Какая категория относится к дидактической?
1. Методы обучения.
2. Методы воспитания.
3. Методы исследования.
Какое определение наиболее полно выражает сущность программированного обучения?
1. Программированное обучение - это обучение, проводимое машиной в соответствии с заложенной в нее программой.
2. Программированное обучение - это обучение по оптимальным программам с оптимальным управлением процессом обучения.
3. Программированное обучение - это особая управляемая и контролируемая самостоятельная работа ученика, осуществляемая с помощью программированных пособий или обучающих машин, или тех и других вместе.
К какому педагогическому понятию относится автоматизированное умение?
1. Воспитание.
2. Знания.
3.Навыки.
Какая схема отражает путь познания научной истины?
1. Полезность знаний - Истинность знаний.
2. Восприятие - Абстрактное мышление - Практика.
4. Абстрактное мышление - Восприятие - Практика.
Ученик седьмого класса систематически обращается к учителю с просьбой дать ему дополнительные задания. К какой группе мотивов вы отнесете это самостоятельное стремление ученика к широте знаний?
1.Социальные мотивы.
2.Стремление детей к самостоятельности.
3.Познавательные интересы.
Что такое образование?
1.Уровень знаний по предмету.
2.Умение самостоятельно работать.
3.Правильного ответа нет.
Что такое обучение?
I. Преподавание.
2. Усвоение знаний.
3. Правильного ответа нет.
К какому педагогическому понятию относятся способы работы учителя и учащихся, при помощи которых достигается усвоение знаний, умений и навыков, развиваются познавательные способности и формируется мировоззрение школьников?
1. Принципы обучения.
2. Организационные формы обучения.
3. Правильного ответа нет.
Можно ли считать анализ, синтез, индукцию и дедукцию методами обучения?
1.Можно, так как они показывают путь овладения знаниями.
2.Анализ, синтез, индукция и дедукция являются методами логического мышления, а не обучения, поэтому неправомерно считать их методами обучения.
3.Правильного ответа нет.
От чего зависит выбор метода обучения?
1. От принципов обучения.
2. От содержания учебного материала.
3. Правильного ответа нет.
Какие методы обучения относятся к группе наглядных?
1.Демонстрация.
2. Самостоятельная работа.
3.Упражнения.
21. Какое педагогическое понятие выражает основные положения, на которые опирается теория и практика обучения при разработке и решении вопросов содержания образования и построения учебного процесса в образовательном учреждении?
1.Методы обучения.
2.Организационные формы обучения.
3.Правильного ответа нет.
В чем отличие дидактического правила от дидактического принципа?
1.Правило выражает всеобщую закономерность, дидактический принцип подчинен правилу.
2.Правило можно изменять, а дидактический принцип вскрывает неизменную закономерность процесса обучения.
3.Правило конкретизирует принцип обучения. Принцип носит характер всеобщей закономерности; правило, вытекая из принципа обучения, отражает действия, используемые в определенной педагогической ситуации. Правило указывает учителю, как следует в практической работе реализовать дидактический принцип.
23. К какому принципу обучения вы отнесете дидактическое правило: «Работая со всем классом, помни о каждом ученике"?
1.Систематичность и последовательность.
2.Индивидуализация обучения.
3.Сознательность.
В трудах какого педагога классно-урочная форма занятий получила впервые теоретическое обоснование?
1.К.Д.Ушинский.
2.Л.Н. Толстой.
3.Правильного ответа нет.
В чем заключается основной недостаток урока как формы обучения?
1.Урок утомляет учеников.
2.Урок порождает формализм в знаниях учеников.
3.Все учащиеся должны в основном подчиняться на уроке общему плану и темпу работы.
26. Какой материал, составляемый учителем, является основной формой планирования учебной работы?
1.Календарный план.
2.Полный текст (конспект) очередного урока.
3.Правильного ответа нет.
27. Обучение могло сделать более интересным, если:
I. Поддерживать высокую трудность обучения;
2.Поддерживать постоянно высокую интенсивность обучения;
3.Ни один из ответов не верен.
Что такое стимулирование учения?
1.Требование хорошо учиться.
2. Продвижение школьников к успешному учению.
3. Преодоление лени.
Что такое проблемное обучение?
1.B процессе изложения учебного материала учитель ставит вопросы.
2.Ученики на уроке отвечают на вопросы, поставленные учителем.
3.По ходу изучения учебного материала учитель ставит вопросы, активизирующие учеников, создает проблемные ситуации, ситуации затруднения, ""конфликтные" ситуации, поисковые ситуации.
Что такое модульное обучение?
1. Составление учеником обучающих модулей.
2. Выполнение учебных заданий учеником по определенным операциям.
3.Правильного ответа нет.
Практико-ориентированные задания
Задание 1.
Выполните схему « Отрасли педагогики», показав внутрипредметные связи педагогической науки.
Задание 2.
Выполните схему «Связь педагогики с другими науками». Опишите содержание этих связей.
Задание 3.
Выполните схему «Уровни методологического знания в педагогике и их содержание»
Задание 4.
Составьте схему «Педагогическое исследование, его логика»
Задание 5.
Предложите 3-4 темы педагогических исследований разных видов.
Задание 6.
Составьте лист сжатия информации ( или опорную схему) «Методы педагогического исследования, их классификация».
Задание 7.
Составьте лист сжатия информации ( или опорную схему) «Сущность целостного педагогического процесса, его движущие силы и функции»
Задание 8.
Приведите примеры педагогических ситуаций, собранных Вами в ходе учебной практики, которые иллюстрируют воспитательную функцию ЦПП .
Задание 9.
Составьте схему «Принцип и правила ЦПП(принцип выбираете сами)»
Задание10.
Покажите на примерах из школьной реальности ( практики) целостный характер педагогического процесса. Выполните анализ одной ситуации( факта).
Задание 11.
Выполните свой прогноз развития дидактики на ближайшие 100 лет. Перечислите возможные открытия, которые будут сделаны в этой области.
Задание 12.
Составьте таблицу «Основные этапы развития дидактики»
Задание 13.
Вам предстоит выступить на педсовете с вопросом « Теории усвоения учебного материала». Составьте тезисы своего небольшого сообщения.
Задание 14.
К Вам обратился коллега по работе в школе с вопросом «В чем принципиальное различие концепций В. Давыдова и Л. Занкова?» Дайте ему краткий ответ.
Задание 15.
Вы-начинающий классный руководитель. Готовитесь к родительскому собранию « Как помочь ребенку делать домашнее задание». Составьте небольшую памятку для родителей ( 3-5 пунктов)
Задание 16.
В ходе проверки домашнего задания выяснилось, что ученики не справились с одним из упражнений ( задач). Ваши действия как учителя.
Задание 17.
Вы организуете учебную экскурсию. Перечислите этапы ее подготовки, проведения. Как Вы проанализируете ее итоги?
Задание 18.
Выберите из предложенных ситуаций, те, в которых наблюдение можно отнести к методам научно-педагогического исследования:
- дежурный учитель наблюдает за порядком в столовой;
- педагог фиксирует уровень развития воображения школьников, изучающих геометрию с помощью компьютерным программ;
- педагог систематически фиксирует уровень тревожности школьников;
- классный руководитель наблюдает за опрятностью одежды школьников;
- на экскурсии учитель биологии вместе с учениками наблюдает за поведением муравьев.
Задание 19.
Выберите из предложенных ситуаций те ситуации, в которых беседу можно отнести к методу научно-педагогического исследования:
- классный руководитель беседует с родителями о воспитании детей в семье, чтобы выявить определенную закономерность;
- учитель беседует с опоздавшими на урок учениками;
- педагог беседует с учениками о правилах техники безопасности;
- директор делает выговор мальчику, обидевшему девочку;
- завуч беседует с учителями, выявляя эффективные приемы стимулирования интереса школьников к изучаемому материалу.
Задание 20.
«Мотивация современного школьника к учению определяется скорее влиянием сверстников, нежели педагогическими усилиями учителя».
Насколько Вы согласны или не согласны с этим утверждением? Аргументируйте ответ или приведите пример из собственного опыта, ваших наблюдений и/или прочитанной научно-педагогической литературы, чтобы объяснить свою позицию.
Задание 21.
Сформулируйте приоритетные задачи педагогической науки, укажите, что в рамках решения этих задач должно стать и предметом исследований конкретных научных дисциплин и отраслей педагогики (например: дидактики, профессиональной педагогики, этнопедагогики и др.), а также других наук, изучающих проблемы человека, общества, научного познания.
Задание 22.
Составьте шаблон ( схему) конспекта урока по своей специальности.
Задание 23.
Вам необходимо посетить и проанализировать комбинированный урок в ходе практики. Напомните одногруппникам, какие этапы входят в этот урок.
Задание 24.
Методическое объединение предметников( по Вашей специальности) готовит предметную неделю в старших классах. Вы должны подать предложения по возможным формам внеклассной работы. Составьте список этих форм, сделайте пояснения.
Вопросы к экзамену:
1. Понятие о педагогической науке..
2. Задачи, объект и предмет педагогики.
3. Категории и отрасли. Система педагогических наук.
4. Связь педагогики с другими науками.
5. Внутрипредметные связи педагогики.
6. Условия развития педагогической науки.
7. Понятие «методология педагогической науки»
8. Методологическая культура педагога.
9. Характеристика научного исследования в педагогике.
10. Методика и логика педагогического исследования.
11. Образование как педагогическое явление.
12. Целостный педагогический процесс: сущность, движущие силы и функции.
13. Структура и этапы целостного педагогического процесса.
14. Предмет, задачи и основные категории дидактики.
15. Дидактические системы и концепции.
16. Процесс обучения, его движущие силы и основные функции.
17. Двусторонний характер обучения.
18. Объяснительно-иллюстративное обучение как один из видов обучения.
19. Проблемное обучение как один из видов обучения
20. Программированное обучение как один из видов обучения.
21. Дистанционное обучение и проблемы его использования.
22. Модульное обучение, его перспективы.
23. Превентивное обучение (сущность, проблемы).
24. Основы развивающего обучения.
25. Характеристика компонентов процесса обучения.
26. Деятельность учителя в процессе обучения.
27. Основные этапы процесса усвоения знаний.
28. Основные закономерности процесса обучения.
29. Понятие о принципах и правилах обучения.
30. Принцип систематичности и последовательности обучения.
31. Принцип сознательности и активности в обучении.
32. Принцип обеспечения прочности знаний, умений и навыков.
33. Наглядность в обучении.
34. Принцип доступности обучения.
35. Принцип научности обучения и его реализация в школе.
36. Характеристика принципа связи обучения с жизнью.
37. Принцип коллективного характера обучения и учёта индивидуальных особенностей учащихся.
38. Принцип гуманизации обучения.
39. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности.
40. Теории отбора содержания образования.
41. Государственный образовательный стандарт : сущность и содержание.
42. Основная образовательная программа в учреждениях общего образования.
43. Внеурочная деятельность обучающихся в соответствии с ФГОС ООО.
44. Методы и приёмы обучения.
45. Средства обучения, их классификация.
46. Многообразие классификаций методов обучения.
47. Методы организации учебно-познавательной деятельности.
48. Словесные методы обучения.
49. Наглядные методы обучения.
50. Практические методы обучения.
51. Репродуктивные и объяснительно-иллюстративные методы обучения.
52. Частично-поисковые и исследовательские методы обучения.
53. Методы контроля в обучении.
54. Методы стимулирования учебной деятельности.
55. Критерии выбора метода обучения в профессиональной деятельности учителя.
56. Современные модели организации обучения.
57. Формы обучения и их развитие.
58. Урок как основная форма обучения в школе.
59. Требования к современному уроку.
60. Типология и структура урока.
61. Понятие об интегрированном уроке, характеристика.
62. Анализ урока (на примере конкретного урока своей специальности).
63. Лекции, семинары и практикумы в школе.
64. Факультативные занятия и экскурсии.
65. Домашняя работа учащихся.
66. Формы организации деятельности учеников на уроке, пути совершенствования.
67. Самостоятельность и творчество учащихся в обучении.
68. Типология самостоятельных работ.
69. Педагогический опыт в дидактике.
70. Понятие о педагогических технологиях.
71. Технологии активного обучения( по выбору студента).
72. Технологии модернизации традиционного обучения ( по выбору студента).