Педагогические взгляды Я.А.Коменского
Педагогика как наука, ее выделение в особую отрасль знания и предмет исследования.
Известно, что любая отрасль знаний формируется в качестве науки лишь при условии выделения специфического предмета исследований.Предметом педагогики как науки является педагогический процесс. То есть процесс обучения и воспитания человека как особая функция общества, реализуемая в условиях тех или иных педагогических систем. Только при выделении обучения и воспитания в особую общественную функцию, когда возникли специальные воспитательные учреждения и учебные заведения, в рамках которых педагогический процесс стал не только предметом специальной организации, но и предметом осмысления, анализа, прогнозирования и целенаправленного исследования, можно говорить о зарождении научно-педагогического знания[3,54].Педагогика как наука представляет собой совокупность знаний, которые лежат в основе описания, анализа, организации, проектирования и прогнозирования путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем для развития и подготовки человека к жизни в обществе. Историческое развитие научно-педагогического знания проходит несколько этапов: 1. Зарождение педагогических идей в русле философских учений.2. Формирование педагогических взглядов и теорий в рамках философско-педагогических произведений.3. Переход от гипотетических и утопических теорий к концепциям, основанным на педагогической практике и экспериментеКак особая наука педагогика из системы философских знаний была выделена английским философом и естествоиспытателем Ф.Бэконом (1561–1626) в трактате “О достоинстве и увеличении наук” (1623). Статус педагогики как науки был закреплен трудами и авторитетом выдающегося чешского педагога Я.А.Коменского. Данный этап в развитии педагогической науки связан со становлением и развитием самостоятельной педагогической теории.Предмет - воспитание. Объект – деятельность по воспитанию человека.Задачипедагогики:Выявление закономерностей воспитания и образования. Создание и разработка новых систем, методов и технологий воспитания.Внедрение новых идей на практике.Прогнозирование.Разработкаучебно-методического материала.1.Категории (понятия) педагогики.Можновыделить:Философские категории: причина-следствие, отрицание отрицание.Общенаучные категории: развитие, формирование.Педагогические категории: воспитание.Воспитание:В широком философском смысле это приспособление к условиям существования, к жизни в обществе.В социальном смысле – передача опыта от поколения к поколению.В широком педагогическом смысле – процесс продолжительного воспитательного влияния,который осуществляется в специальных учреждениях.В узком педагогическом смысле – специальный процесс, оказываемый на испытуемого с цельюформирования специально заданных качеств личности в условиях учебного процесса.Обучение: специально организованный процесс взаимодействия педагога и учащегося. Целью которого является передача знаний, умений, формирование мыслительных способностей, задатков, так же закрепление приобретённых навыков самовоспитания, самообразования и самообучения.Образование: и процесс и результат усвоения всей системы знаний, ценностей и прочего.Компетенция: норма знаний, которую должен усвоить человек.Компетентность: личностное качество, насколько человек усвоил/выучил/умеет пользоваться.Функции педагогики: социальная, прогностическая, мировоззренческая.Система педагогических наук.Истоки – философия воспитания, народная педагогика.Общая педагогика – в основе, а дальше уже идёт деление по возрасту (педагогика дошкольных учреждений, педагогика проф.тех. образования), по отрасли (педагогика на производстве, предприятии) и т.д.
Возникновение и развитие педагогической науки. Педагогические взгляды древнегреческих философов. Педагогическая мысль в эпоху Средневековья. Гуманистические взгляды педагогов эпохи Возрождения. Советский период в развитии педагогики как науки.
Основной целью воспитания педагогика Античности провозглашала всестороннее развитие человека. Данный этап раз-вития педагогической науки ученые называют эмпирическим. Демокрит писал: «Хорошими людьми становятся скорее от упражнения, нежели от природы... воспитание перестраивает человека и создает природу».Сократ видел верный путь проявления способностей человека в самопознании:«Кто знает себя, тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и чего он не может». В поисках истины многие руководствуются сократовским тезисом: «Я знаю, что я ничего не знаю».Аристотель высоко ценил миссию воспитателя: «Воспитатели еще более достойны уважения, чем родители, ибо последние дают нам только жизнь, а первые — достойную жизнь». До сих пор актуален принцип, сформулированный Конфуцием: «Учиться и время от времени повторять изученное».Сенека считал, что образование должно формировать самостоятельную личность: «Пусть говорит он (ученик) сам, а не его память».В следующих классических трудах воплотились педагогические идеи и наставления. Это — трактаты Конфуция «Беседы и суждения», Плутарха «О воспитании», Квинтилиана «Ораторское образование», Авиценны «Книга исцеления», Аверроэса «Система доказательств», «Опыты» Монтеня.В эпоху Возрождения идеалы воспитания и образования представлены в романах Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», в педагогическом сочинении Вивеса «О порче нравов», в трактатах Эразма Роттердамского «О первоначальном воспитании детей», Т. Мора «Утопия», Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или О воспитании». Однако труды, в которых воплощались педагогические воззрения, были плодом гуманистической образованности философов, ученых и просветителей. В этом заключается их отличие от современных исследований в области педагогической науки.Весь период зарождения педагогических идей и взглядов сопровождался возникновением новых форм педагогической мысли, обновлением взглядов на природу и практику обучения и воспитания человека.Только с XVII века педагогическая мысль начинает опираться на данные передового педагогического опыта. Так, немецкий педагог Вольфганг Ратке (1571-1635) разработал содержательное понятие образования и соответствующую методологию, установив критерии педагогических исследований.Значительный вклад в развитие педагогической мысли внесли: в России – В.Мономах (1053–1125), Нестор (конец XI – начало XII в.); в Европе – Ф.Аквинский (1225–1274); в Беларуси – Е.Полоцкая (1110–1173), К.Туровский (1130–1182).В эпоху Возрождения (ХIV–XVII вв.) воспитание строится также на религиозных началах, однако педагогическая мысль получает дальнейшее развитие в трудах ученых: в Европе – В.Фельтрэ (1378–1446), Э.Роттердамского (1466–1536), Т.Мора (1478–1535), Ф.Рабле (1483–1553), И.Лойолы (1491–1556), М.Монтеня (1533–1592), Я.А.Коменского (1592–1670), Дж.Локка (1632–1704); в Беларуси – Н.Гусовского (1480–1533), Ф.Скорины (ок. 1490 – ок.1550), С.Будного (1530–1593), С.Полоцкого (1629–1680); в России – И.Федорова (1510–1583) и др.В эпохи Реформации и Просвещения (XVI–XVIII вв.) господствует идея “светского аскетизма”, т.е. ограничения жизненных потребностей. Дальнейшее развитие педагогической теории в Европе обеспечивается в трудах Ж.-Ж.Руссо (1712–1778), Д.Дидро (1713–1784), К.Гельвеция (1715–1771), П.Гольбаха (1723–1789), Г.Песталоцци (1746–1827), Р.Оуэна (1771–1858), И.Гербарта (1776–1841), А.Дистервега (1790–1886); в России – М.В.Ломоносова (1711–1765); в Беларуси – Я.Чечота (1796–1847) и др.Как особая наука педагогика из системы философских знаний была выделена английским философом и естествоиспытателем Ф.Бэконом (1561–1626) в трактате “О достоинстве и увеличении наук” (1623). Статус педагогики как науки был закреплен трудами и авторитетом выдающегося чешского педагога Я.А.Коменского. Данный этап в развитии педагогической науки связан со становлением и развитием самостоятельной педагогической теории.Значительный вклад в развитие педагогики XIX–XX вв. внесли: в России – Н.И.Пирогов (1810–1881), В.Г.Белинский (1811–1848), А.И.Герцен (1812–1870), К.Д.Ушинский (1824–1871), Н.Г.Чернышевский (1828–1910), Л.Н.Толстой (1828–1910), Н.А.Добролюбов (1836–1861), Н.К.Крупская (1869–1939), С.Т.Шацкий (1878–1934), П.П.Блонский (1884–1941), А.С.Макаренко (1888–1939), В.А.Сухомлинский (1918–1970) и др.; в Беларуси – такие просветители, как С.Монюшко (1819–1872), Ф.Богушевич (1840–1900), Я.Лучина (1851–1897), Э.Пашкевич (1876–1916), Я.Колас (1882–1956), Я.Купала (1882–1942), З.Бядуля (1886–1941), Т.Гартный (1887–1937), М.Богданович (1891–1917); в Европе и Америке – Дж.Дьюи (1859–1952), Э.Торндайк (1874–1949), Б.Спок (1903–1998) и др. [1; 5].Педагогические идеи ХХ в. развивались на фундаменте демократических концепций светского и религиозного направлений. Данный этап в развитии педагогики характеризуется дифференциацией и интеграцией ее с другими науками.В условиях перемен в идеологии и общественной жизни, характерных для начала ХХI в., по-иному трактуются цели образования, поскольку предполагают полное развитие способностей человека, нужных ему и обществу, активную позицию в жизни, приобщение к культуре, гуманистическую ориентацию.Сегодня воспитание ориентировано на поддержку и упрочение государственного строя, его институтов, органов власти. Формирование гражданских и социальных качеств личности осуществляется на основе принятых и действующих положений в идеологии, конституции, законах, которые требуют подчинения деятельности педагога задачам воспитания подрастающего поколения и направляют усилия на формирование необходимого типа личности. Учебное заведение – это социальный институт, общественная система, призванная удовлетворять в одинаковой мере образовательные запросы государства, общества и личности.В философском смысле воспитание – это приспособление человека к среде и условиям существования, с его помощью прививаются навыки поведения в определенных условиях. Назначение воспитания состоит в превращении существа Homosapiens в человека культурного, нравственного – Homoetos.
Педагогические взгляды Я.А.Коменского.
Ян Амо́сКо́менский(1592 — 1670) — Великий чешский педагог жил в то время, когда его родина испытывала тяжелый национальный гнет со стороны немецких феодалов. Он родился в семье мельника, рано осиротел и лишь на 16-м году жизни смог поступить в среднюю латинскую школу. После блестящего окончания школы он продолжил образование в Германии за счет религиозной секты, к которой ранее принадлежал его отец. Вернувшись на родину, Коменский становится священником, занимается наукой и стремится сделать ее достоянием народа. Скрываясь от преследования католической церкви, он испытал много лишений и горя, в огне пожара погибла его библиотека и ценнейшие рукописи.В 1627 Коменский приступил к созданию труда по дидактике на чешском языке. В связи с гонениями со стороны католиков Коменский эмигрировал в Польшу. Здесь он преподавал в гимназии, закончил свою «Дидактику» на чешском языке (1632), а затем переработал её и перевёл на латинский язык, назвав «Великой дидактикой» , подготовил несколько учебников: «Открытая дверь к языкам» (1631), «Астрономия» (1632), «Физика» (1633), написал первое в истории руководство для семейного воспитания — «Материнская школа» (1632). Коменский усиленно занимался разработкой идей пансофии (обучение всех всему), которые вызвали большой интерес европейских учёных.Стремясь оживить преподавание и пробудить в детях интерес к знаниям, Коменский применил метод драматизации учебного материала и на основе «Открытой двери к языкам» написал ряд пьес, составивших книгу «Школа-игра» (1656). В Венгрии Коменский закончил первый в истории иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках» (1658), в котором рисунки являлись органической частью учебных текстов.По своим философским взглядам Коменский был близок к материалистическому сенсуализму, который самому Коменскому представлялся философией простого народа. Признавая три источника познания — чувства, разум и веру, Коменский главное значение придавал органам чувств. В развитии познания он различал 3 ступени — эмпирическую, научную и практическую. Он считал, что всеобщее образование, создание новой школы помогут воспитывать детей в духе гуманизма.В «Великой дидактике» Я.А. Коменский впервые в истории образования предложил и стройную систему школ, аргументируя ее разработанной им же самим возрастной периодизацией развития человека от рождения до зрелости, по Я.А. Коменскому, до 24 лет.Первой ступенью воспитания и образования детей от рождения до 6 лет должна быть материнская школа — воспитание в семье под руководством матери.За материнской школой у Я.А. Коменского следует школа родного языка для всех мальчиков и девочек независимо от сословной принадлежности в возрасте от 6 до 12 лет.Третья ступень школьного образования, по Я.А. Коменскому, гимназия или латинская школа, должна была открываться в каждом городе, будучи предназначенной для юношей 12—18 лет, проявивших склонность к занятиям наукой уже в школе родного языка. Завершающую ступень школьного образования в системе Я.А. Коменского составляли академии — высшие учебные заведения для молодых людей 18-24 лет, проявивших особые умственные дарования. Таким образом, Я.А. Коменский практически впервые в истории предложил стройную систему взаимосвязанных школ, позволяющую юношеству, начиная с раннего детства, достигать высот научного образования.Коменский считал, что обучение нужно осуществлять в школе с помощью: общешкольного плана, классно-урочной организации, учёбы с 6 лет, проверки знаний, запрета пропускать уроки, учебников для каждого класса.Дидактические принципы: природосообразность, наглядность, последовательность, сознательность, посильность, прочность, систематичность[3].Коменский полагал, что необходимо с детства вырабатывать положительные нравственные качества (справедливость, умеренность, мужество, причём под последним он понимал, в частности, настойчивость в труде и др.).