Принципы отбора содержания школьного образования
1. Содержание образования на всех его ступенях должно быть направлено на осуществление основной цели воспитания – формирование всесторонне и гармонично развитой личности.
2. Содержание образования должно строиться строго на научной основе, соответствовать современному состоянию науки, включать только твердо устоявшиеся в научной области факты и теоретические положения; учебный материал должен способствовать развитию научного мышления.
3. Содержание образования по каждому учебному предмету должно соответствовать логике и системе той или иной науки, а также строиться на основе взаимосвязи между отдельными учебными предметами.
4. В содержании образования теория должна соединяться с практикой, обучение – с производительным трудом.
5. Содержание образования должно соответствовать возрастным возможностям учащихся.
6. Общее образование в школе должно сочетаться с техническим и трудовым обучением, способствовать профессиональной ориентации учащихся. Общее среднее образование имеет своей целью овладение учащихся основами важнейших наук о природе и обществе, развитие у них мировоззрения и нравственно-эстетической культуры. Техническое образование знакомит учащихся в теории и на практике с основными отраслями современного промышленного производства и формирует умения и навыки обращения с наиболее распространенными средствами труда.
Дидакты С.Г.Шаповаленко и М.Н.Скаткин считали, что в процессе технического обучения учащихся необходимо знакомить с электрификацией, механизацией, автоматизацией, химизацией, компьютеризацией производства, способами получения новых видов материалов и технологией их обработки, с различными способами повышения производительности труда. Трудовое обучение направлено на подготовку учащихся к определенной профессиональной деятельности, на усвоение ими необходимой системы знаний и профессиональных практических навыков.
Содержание образования как система может иметь различную структуру изложения. Наиболее распространенными в настоящее время являются: линейная, концентрическая, спиральная и смешанная структуры изложения.
При линейнойструктуре отдельные части учебного материала образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев, т.е. содержание образования (знания) передается один раз в определенной логике. Материал каждой последующей ступени обучения является логическим продолжением того, что изучалось в предыдущие годы или в предыдущих учебных курсах.
Концентрическая структура изложения предполагает возвращение к изучаемым знаниям. Один и тот же вопрос повторяется несколько раз (например, изучение площадей в математике). Другими словами, учебный материал данной ступени в более усложненном виде проходят на последующих ступенях обучения.
Характерной особенностью спиральной системы изложения материала является то, что учащиеся, не теряя из поля зрения исходную проблему, постоянно расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний. В ней нет перерывов, характерных для концентрической системы.
При смешанной системе происходит комбинация вышеуказанных структур.
8.3. Теории образования.
На содержание школьного образования оказывают влияние методологические позиции ученых-педагогов. Рассмотрим основные теории образования, которые влияли в прошлом на содержание школьного образования: теорию материального и формального образования.
Сторонники первого направления (Спенсер и др.) разделяют точку зрения Я.А.Коменского, согласно которой главная цель обучения – в передаче учащимся как можно больше знаний из различных областей. Выпускник должен стать энциклопедически образованным. В соответствии с этой теорией надо обучать преимущественно естественнонаучным знаниям, критерием отбора учебного материала должна быть степень его пригодности для жизни и непосредственной практической деятельности учащихся в будущем.
Теория формального образования (Локк, Песталоцци, Кант, Гербарт) ставила целью не столько освоение учениками фактическими знаниями, сколько развитие их ума, способностей к анализу, синтезу, логическому мышлению, а лучшим средством для этого считалось изучение греческого и латинского языков, математики.
Весьма аргументированно критиковал теории формального и материального образования К.Д.Ушинский. Он отмечал, что так называемое «формальное развитие», оторванное от усвоения знаний, есть пустая выдумка, надо не только развивать учащихся, но и вооружать их знаниями, которые были бы полезны в дальнейшей жизни и деятельности. В то же время нельзя сводить обучение лишь к утилитарной пригодности. Поскольку знания, связанные с жизнью, опосредованно не менее важны, чем прикладные знания. Например, древняя история не может быть непосредственно приложима к практической деятельности людей, но, тем не менее, необходима для обогащения кругозора, для формирования миропонимания и уяснения закономерностей исторического развития человечества.
Известный представитель прагматизма в педагогике Дж.Дьюи внедрял идею о необходимости положить в основу школьного образования организацию практической деятельности детей, вооружив их умениями и навыками в различных сферах жизни. Он утверждал: «Материал обучения нужно брать из опыта ребенка», «Ребенок должен определять как качество, так и количество обучения», «Заранее составленные учебные курсы не нужны». Его последователь У.Килпатрик в 20-е гг. ХХ в. разработал «проектную систему обучения», когда дети, исходя из своих интересов, проектировали вместе с учителем решение какой-либо практической задачи, например, сооружение игрушечного домика, включались в практическую деятельность и в ходе ее овладевали теми или иными сведениями по языку, математике и другим предметам. Нетрудно понять, что эта теория способствовала снижению уровня образования в массовой школе.
8.4. Документы, определяющие содержание образования.
Содержание образования определяется образовательными стандартами, учебными планами и программами, учебниками и учебными пособиями.
В соответствии с законом Республики Беларусь «Об образовании» в стране вводятся образовательные стандарты (начальной, средней, высшей школы). Стандарт образования является государственным нормативным документом, в обязательном порядке определяющим:
- минимум содержания основных образовательных программ,
- максимальный объем учебной нагрузки обучающихся,
- требования к уровню подготовки учеников.
Основными принципами введения государственных образовательных стандартов являются:
- сохранение единого образовательного пространства Республики Беларусь с учетом региональных особенностей развития;
- обеспечение и повышение качества образования, соответствующего международному уровню и социально-экономическим задачам, стоящим перед страной;
- защита прав обучающихся на бесплатное полноценное образование;
- гарантирование налогоплательщикам соответствующего учебно-технического обеспечения образовательного процесса;
- защита здоровья обучающихся от перегрузок.
Деление содержания образования на государственный, региональный и школьный компоненты закладывает нормативные основы большой вариативности содержания образования в школах разного типа.
Это означает, что каждая школа в каждом регионе будет определять тот или иной объем учебного времени на те или иные учебные предметы, глубину и характер их изучения, в зависимости от типа учебного заведения. Итак, на государственном уровне закладывается базовый стандарт образования по разным предметам, т.е. то обязательное, что необходимо изучить.
Содержание учебного материала, необходимого для изучения в конкретной школе, определяется учебными планами, учебными программами по предметам и фиксируется в учебных книгах, на электронных носителях (кассеты, компьютерные программы).
Учебный план – это сертификат учебного заведения, определяющий:
- продолжительность учебного года, длительность четвертей и каникул;
- полный перечень предметов, изучаемых в данном учебном заведении;
- распределение предметов по годам обучения;
- количество часов по каждому предмету на все время обучения и на изучение предмета в каждом классе;
- количество часов в неделю на изучение каждого предмета;
- структуру и продолжительность практикумов и пр.
Учебный план опирается на достижения науки, учитывая медицинские и санитарно-гигиенические нормы организации образовательного процесса. Предметы, входящие в план, делятся на обязательные и факультативные. Чаще всего учебные планы обычных общеобразовательных школ являются типовыми и разрабатываются централизованно. Учебные заведения нового типа (гимназии, лицеи, колледжи и пр.) обычно создают свои собственные документы.
На основе учебных планов составляются учебные программы по предметам. Учебная программа содержит:
- пояснительную записку о целях изучения данного предмета, основных требованиях к ЗУНам; рекомендуемых формах и методах обучения;
- тематическое содержание изучаемого материала;
- ориентировочное количество времени, которое учитель может потратить на изучение отдельных вопросов курса;
- перечень основных мировоззренческих вопросов;
- указания по реализации межпредметных связей;
- перечень учебного оборудования и наглядных пособий;
- рекомендуемую литературу.
В связи с углублением процесса дифференциации образования разрабатываются различные (альтернативные) варианты учебных программ. В любом учебном заведении сегодня могут одновременно применяться несколько вариантов программ. Решение об этом принимают школьные советы.
Учащийся в любой школе может получить образование, соответствующее одному из трех уровней:
- базовый уровень – это образование, соответствующее минимальному стандарту общего среднего образования;
- повышенный уровень – это образование, превышающее минимальный стандарт среднего образования и соответствующее уровню требований, обеспечивающих поступление в вуз;
- промежуточный уровень – это образование повышенного уровня по предметам профилирующего направления и базового уровня по всем остальным.
Содержание образования подробно раскрывается в учебной литературе. К ней относятся: школьные учебники, книги для дополнительного чтения, атласы, карты, справочники, сборники задач и пр. От качества учебника зависит результат обучения, поэтому к ним предъявляется множество требований.
Учебники выполняют ряд дидактических функций:
- мотивационную, которая заключается в создании стимулов к изучению предмета;
- информационную, позволяющую учащимся расширить объем знаний;
- контрольно-коррекционную, которая предполагает возможность проверки и коррекции хода обучения.
Широко внедряются нетрадиционные учебные материалы (видео, компьютерные обучающие программы и учебники), которые обладают рядом преимуществ: образность и наглядность, эмоциональность, уровневость. Освоение такого учебного материала предполагает индивидуальный, самостоятельный характер учебной работы.
8.5. Основные направления обновления содержания школьного образования
1.Гуманизация образованияпредполагает создание в обществе правовых, материальных, психолого-педагогических условий, направленных на:
- признание в одинаковой мере высшей ценностью личность каждого участника образовательного процесса;
- защиту достоинств, прав и свобод личности в учебном процессе;
- бережное отношение к ребенку и научное изучение его личности.
2.Демократизация образования обеспечивает расширение прав, образовательного выбора учителей, учащихся и их родителей; активное их участие в управлении делами своих коллективов, школы в целом; развитие школьного самоуправления.
3.Повышение культуросообразности школьного образованияпредполагает:
- максимальное использование в обучении школьников культуры той среды, к которой принадлежит учебной заведение (культуры нации, страны, региона);
- учет динамики изменений изучаемых научных идей, теорий в контексте развития мировой культуры;
- принятие обучающимися общечеловеческих, культурных ценностей, правовых и нравственно-эстетических норм жизнедеятельности в социуме, развитие у учащихся плюралистического мировоззрения.
4. Широкаядифференциациясодержания образования в зависимости от типа школ, профиля классов, учебного предмета, которая направлена на более полный учет интересов, возможностей и индивидуальных особенностей учащихся.
5.Стандартизацияшкольного образования, которая призвана обеспечить доступность, эффективность и качество образования.
Вопросы и задания для самопроверки
1. Раскройте сущность понятия содержание школьного образования. Назовите требования и факторы, определяющие содержание образования.