Патриотизм как качество личности проявляется в любви к своему отечеству, преданности и готовности служить своей родине

Интернациональное воспитание направлено на формирование чувства интернационализма, предполагающего признание равенства, равноправия и единства всех народов. Оно противопоставляется национализму и шовинизму.

В патриотизме заложена идея уважения и любви к своей Родине, соотечественникам; в интернационализме - уважение и солидарность с другими народами и странами.

Патриотическое и интернациональное воспитание осуществляется в процессе:

- включения учащихся в активный созидательный труд на благо Родины; привития бережного отношения к истории отечества, к его

культурному наследию, к обычаям и традициям народа;

- воспитания любви к малой Родине, к родным местам, к родной природе;

- воспитания готовности к защите Родины;

- привлечения учащихся к изучению обычаев и культуры разных этносов;

- побуждения учащихся к содействию самовыражению национальных обычаев и культуры других народов;

- демонстрации того, что сближает разные народы (общие духовные и культурные ценности, идеалы добра, дружбы, справедливости, гуманизма, трудолюбия); как взаимосвязаны страны в борьбе за чистоту природы, за права людей;

- формирования культуры межнационального общения, которая предполагает духовную связь между различными народами, проявление нравственного такта и взаимоуважения людей разных национальностей, недопустимость какого-либо пренебрежения к языку, национальным обычаям и традициям других народов.

3.3. Содержание работы по патриотическому и интернациональному воспитанию.

Воспитательная работа, направленная на формирования чувства патриотизма, представляет собой сложный процесс, включающий в себя воздействие на сознание учащихся, на их эмоциональную сферу, организацию полезной практической деятельности, развитие у детей потребностно-мотивационной сферы.

Важную роль в патриотическом воспитании играет организация работы по изучению государственных символов: герба, флага, гимна.

Необходимо знакомить школьников с природным миром Белоруссии, воспитывать любовь и уважение к родному языку, культурным традициям белорусского народа.

Большую роль в воспитании патриотизма и интернационализма играют предметы гуманитарного и естественнонаучного циклов. Изучение языка, природы родного края, его исторического прошлого эмоционально переживается ребенком, укрепляет и развивает чувство любви к Родине.

Однако любовь к Родине является действенной, если она основана на полезной практической деятельности учеников.

Особое место в системе патриотического воспитания занимает организация практической деятельности учащихся по формированию патриотического поведения (природоохранной, краеведческой деятельности).

С первых дней школьной жизни необходимо побуждать детей к деятельности, полезной для окружающих людей, для природы родного края, его достояния.

Результатом краеведческой работы учащихся может стать оформление краеведческого уголка, школьного краеведческого музея.

Знакомство с другими народами начинается с изучения рядом живущих национальностей посредством изучения культурных обычаев других народов, в процессе целенаправленного обзора периодических изданий, путем организации переписки с русскоязычными национальностями.

С возрастом дети переходят к изучению далеко живущих народов. В.А. Сухомлинский практиковал с этой целью заочные путешествия по земному шару. Сначала он путешествовал с детьми в страны вечного лета (Египет, Индию и пр.), затем – в другие страны.

Формированию культуры межнационального общения способствует изучение иностранных языков, раскрывающих историю, культуру стран изучаемого языка, традиции и обычаи народов этих стран.

Гражданское воспитание предполагает формирование у детей знаний о достижениях нашей страны и других стран в области науки, техники, культуры. Это направление воспитательной работы школы эффективно достигается в процессе знакомства с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, конструкторов, писателей, художников, актеров и др.

3.4. Формирование правовой культуры учащихся.

Правовая культура учащихся формируется в процессе правового воспитания.

Задачи правового воспитания:

- добиваться усвоения учениками системы знаний по вопросам государства и права, воспитывать стремление соблюдать правовые нормы;

- воспитывать уважительное отношение к законам государства, убеждать в необходимости их выполнения;

- прививать детям навыки правомерного поведения, потребность активно защищать личные, общественные и государственные права и интересы;

- воспитывать нетерпимость к нарушителям правопорядка, активную гражданскую позицию.

Содержание правового воспитания определяется структурой понятия «правовая культура». Это понятие включает в себя следующие компоненты:

- правовое сознание (правовые знания и правовое мышление);

- нравственно-правовые чувства;

- правовая воля, обеспечивающая постоянную готовность выполнять правовые нормы;

- потребность в правомерном поведении;

- правомерное поведение.

Следовательно, правовое воспитание – это процесс, включающий в себя:

- формирование правового сознания;

- стимулирование нравственно-правовых чувств;

- развитие потребности в правомерном поведении и формирование правовой воли;

- стимулирование правомерного поведения.

4. Нравственное воспитание школьников.

4.1. Понятия «мораль» и «нравственность».

Наши рекомендации