Сущность понятия «управление»

Целостный педагогический процесс принимает более строгий научный характер, если он обоснован с точки зрения науки управления.

Представим себе, что мы управляем педагогической системой. Как и всякая система, педагогическая система – это совокупность компонентов, объединенных упорядоченными связями.

 
  Сущность понятия «управление» - student2.ru

Педагогическая система – это система социальная. В отличие от
систем технических, биологических в качестве компонентов педагогических систем рассматриваются не только неодушевленные или одушевленные объекты, но и процессы, а также факторы, влияющие на протекание этих процессов. Пример простейшей педагогической системы представлен на рис. 2.

Рис. 2. Простейшая педагогическая система

Процесс управления поддерживает жизнедеятельность системы, обеспечивает эффективность результата.

Под управлением понимают деятельность, предполагающую:

· принятие решений;

· организацию;

· контроль;

· регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью;

· подведение итогов на основе достоверной информации.

Деятельность с таким содержанием может быть реализована не только в педагогическом процессе. В качестве педагогической системы может быть рассмотрена система образования, функционирующая в масштабе государства, области, города или района. Это может быть образовательное учреждение: школа, профессиональный лицей, колледж, вуз.

Сточки зрения управления педагогическая система образовательного учреждения включает в себя следующие подсистемы:

· целостный педагогический процесс;

· классно-урочная система;

· система воспитательной работы;

· система эстетического воспитания учащихся;

· система профориентационной работы и др.

Частные случаи управления этими подсистемами, координация их деятельности составляют сущность управления образовательным учреждением.

11.2. Общие принципы управления
педагогическими системами

Управленческая деятельность основывается на ряде принципов, которыми руководствуется руководитель образовательного учреждения при выполнении своих функций.

Принципы управления являются отражением закономерностей управления, среди которых можно выделить следующие:

· зависимость эффективности функционирования системы управления учебно-воспитательной работой от уровня структурно-функциональных связей между субъектом и объектом управления;

· обусловленность содержания и методов управления содержанием учебно-воспитательной работы характером содержания и методов организации педагогического процесса.

Осмысление этих закономерностей позволяет понять целесообразность основных принципов управления. Рассмотрим их более подробно.

1. Демократизация и гуманизация управления педагогическими системами. Управление образовательным учреждением ориентированно на самодеятельность и инициативу руководителей, педагогов, учащихся, родителей. Это возможно только при условии открытости обсуждения и принятия управленческих решений. Кроме открытости принятия решений принцип демократизации будет реализован, если обеспечиваются:

· выборность руководителя;

· конкурсное избрание педагогических кадров;

· доступность информации;

· отчетность администрации, совета образовательного учреждения перед коллективом;

· предоставление педагогам и учащимся возможности участвовать в обсуждении проблем образовательного учреждения, высказывать свою точку зрения.

Процессам демократизации способствуют установление атмосферы сотрудничества, а также организация самоуправления и соуправления.

Гуманизация предполагает в качестве приоритетных направлений управленческой деятельности:

· признание ценности личности;

· установление субъект-субъектных отношений;

· переход от монолога к диалогу в педагогической деятельности.

2. Системность и целостность в управлении. В управлении важен системный подход. Для его реализации необходимо:

· рассматривать систему в целостности ее функций;

· видеть не только составные части системы, но также связи
и отношения, которые возникают между ними;

· учитывать, что свойства системы не есть сумма свойств отдельных ее частей (синергетический подход). Устойчивость интергративности свойств определяет целостность;

· учитывать взаимодействие образовательного учреждения и среды, которое проявляется в том, что: 1) среда влияет на образовательное учреждение; 2) образовательное учреждение ведет за собой
среду, подчиняет ее себе для достижения своих целей.

Если управленческая деятельность учитывает эти особенности функционирования образовательного учреждения, то системность и целостность в управлении обеспечены.

3. Рациональное сочетание централизации и децентрализации
в управлении. Чрезмерная централизация ведет к администрированию в управлении. Это сковывает инициативу руководителей нижних уровней, учителей, учащихся.

В случае децентрализации возможны дублирование управленческих функций, потеря времени, перегрузка руководителей. Интегрированная децентрализация может привести к снижению эффективности педагогической системы. При этом становятся очевидными недостатки управления:

· снижение роли руководства, администрации в целом;

· утрата руководством аналитических и контролирующих
функций;

· возникновение конфликтов в педагогическом коллективе;

· противостояние административных и общественных органов
управления.

· Таким образом, централизация и децентрализация в управлении
должны рационально сочетаться.

4. Единство единоначалия и коллегиальности в управлении. Единоначалие обеспечивает дисциплину и порядок, четкое разграничение полномочий участников педагогического процесса, оперативность в выполнении решений.

Однако часто в вопросах управления образовательным учреждением необходимо опереться на опыт и знания коллег. Иногда бывает очень важно сопоставить разные точки зрения, провести обсуждение и принять оптимальное решение. Это может быть обеспечено только коллегиальным подходом к проблеме.

Таким образом, нельзя не учитывать диалектического единства двух противоположных тенденций в управлении. Единоначалие и коллегиальность в управлении – это не что иное, как проявление единства и противоположности объекта развития. Коллегиальность является приоритетной на этапе принятия решения, единоначалие на этапе реализации решений.

Практическое воплощение данный принцип находит в деятельности комиссий, советов, действующих на общественных началах, в работе съездов, конференций, слетов и т. д.

5. Объективность и полнота информации в управлении педагогическими системами. Информация как совокупность сведений о состоянии системы и окружающей среды играет чрезвычайно важную роль в управлении, является средством коммуникации между администрацией, педагогами, воспитанниками. Это информация об успеваемости учащихся, о качестве знаний, данные об особенностях и направленности личности, о становлении личности в учебной и внеучебной деятельности (индивидуальная траектория развития личности).

Особую важность имеют методы сбора, хранения и использования информации. Среди методов сбора информации широко распространены наблюдение, анкетирование, тестирование, работа с инструктивными и методическими материалами.

Информация классифицируется по различным признакам:

· по времени (ежедневная, ежемесячная, четвертичная, годичная);

· по функциям управления;

· по источникам поступления (внутренняя, ведомственная, вневедомственная);

· по целевому назначению (директивная, ознакомительная, рекомендательная) и др.

11.3. Образовательное учреждение
как педагогическая система и объект управления

Образовательное учреждение – это самостоятельная развивающаяся и управляемая система. Функционирование данной педагогической системы направлено на достижение целей, обусловленных потребностями общества. Цели определяют содержание деятельности системы, а содержание предполагает многообразие форм и методов реализации.

Как и всякая система, педагогическая система «образовательное
учреждение» характеризуется уровнем достигнутых результатов. На
достижение результатов направлена деятельность организаторов образования, должностных лиц, педагогов, учащихся.

Педагогическая система «образовательное учреждение» может
быть представлена совокупностью:

· системообразующих факторов (цели и результаты);

· условий функционирования (социально-педагогические условия, условия времени);

· структурных и функциональных компонентов.

Структурными компонентами педагогической системы «образовательное учреждение» являются:

· управляющая система;

· управляемая система;

· содержание управленческой деятельности;

· методы управления;

· средства управления;

· формы управления.

К функциональным компонентам педагогической системы «образовательное учреждение» относятся:

· педагогический анализ;

· целеполагание;

· планирование;

· организация деятельности;

· контроль;

· регулирование объекта управления;

· корректирование.

Уровневая структура управляющей и управляемой систем образовательного учреждения может быть представлена следующим образом:

1. Управляющая система:

· директор, руководители совета образовательного учреждения, ученического совета, общественных объединений. Этот уровень определяет стратегические направления развития учебного заведения;

· заместители директора, психолог, социальный педагог, ответственный за организацию общественного труда, помощник директора по административной работе;

· учителя, воспитатели, классные руководители;

· учащиеся, органы классного и общешкольного ученического самоуправления. Выделение данного уровня подчеркивает субъект-субъектный характер отношений.

2. Управляемая система – ученический коллектив: общешкольный, классный, коллектив системы дополнительного образования.

Эффективность деятельности педагогической системы «образовательное учреждение» определяется согласованным взаимодействием обоих уровней, а также всех структурных компонентов.

Вопросы для самопроверки

1. В чем заключается управленческая деятельность?

3. Назовите подсистемы, являющиеся объектом управления в образовательном учреждении.

4. Перечислите основные принципы управления образовательным учреждением. Поясните, как они реализуются.

5. Назовите структурные и функциональные компоненты педагогической системы «образовательное учреждение».

6. Каким образом через уровневую структуру управления образовательным учреждением реализуется субъектность внутренних взаимодействий?

Глава 12. ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННАЯ СИСТЕМА
УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ

Наши рекомендации