Участники: ученики 9-го класса, классный руководитель,
учитель музыки.
Цели:1) содействовать развитию гуманных отношений между юношами и девушками;
2) способствовать воспитанию нравственных качеств учащихся (дружбы, любви, бескорыстия, патриотического служения);
3) побуждать учащихся к духовно–нравственному самосовершенствованию.