Определение эффективности проделанной работы в формировании познавательной активности учащихся 2 класса

После проведения формирующего эксперимента было проведено контрольное обследование детей экспериментального класса.

Наблюдение.

В данном классе проводилось повторное наблюдение за деятельностью учащихся на уроке по тем же параметрам, что и на первом этапе (активность, самостоятельность, отвлекаемость). Данные наблюдения внесены в таблицу.

Анализ наблюдения показал следующие результаты:

У 8 учащихся активность превышает отвлекаемость.

У 15 человек активность и отвлекаемость находятся примерно в равных количествах.

В результате наблюдения на данном этапе не выявлено учеников, у которых отвлекаемость превышает активность.

Нами было проведено повторное анкетирование обучающихся.

Анализ анкет второго этапа показал, что уровень познавательной активности стал выше. Таким образом, процент обучающихся с высоким уровнем познавательной активности повысился на 22,1%, со средним уровнем стало на 10,2% больше. Учащиеся с низким уровнем отсутствуют.

Для более наглядного изображения отразим результат эксперимента на диаграмме 2 (рис.2)

Определение эффективности проделанной работы в формировании познавательной активности учащихся 2 класса - student2.ru

Рис.2 Диагностики познавательной активности младших школьников (второй констатирующий эксперимент).

На диаграмме 3 (рис.3) сравним данные начального и конечного этапов эксперимента.

Определение эффективности проделанной работы в формировании познавательной активности учащихся 2 класса - student2.ru

Рис. 3 Диаграмма диагностики познавательной активности младших школьников на начальном и конечном этапах эксперимента.

Сравнивая результаты контрольного этапа эксперимента, можно сделать выводы, что как мы и предполагали, проведение уроков, на которых присутствует смена видов деятельности, а так же различные интересные и занимательные задания, способствует повышению уровня развития познавательной активности у обучающихся начальных классов.

Согласно полученным результатам, можно сделать выводы, что уровень сформированности познавательной активности у младших школьников напрямую зависит от умения учителя организовать работу на уроке, найти подход к каждому ученику, а также от видов заданий, которые необходимо выполнить детям в ходе урока.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что применяемые нами методы и приёмы (познавательные задания, вопросы, игры, загадки и т.д.) в формирующем эксперименте эффективны для развития и формирования познавательной активности младших школьников.

Таким образом, в ходе анализа уровней познавательной активности младших школьников экспериментального класса можно сделать вывод о том, что проведение опытно-экспериментальной работы, которая заключалась в развитии познавательной активности, имеет положительную динамику.

Заключение

В процессе работы над темой исследования, на основе рассмотренной нами психолого-педагогической и методической литературы по данному вопросу, а также в результате исследования, мы пришли к выводу, что для активизации познавательной активности младших школьников очень важную роль играет сам учитель, а так же те приемы и методы, которые он использует на уроках

Проведя и проанализировав наши исследования, мы выявили, что дидактические игры, познавательные задания позволяют не только активно включить учащихся в учебную деятельность, но и активизировать познавательную деятельность детей. Игра помогает учителю донести до учащихся трудный материал в доступной форме.

В ходе проделанной нами работы, мы сделали вывод, что указанные приемы и методы могут быть использованы как и на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала.

Уровень развития познавательной активности у детей зависит от того, насколько правильно учитель сможет:

- создавать на уроке атмосферу доброжелательности;

- использовать большой арсенал средств для поддержания ин­тереса к предмету;

- концентрировать внимание на главном в учебном материале;

направлять учебно-познавательный процесс на достижение конечного результата;

- осуществлять индивидуализацию и дифференциацию учеб­но-воспитательного процесса;

- избегать перегрузки учащихся;

- принимать во внимание наследственность и особенности пси­хофизического развития детей.

Список литературы

1. Вдовиченко В.М., Ковальчук Т.А. Человек и мир. 1 класс. – Минск: Народная асвета, 2012.

2. Вдовиченко В.М., Ковальчук Т.А., Папкович В.А. Человек и мир. 2 класс. – Минск: НИО, 2011.

3. Вдовиченко В.М., Ковальчук Т.А. Человек и мир. 3 класс. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2012.

4. Образовательный стандарт учебного предмета «Человек и мир» ( I–V классы) Минск: Национальный институт образования, 2009.

5. Педагогический энциклопедический словарь/Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глобова и др. – М.: Большая Российская Энциклопедия, 2006. С.– 528.

6. Учебные программы для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения. I – IY классы. Минск: Национальный институт образования, 2009.

7. Бахир, В.К. Развивающее обучение // Начальная школа - 2004.-№ 5.-С.26-30.

8. Буряк, В.К. Активность и самостоятельность учащихся в познавательной деятельности / В.К.Буряк // Педагогика. – 2007. – № 8. – С. 71–78.

9. Вайс, В. Перспективное планирование воспитательной работы в начальной школе // Воспитание школьников. - 2005.- С.217.

10. Горенков, Е.М. Технологические особенности совместной деятельности учителя и учащихся в дидактической системе Л.В. Занкова // Начальная школа. - 2004. - № 2. - С.44.

11. Кайнова, А.Л. Особенности использования игровых технологий для активизации познавательной деятельности учащихся / А.Л.Кайнова // Конструирование оптимального образовательного пространства «учащийся – преподаватель»: проблемы и находки: материалы науч. практ. конф., Лида, 14 ноября 2007г / ГрГУ им. Я.Купалы; отв. ред. А.В.Богданович.– Гродно: ГрГУ, 2008. – С. 80 – 84.

12. Колоцей, М.В. Методы и формы активации познавательной деятельности младших школьников в процессе школьного обучения// Мат.конференции «Полесский регион и наука 21 века». МГПУ, 2006. –С.41-43.

13. Кульбякина, Л.Я., Зотова Т.Н. Вопросы в методике преподавания математике // Начальная школа. - 2004.–С.84;422

14. Метельский, И.В. Как поставить перед учащимися учебную задачу // Начальная школа. - 2004.–С.87.

15. Осипова, М.П., Качановский, Н.И. Активизация познавательной деятельности младших школьников. Минск, Народная асвета, 1987. -111с.

16. Столяренко, Л.Д. Педагогика. Ростов н/Д; «Феникс», 2005. –С.75.

17. Тишук, Я.В. Особенности использования современных педагогических технологий для активизации познавательной деятельности учащихся / Я.В.Тишук // Конструирование оптимального образовательного пространства «учащийся – преподаватель»: проблемы и находки: материалы науч. практ. конф., Лида, 14 ноября 2007г / ГрГУ им. Я.Купалы; отв. ред. А.В.Богданович.– Гродно: ГрГУ, 2008. – С. 185-190.

18. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебной деятельности. - М: Просвещение, 1971. –С.123

Наши рекомендации