Основные отрасли педагогики
Педагогика – довольно старая наука, и за многовековое развитие она успела разделиться на множество ветвей, которые, несмотря на различные аспекты изучения, неизменно переплетаются непосредственно в педагогическом учебном процессе.
Также, педагогика слишком разнопланова, чтобы можно было разделить ее на несколько ветвей, объединённых по одному признаку. Эти признаки, и принципы – разные. Есть три основных принципа, по которым педагогика делится на отрасли.
Первый - Это – принцип предмета, точнее, тех аспектов, которые рассматривает конкретная отрасль. К этому группе отраслей относится самая главная из них, самая полная и самая важная – это дидактика. По сути, дидактика является теория обучения и воспитания и наиболее полно объемлет все правила, принципы, методы, методики, способы, функции и пути обучения. После дидактики, в этой группе отраслей идет история педагогики. История педагогики изучает весь путь развития, который прошла педагогическая наука от момента своего становления до нынешнего дня, включая последние инновации в системе и важнейшие достижения деятелей науки. Третья отрасль – сравнительная педагогика, или же компаративистика. Это – очень важная ветвь, именно она позволяет постоянно усовершенствоваться и развиваться.
Второй принцип. -Это – принцип разделения педагогики на ветви в соответствии с уровнями нынешней системы образования, на которых она работает. Тут – все довольно просто: дошкольная, школьная, среднеспециальная педагогика и педагогика высшей школы.
В дошкольной педагогике изучается подход к маленьким детям, здесь делается акцент на заботливый подход учителя к малышам, на неусидчивость детей, на быстрое переключение внимания, на актуальность предмета.
Школьная педагогика также меняется вместе с взрослением ученика. Для младших классов – одни методы, для старших – другие. Особо сложен педагогический процесс в работе с 8-9 классом. В этом переходном возрасте дети часто становятся неуправляемы, поэтому, методы, применяемые к ним, должны быть одновременно и жёсткими, но и очень тонкими, чтобы «не нагрубить» неустойчивой психике ребенка.
Для остальных систем образования упор делается уже не столько на контакт с обучающимися, сколько на доходчивость и эффективность образования. Ведь в более старшем возрасте люди способны адекватно вести себя в обществе и не нуждаются в специальных указках, а вод эффективность процесса обучения может пострадать из-за неправильной подачи материала.
Третий принцип. - Принцип разделения педагогики по специфике групп обучаемых. Здесь – две больших ветви. Одна – это общая педагогика, применимая для обычных детей, подростков, молодых людей. Вторая – это специальная, или коррекционная педагогика.
Она, в свою очередь, делится на сурдопедагогику, олигофренопедагогику, тифлопедагогику, исправительную педагогику и логопедию.
4. Место педагогики в системе наук о человеке. Связь педагогики с другими науками.
Педагогика тесно взаимодействовала со многими науками, которые повлияли на ее становление и развитие: философией, психологией, биологией, антропологией, медициной, экономическими науками, социологией, политологией и др.
Можно выделить четыре основные формы связи педагогики с другими науками:
1) использование педагогикой основных идей, теоретических положений, обобщающих выводов других наук;
2) творческое заимствование методов исследований;
3) использование конкретных результатов исследований других наук;
4) участие педагогики в комплексных исследованиях человека.
Связь педагогики с философией является наиболее длительной и продуктивной, так как философские идеи продуцировали создание педагогических концепций и теорий, задавали направление педагогическому поиску и служили методологическим основанием педагогики. От системы философских взглядов, которых придерживаются исследователи педагогики, зависит направление педагогического поиска, определение сущностных, целевых и технологических характеристик образовательного процесса.
Связь педагогики с психологией является наиболее традиционной. Все выдающиеся педагоги считали, что им необходимо понимать свойства человеческой природы, ее естественные потребности и возможности, учитывать механизмы, законы психической деятельности и развития личности и строить образование, учитывая эти законы.
Проблема соотношения природных и социальных факторов развития человека – одна из центральных в педагогике. Она является важнейшей и для биологии, изучающей индивидуальное развитие человека.
Педагогика, рассматривая человека в качестве естественно-природного и социального существа, задействовала тот потенциал, который накапливался в антропологии как науке, интегрирующей знания о человеке в единый теоретический конструкт, рассматривающий природу условного человека в его многомерности и многоликости.
Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания, предметом которой является предоставление образования детям, имеющим приобретенные или врожденные отклонения в развитии. Она разрабатывает во взаимосвязи с медициной систему средств, с помощью которых достигается терапевтический эффект и облегчаются процессы социализации, компенсирующие имеющиеся дефекты.
Связь педагогики с экономическими науками послужила обособлению такой отрасли знания, как экономика образования, предметом которой является специфика действия экономических законов в сфере образования.
Связи педагогики с социологией относятся также к числу традиционных, так как и первая, и вторая озабочены планированием образования, выявлением основных тенденций развития тех или иных групп или слоев населения, закономерностей социализации и воспитания личности в различных социальных институтах.
Связь педагогики с политологией обусловлена тем, что образовательная политика всегда являлась отражением идеологии господствующих партий и классов. Педагогика стремится выявить условия и механизмы установления человека в качестве субъекта политического сознания, возможности усвоения политических идей и установок.