Диспансерное наблюдение и реабилитация часто болеющих детей (ЧБД)

По определению, "часто болеющие дети" (ЧБД) – это не диагноз, а группа диспансерного наблюдения, включающая детей с частыми респираторными инфекциями, возникающими из-за транзиторных корригируемых отклонений в защитных системах организма и не имеющих стойких органических нарушений в них. Повышенная восприимчивость к респираторным инфекциям у ЧБД не связана со стойкими врожденными и наследственными патологическими состояниями".
Проблема часто болеющих детей (ЧБД) по-прежнему сохраняет свою высокую актуальность.

К причинам формирования группы ЧБД относят анатомо-физиологические особенности детского организма, в том числе иммунной системы, развитие вторичного иммунодефицитного состояния (ИДС), увеличение частоты контактов с больными при посещении организованных коллективов и др. [2-4]. К группе часто болеющих относятся 40% детей дошкольного возраста и 15% учащихся младших классов [1-3, 5]. Высокая частота инфекционных заболеваний респираторного тракта приводит к ряду неблагоприятных последствий -нарушению физического и нервно-психического развития, задержке созревания иммунной системы, формированию хронической патологии ЛОР-органов, желудочно-кишечного тракта, мочевыделительной и других систем, социальной дезадаптации ребенка [1-3, 5, 6]. В последнее время установлена значительная распространенность оппортунистических инфекций (герпесвирусных инфекций, хламидиоза, микоплазмоза) у данной категории пациентов, что диктует необходимость разработки новых подходов к их лечению [6-8]. Перспективным направлением совершенствования комплексной терапии ЧБД представляется включение в программу лечения инозина пранобекс (изопринозина), который обладают противовирусной, иммунокорригирующей и цитопротективной активностью [9, 10].

Отечественные педиатры до настоящего времени в группу ЧБД относят детей на основании критериев, предложенных А.А. Барановым и В.Ю. Альбицким (см. таблицу).
Хорошо известно, что острые респираторные инфекции являются самыми частыми заболеваниями как у детей, так и у взрослых. Но наиболее высокий уровень заболеваемости респираторными инфекциями отмечается у детей дошкольного возраста, посещающих организованные коллективы. Частые ОРЗ у детей в настоящее время представляют не только медицинскую, но и социально-экономическую проблему.
С другой стороны, контакт и взаимодействие с респираторными инфекциями – необходимые условия становления иммунной системы ребенка, приобретение им иммунологического опыта для адекватного реагирования на микробную агрессию. Однако частые респираторные заболевания, следующие одно за другим, безусловно, оказывают на ребенка негативное воздействие.
Таким образом, выделение диспансерной группы ЧБД является своевременным и актуальным, однако в каждом конкретном случае необходимо проводить комплексное обследование ребенка для уточнения причин у него высокого уровня респираторной заболеваемости. Диспансерное наблюдение за детьми, у которых повторные эпизоды респираторных инфекций обусловлены стойкими изменениями иммунитета, врожденными или наследственными заболеваниями, должно проводиться в строгом соответствии с основным заболеванием.
Лечение респираторной инфекции у ЧБД строится согласно основным принципам терапии ОРЗ. Существует ошибочное мнение, что ОРЗ можно не лечить – заболевание "пройдет" самостоятельно. Однако респираторные инфекции без адекватного лечения часто принимают затяжное или осложненное течение, легкий насморк может закончиться тяжелой пневмонией или синуситом.Безусловно, лечение ОРЗ должно быть комплексным и строиться индивидуально в каждом конкретном случае.
Основными возбудителями ОРЗ являются различные вирусы, тропные к эпителию дыхательных путей и способствующие их вторичной колонизации бактериями. Вирусные инфекции повреждают эпителий дыхательных путей и вызывают воспаление слизистой оболочки. Для воспаления респираторного тракта характерно повышение продукции вязкой слизи, что проявляется насморком и кашлем. Вязкий секрет способствует прилипанию (адгезии) возбудителей респираторных инфекций на слизистых оболочках респираторного тракта, что создает благоприятные условия для развития бактериальной суперинфекции. В свою очередь микроорганизмы и их токсины ухудшают движение ресничек эпителия, нарушают дренажные функции бронхиального дерева, снижают бактерицидные свойства бронхиального секрета и местную иммунологическую защиту дыхательных путей с высоким риском развития затяжного и хронического течения воспалительного процесса. Поврежденный эпителий бронхов имеет повышенную чувствительность рецепторов к внешним воздействиям, что значительно повышает вероятность развития бронхоспазма и бактериальной суперинфекции.
Основными бактериальными возбудителями ОРЗ являются пневмотропные микроорганизмы, в том числе пневмококк и другие грамположительные кокки, палочка гемофилюс инфлюэнца, моракселла катаралис, атипичные возбудители (микоплазма, хламидофила пневмонии) и пр. Считают, что первичная вирусная инфекция часто приводит к активации эндогенной условно-патогенной флоры.

У часто болеющих детей особое значение приобретает повышение эффективности терапии ОРЗ. Учитывая особенности патогенеза заболевания, рациональной стратегией лечения респираторных инфекций является противовоспалительная и местная антибактериальная терапия. Кроме того, в комплексное лечение входят противовирусные, иммуномодулирующие, муколитические, отхаркивающие, жаропонижающие, антигистаминные, противоотечные и бронхолитические препараты.
Известно, что до настоящего времени не существует высокоэффективных и безопасных химиопрепаратов, эффективных в отношении большинства респираторных вирусов. Противовирусные химиопрепараты у детей применяют только при тяжелом течении острой респираторной вирусной инфекции (ОРВИ) установленной этиологии. Использование противовирусных мазей типа оксолиновой может рассматриваться только как профилактическое средство, а назначение таких препаратов, как ремантадин, детям первых лет жизни противопоказано вследствие его высокой токсичности и недостаточной эффективности.
Достаточно широкое применение при вирусных респираторных инфекциях нашли препараты интерферона и иммуномодуляторы. Препараты интерферона эффективны в лечении ОРЗ, их использование препятствует развитию и прогрессированию инфекционного процесса. Чаще препараты интерферона детям с ОРВИ вводят ректально или местно, в виде мазей, капель, геля, ингаляций.
Иммунокорригирующие и иммуномодулирующие препараты при ОРЗ оказывают как профилактический, так и лечебный эффект. Имеются убедительные данные о высоком терапевтическом эффекте при лечении детей с гриппом и ОРВИ индукторов эндогенного интерферона (амиксин, арбидол, циклоферон). При этом арбидол может быть использован у детей, начиная с 2-летнего возраста, циклоферон разрешен для применения у детей старше 4 лет, а амиксин – только у детей старше 7 лет. Безусловно, синтетические иммуностимуляторы, препараты тимического происхождения и некоторые другие обладают выраженными эффектами на иммунную систему, однако решение о необходимости их применения, особенно у детей, должно приниматься только после клинико-иммунологического обследования, уточнения типа дисфункции иммунной системы и при наличии четких клинико-иммунологических показаний. При этом сама терапия должна проводиться при обязательном клиническом мониторинге и иммунологическом контроле.

Критерии включения детей в группу ЧБД
(В.Ю. Альбицкий, А.А. Баранов, 1986)

Возраст детей Частота ОРЗ (эпизодов/год)
1-го года жизни 4 и более
До 3 лет 6 и более
4–5 лет 5 и более
Старше 5 лет 4 и более

Наилучшей системой профилактикиОРЗ у ЧБД, безусловно, является формирование собственного адекватного иммунного ответа. Способствуют этому здоровый образ жизни, рациональный режим дня, полноценное питание, разнообразные программы закаливания.
Профилактика респираторных инфекций у ЧБД предусматривает ограничение контактов ребенка с больными гриппом и ОРВИ, проведение санитарно-гигиенических мероприятий, сокращение использования городского транспорта и удлинение времени пребывания ребенка на воздухе. Частая респираторная заболеваемость тесно связана с пассивным курением, поэтому прекращение его – важное условие лечения и профилактики.
Основными методами повышения сопротивляемости ребенка инфекционным агентам служит закаливание. Закаливание – это система мероприятий, направленных на повышение устойчивости генетически предопределенных механизмов защиты и приспособление организма ко многим факторам с тем, чтобы суточные и сезонные, периодические и внезапные изменения температуры, атмосферного давления и т.д. не вызывали резких изменений в растущем организме. В основе закаливания лежит тренировка вазомоторных механизмов адекватной реакции на холодовые воздействия.
Систематическое контрастное воздушное или водное закаливание сопровождается повышением устойчивости организма к температурным колебаниям окружающей среды и повышением иммунологической реактивности организма. Адаптационные возможности ребенка хорошо поддаются тренировке. Использование любых методов закаливания совершенствует работу аппарата терморегуляции и расширяет возможности приспособления организма к изменившимся температурным условиям. Закаливание не требует очень низких температур, важна контрастность воздействия и систематичность проведения процедур. Хорошо закаливают воздействия на подошвы ног и постепенно – на всю кожу туловища и конечностей. Максимальная длительность закаливающих процедур не должна превышать 10–20 мин, гораздо важнее его регулярность и постепенность. Было показано, что у ЧБД сочетание местных закаливающих процедур стоп и носоглотки через 3–4 мес восстанавливало цитологические показатели носового секрета. Закаливающие процедуры хорошо сочетать с проведением гимнастики и массажа грудной клетки. Закаливание после нетяжелого ОРЗ можно возобновить (или начать) через 7–10 дней, при заболевании с длительностью температурной реакции более 4 дней – через 2 нед, а после 10-дневной лихорадки – через 3–4 нед. Эффективность закаливания можно оценить не ранее чем через 3–4 мес, а максимальный эффект наблюдается через год от начала регулярных процедур.
Учитывая ведущую роль дисфункций иммунитета в развитии повышенной восприимчивости детского организма к респираторным инфекциям кроме комплекса общеукрепляющих мероприятий с целью профилактики используется целый ряд иммуномодулирующих лекарственных средств.

вакцинация ЧБД является одним из самых важных профилактических мероприятий. Частые ОРВИ не фигурируют в списке противопоказаний к проведению прививок. Поскольку частые ОРВИ у этой группы детей не свидетельствуют о наличии иммунодефицита, они не могут быть поводом для отвода от прививок. По окончании ОРВИ, как и других острых заболеваний, прививки возможно проводить через 2–3 нед после нормализации температуры тела.

Контрольные вопросы:

1. Основные обязанности врача общей практики/семейного врача с детским населением.

2. Диспансерное наблюдение за новорожденным ребенком на участке: сроки, цели и задачи патронажа новорожденного.

3. .Диспансерное наблюдение за детьми 1,2,3 года жизни.

4. Группы здоровья детей, критерии здоровья.

5. Программа ВОЗ по грудному вскармливанию

6. Организация иммунопрофилактической работы ВОП.

7. Младенческая и детская смертность – структура, расчет показателей. Состояние проблемы в РК. Пути снижения показателей смертности детей.

8. Диспансерное наблюдение и реабилитация ЧБД.

9. Принципы диспансерного наблюдения за детьми с хроническими заболеваниями.

Тесты по разделу « Организация работы ВОП с детским населением»

1. Ведущей организационной формой амбулаторно-поликлиническнх учреждений является:

А) участковость

Б) поликлиника

В) детская поликлиника

Г) стационар

Д) родильный дом

2. ВОП обеспечивает бесплатную медицинскую помощь детям:

А) от рождения до 15 лег (14 лет 11 мес. 29 дней)

Б) детям от 1 года

В) детям первых 5-ти лет жизни

Г) детям от рождения до 7 лет

Д) новорожденным.

3. Организация помощи здоровому ребенку начинается:

А) после выписки из родильного дома

Б) с этапа антенатальной охраны плода и включает наблюдение бе­ременных женскими консультациями и детскими поликлиниками с выполнением последними дородовых патронажей.

В) при обращении родителей ребенка в детскую поликлинику по месту жительства

Г) здоровым детям медицинская помощь не оказывается

Д) здоровым детям оказывается только сестринская помощь.

4. На профилактические осмотры детей в поликлинике выделяется согласно графику:

А) не менее 2-х дней в неделю

Б) один день в неделю

В) три дня в неделю

Г) один день в месяц

Д) один день в квартал

5.Основными обязанностями врача общей практики/семейного врача с детским населением являются (выберите наиболее полный ответ):

А) обеспечение неотложной врачебной помощи; проведение лечебных и реабилитационных мероприятий; обеспечение своевременной госпитализации; качественное обследование пациентов в условиях общей врачебной практики - семейной медицины ; организация и проведение работы по иммунопрофилактике; динамическое наблюдение за состоянием здоровья детей.

Б) осуществление профилактической работы, направленной на выявление ранних скрытных форм болезней, предупреждение заболеваний и факторов риска;

В) динамическое наблюдение за состоянием здоровья прикрепленного населения;

Г) оказание консультативной помощи и проведение работы в семье по вопросам вскармливания, воспитания детей, подготовки их к детским дошкольным учреждениям, школе, профориентации;

Д) осуществление патронажа новорожденных после выписки из родильного дома;

6. Частота осмотров специалистами здоровых детей 1-го года жизни:

А) педиатр на первом месяце жизни не менее 3-х раз, в последу­ющем не реже 1 раза в месяц; хирург (ортопед) офтальмолог, невропатолог, оториноларинголог на 1-ом году жизни.

Б) педиатр ежемесячно, хирург - один раз

В) педиатр – 1 раз в квартал, невропатолог, хирург, окулист – 2 раза в год

Г) педиатр -1 раз в квартал, хирург, окулист, ЛОР-1 раз в квартал

Д) педиатр ежемесячно, невропатолог, ЛОР – 1 раз в квартал

7.При проведении профилактических осмотров осуществляется (выберите наиболее полный ответ):

А) контроль за режимом дня, вскармливанием ребенка, проведением массажа, закаливающих мероприятий, выполнением рекомендаций по воспитанию, профилактике рахита, анемии, хронических рас­стройств питания, инфекционных заболеваний.

Б) контроль за вскармливанием ребенка, проведением массажа, закаливания,

В) контроль за режимом дня, вскармливанием ребенка, проведением массажа, профилактике рахита, анемии, хронических рас­стройств питания, инфекционных заболеваний.

Г) контроль за режимом дня, , выполнением рекомендаций по воспитанию, профилактике рахита, анемии, хронических рас­стройств питания, инфекционных заболеваний.

Д) контроль за выполнением рекомендаций по воспитанию, профилактике рахита, анемии, хронических рас­стройств питания, инфекционных заболеваний.

8. При объективном осмотре ребенка ВОП должен обращать внимание на (выберите наиболее полный ответ):

А) массу тела и рост, окружность головы и груди, оценку нервно-психического и физического развития, прорезывание зубов, состояние прикуса, поведение, состояние кожных покровов, костно-мышечной системы, внутренних органов, следовую реакцию от вакцинации БЦЖ, наличие врожденных заболеваний, аномалии развития.

Б) массу тела и рост, окружность головы и груди, оценку нервно-психического и физического развития, прорезывание зубов наличие врожденных заболеваний, аномалии развития.

В) массу тела и рост, окружность головы и груди, оценку нервно-психического и физического развития

Г) массу тела и рост, окружность головы и груди, оценку нервно-психического и физического развития, прорезывание зубов, состояние прикуса, поведение

Д) массу тела и рост, окружность головы и груди, оценку нервно-психического и физического развития, , поведение, состояние кожных покровов, костно-мышечной системы, внутренних органов, следовую реакцию от вакцинации БЦЖ, наличие врожденных заболеваний, аномалии развития.

9. Дополнительные методы обследования детей на первом году жизни:

А) антропометрня 1 раз в месяц, клинический анализ крови и мочи к 3-м месяцам жизни и в 1 год.

Б) антропометрия ежемесячно

В) антропометрия 1 раз в месяц, клинический анализ крови и мочи 1 раз в квартал

Г) антропометрня 1 раз в месяц, клинический анализ крови и мочи в 6 мес и в 1 год.

Д) антропометрня 1 раз в месяц, клинический анализ крови к 3-м месяцам жизни и в 1 год.

10 Основные профилактические и оздоровительные мероприятия детям включают (выберите наиболее полный ответ):

А) режим, организация рационального вскармливания, достаточное пребывание на свежем воздухе; проведение массажа, гимнастики, закаливание, задачи воспитания, специфическая про­филактика рахита, профилактика анемии, лечение выявленной па­тологии.

Б) режим, организация рационального вскармливания, достаточное пребывание на свежем воздухе; проведение массажа, лечение выявленной па­тологии.

В) организация рационального вскармливания, проведение массажа, закаливание, специфическая про­филактика рахита, лечение выявленной па­тологии.

Г) организация рационального вскармливания, проведение массажа, гимнастики, закаливание, специфическая про­филактика рахита, профилактика анемии.

Д) режим, организация рационального вскармливания, лечение выявленной па­тологии.

11. Критерии эффективности диспансеризации детей:

А) показатели физического и нервно-психического развития

Б) показатели нервно-нснхического н физического развития, поведение, данные клиниче­ского обследования, частота заболеваний.

В) показатели физического развития

Г) физическое развитие, поведение, отсутствие заболеваний

Д) данные клинических обследований, показатели роста и веса.

12. Частота осмотров специалистами детей 4-7 лет:

А) +педиатр 1 раз в год; отоларинголог, невропатолог, стоматолог, хирург, ортопед, окулист — в 5 лет и перед школой, др. специалисты — по показаниям.

Б) педиатр 1 раз в год; отоларинголог, невропатолог, стоматолог, хирург, ортопед, окулист — в 5 лет

В) педиатр 1 раз в год; хирург, ортопед, окулист — в 5 лет и перед школой, др. специалисты — по показаниям.

Г) педиатр 2 раза раз в год; отоларинголог, невропатолог, стоматолог, хирург, ортопед, окулист — в 5 лет и перед школой, др. специалисты — по показаниям.

Д) педиатр в 5 лет и перед школой.

13. Дополнительные методы обследования детей 4-7 лет:

А) клинический анализ крови, мочи, кал на яйца глистов, острота зрения и слуха, спиро и динамометрия ежегодно; в 5—6 лет и пе­ред школой — определение соответствия паспортного возраста биологическому и школьной зрелости, артериальное давление с 5 лет.

Б) только клинические анализы крови и мочи

В) клинический анализ крови, мочи, кал на яйца глистов, острота зрения и слуха, определение соответствия паспортного возраста биологическому и школьной зрелости,

Г) клинический анализ крови, мочи, кал на яйца глистов, острота зрения и слуха,

Д) клинический анализ крови, мочи, кал на яйца глистов, артериальное давление с 5 лет.

14. Главными задачами в работе ВОП в работе с детским населением яв­ляются (выберите наиболее полный ответ):

А) +дальнейшее снижение заболеваемости и смертности детей всех возрастов, обеспечение оптимального физического и нервно-психического развития детей путем широкого внедрения комплекса профилактических мероприятий как специфического, так и неспецифического характера.

Б) снижение заболеваемости и смертности детей первых пяти лет жизни

В) снижение заболеваемости детей всех возрастов, обеспечение оптимального физического и нервно-психического развития детей

Г) дальнейшее снижение заболеваемости и смертности детей всех возрастов,

Д) обеспечение оптимального физического и нервно-психического развития детей путем широкого внедрения комплекса профилактических мероприятий как специфического, так и неспецифического характера.

15. В случае болезни ребенка ВОП имеет право:

А) + выдавать листки нетрудоспособности по уходу за больным ребенком в соответствии с действующей инструкцией матери ребенка;

Б) выдавать листки нетрудоспособности по уходу за больным ребенком в соответствии с действующей инструкцией одному из родителей ребенка;

В) выдавать справку по уходу за больным ребенком

Г) выдавать листки нетрудоспособности по уходу за больным ребенком только на 10 дней

Д) выдавать листки нетрудоспособности по уходу за больным ребенком на все время заболевания ребенка.

16. Сколько групп здоровья детей существую в настоящее время:

А) четыре

Б) две

В) три

Г) +пять

Д) шесть

17. К первой группе здоровья относятся :

А) + здоровые дети, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, без анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных отклонений;

Б) здоровые дети, имеющие нормальное физическое и психическое развитие,

В) дети, не имеющие анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных отклонений

Г) практически здоровые дети,

Д) здоровые дети, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, без анатомических дефектов.

18. Ко второй группе здоровья относятся (выберите наиболее полный ответ):

А)+ дети, у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения. реконвалесценты, дети с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии (низкий рост, отставание по уровню биологического развития), дети с дефицитом веса тела или избыточной массой тела, дети часто и длительно болеющие острыми респираторными заболеваниями, дети с последствиями травм или операций при сохранности соответствующих функций;

Б) дети, у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения.

В) дети, у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения. реконвалесценты,

Г) дети, у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения. реконвалесценты, дети с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии (низкий рост, отставание по уровню биологического развития),

Д) дети, у которых имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения. Реконвалесценты; дети часто и длительно болеющие острыми респираторными заболеваниями, дети с последствиями травм или операций при сохранности соответствующих функций.

19. К 3‑й группе здоровья относятся (выберите наиболее полный ответ):…….

А) + дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями, при отсутствии осложнений основного заболевания. Дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций, при условии компенсации соответствующих функций.

Б) дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии

В) дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций, при условии компенсации соответствующих функций

Г) дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии и обострения,

Д) дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии, Дети с частыми ОРВИ.

20. К 4‑й группе здоровья относятся(выберите наиболее полный ответ) :

А) +дети, страдающие хроническими заболеваниями в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями или неполной компенсацией функциональных возможностей; с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии, но с ограничением функциональных возможностей; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией соответствующих функций, что в определенной мере ограничивает возможность обучения или труда ребенка;

Б) дети, страдающие хроническими заболеваниями в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями или неполной компенсацией функциональных возможностей;

В) дети, страдающие хроническими заболеваниями в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями или неполной компенсацией функциональных возможностей; с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии, но с ограничением функциональных возможностей;

Г) дети с частыми ОРВИ и выраженной фоновой патологией

Д) дети, страдающие хроническими заболеваниями в активной стадии

21.К5‑й группе здоровья относятся (выберите наиболее полный ответ):

А)+ дети, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями, с редкими клиническими ремиссиями, с частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, с выраженной декомпенсацией функциональных возможностей организма, наличием осложнений основного заболевания, требующим постоянной терапии; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением компенсации соответствующих функций и значительным ограничением возможности обучения или труда.

Б) дети, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями, с редкими клиническими ремиссиями, с частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, с выраженной декомпенсацией функциональных возможностей организма, наличием осложнений основного заболевания, требующим постоянной терапии;

В) дети, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями, с редкими клиническими ремиссиями, с частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением,

Г) дети, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями, с редкими клиническими ремиссиями, с частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, с выраженной декомпенсацией функциональных возможностей организма, наличием осложнений основного заболевания, требующим постоянной терапии; дети с физическими недостатками, последствиями травм

Д) дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением компенсации соответствующих функций и значительным ограничением возможности обучения или труда.

22. "Часто болеющие дети" (ЧБД) – это

А)+ не диагноз, а группа диспансерного наблюдения, включающая детей с частыми респираторными инфекциями, возникающими из-за транзиторных корригируемых отклонений в защитных системах организма и не имеющих стойких органических нарушений в них

Б) не диагноз, а группа диспансерного наблюдения, включающая детей с частыми респираторными инфекциями,

В) не диагноз, а группа диспансерного наблюдения, включающая детей с частыми респираторными инфекциями, возникающими из-за транзиторных корригируемых отклонений в защитных системах организма и имеющие стойкие органические нарушения в них

Г) группа диспансерного наблюдения, включающая детей с частыми респираторными инфекциями, возникающими из-за транзиторных корригируемых отклонений в защитных системах организма и не имеющих стойких органических нарушений в них

Д) группа диспансерного наблюдения, включающая детей с фоновой патологией (рахит, анемия, атопический дерматит).

23.Критерии включения детей в группу ЧБД
( В.Ю. Альбицкий, А.А. Баранов, 1986)

А) +

Возраст детей Частота ОРЗ (эпизодов/год)
1-го года жизни 4 и более
До 3 лет 6 и более
4–5 лет 5 и более
Старше 5 лет 4 и более

Б)

Возраст детей Частота ОРЗ (эпизодов/год)
1-го года жизни 3 и более
До 3 лет 5 и более
4–5 лет 4 и более

В)

Возраст детей Частота ОРЗ (эпизодов/год)
1-го года жизни 5 и более
До 3 лет 4 и более
4–5 лет 6 и более

Г)

Возраст детей Частота ОРЗ (эпизодов/год)
1-го года жизни 4 и более
До 3 лет 6 и более

Д)

Возраст детей Частота ОРЗ (эпизодов/год)
1-го года жизни 5 и более
До 3 лет 3 и более
4–5 лет 6 и более
Старше 5 лет 3 и более

24.ПрофилактикаОРЗ у детей должна включать:

А)+ здоровый образ жизни, рациональный режим дня, полноценное питание, разнообразные программы закаливания, ограничение контактов ребенка с больными гриппом и ОРВИ, прекращение пассивного курения.

Б) здоровый образ жизни, вакцинация против гриппа

В) программы закаливания и вакцинация

Г) рациональное питание, ограничение прогулок в период эпидемий ОРВИ

Д) здоровый образ жизни

25. Основные принципы оказания лечебно-профилактической помощи детям:

А) доступность, участковость;

Б) непрерывность в наблюдении за здоровьем ребенка с первых дней жизни; преемственность в работе врачей, оказывающих лечебно-профилактическую помощь детям; этапность в лечении — поликлиника, стационар, санаторий.

В) непрерывность в наблюдении за здоровьем ребенка

Г) этапность в лечении — поликлиника, стационар.

Д) динамическое наблюдение за детьми первых лет жизни в поликлинике

26.К типовым учреждениям, оказывающим лечебно-профилак­тическую помощь детям, относятся (выберите наиболее полный ответ):

А)детские больницы, специализированные детские больницы , диспансеры, детские городские поликлиники (поликлиники смешанного приема), детские стоматологические поликлиники, учреждения по охране материнства и детства (дома ребенка, родильные дома, молочные кухни), детские бальнеологические лечебницы, грязелечебницы, санатории, специализированные санаторные учреждения круглогодичного действия, детские отделения стационаров и поликлиник общего профиля.

Б) детские больницы, детские городские поликлиники,

В) детские больницы, специализированные детские больницы , диспансеры, детские городские поликлиники, детские стоматологические поликлиники,

Г) детские больницы, специализированные детские больницы , детские городские поликлиники, детские стоматологические поликлиники, учреждения по охране материнства и детства (дома ребенка, родильные дома)

Д) детские поликлиники, поликлиники смешанного приема.

27. В поликлинике должны быть предусмотрены следующие помещения:

А) +фильтр с отдельным входом и изолятор с боксом; кабинеты врачей-специалистов; кабинет по профилактической работе с детьми (кабинет здорового ребенка); отделение восстановительного лечения; лечебно-диагностические кабинеты (рентгеновский, физиотерапевтический, лечебной физкультуры, массажа, процедурный, прививочный и др.); регистратура, гардероб и другие вспомогательные помещения, холлы для ожидания;

Б) кабинеты врачей-специалистов; кабинет по профилактической работе с детьми (кабинет здорового ребенка);

В) кабинеты врачей-специалистов; кабинет по профилактической работе с детьми (кабинет здорового ребенка); отделение восстановительного лечения; лечебно-диагностические кабинеты (рентгеновский, физиотерапевтический, лечебной физкультуры, массажа, процедурный, прививочный и др.); регистратура,

Г) фильтр с отдельным входом и изолятор с боксом; кабинеты врачей-специалистов; лаборатория, рентген-кабинет, регистратура, холлы для ожидания;

Д) изолятор с боксом; кабинеты врачей-специалистов; кабинет по профилактической работе с детьми (кабинет здорового ребенка); лечебно-диагностические кабинеты (рентгеновский, физиотерапевтический, прививочный ); регистратура, гардероб и другие вспомогательные помещения, холлы для ожидания.

28. Основными задачами кабинета здорового ребенка являются:

А) +пропаганда здорового образа жизни в семье; обучение родителей основным правилам воспитания здорового ребенка (режим, питание, физическое воспитание, закаливание, уход); санитарное просвещение родителей в вопросах гигиенического воспитания детей, профилактики заболеваний и отклонений в развитии.

Б) обучение родителей основным правилам воспитания здорового ребенка (режим, питание, физическое воспитание, закаливание, уход)

В) обучение родителей основным правилам воспитания здорового ребенка (режим, питание, физическое воспитание); санитарное просвещение родителей в вопросах гигиенического воспитания детей,

Г) пропаганда здорового образа жизни в семье;

Д) консультации родителей по вопросам питания и воспитания детей первого года жизни.

29. Основные задачи ВОП в работе с детьми:

А) снижение заболеваемости и смертности детей всех возрастов, обеспечение оптимального физического и нервно-психического развития детей.

Б) снижение заболеваемости и смертности детей первых лет жизни

В) снижение заболеваемости детей, снижение смертности детей от ОРВИ и кишечных заболеваний.

Г) профилактика и лечение заболеваний

Д) снижение смертности детей.

30. Функциональные обязанности ВОП складываются из следующих разделов:

А) профилактическая патронажная работа; санитарно-просветительная работа среди детей и их родителей );противоэпидемическая работа мероприятия по реабилитации реконвалесцентов инфекционных заболеваний;лечебная работа;

Б) лечение и профилактика заболеваний, патронажное наблюдение за детьми раннего возраста

В) лечение заболеваний, своевременное направление на госпитализацию, иммунопрофилактика.

Д) лечение на дому детей с острыми заболеваниями и обострениями хронических заболеваний, прием в поликлинике и др.).

Наши рекомендации