Какая характеристика не относится к научному знанию?

1. общезначимость 2. объктивность 3. субъективность

4. обезличенность

3. Общий стиль мышления, характерный для научного сообщества, называется…

1. матрица 2. анализ 3. синтагма 4. парадигма

4. Наука стала экспериментальным знанием после научной революции, связанной с именем…

1. И. Ньютона 2. А. Эйнштейна 3. Аристотеля 4. В.И. Ленина

5. К эмпирическим методам научного исследования не относится…

1. эксперимент 2. наблюдение 3. моделирование 4. измерение

6. Форма научного знания, отражающая существенные взаимосвязи вещей и явлений, называется…

1. теория 2. понятие 3. закон 4. факт

7. Способность материальных систем к самоорганизации утверждает…

1. термодинамика 2. электродинамика 3. системный подход

4. синергетика

8. Г. Галилей, И. Ньютон, И. Кеплер – это создатели…

1. классической космологии 2. релятивистской космологии

3. астрономии 4. астрофизики

9. Наука о Вселенной как целостности называется…

1. астрономия 2. астрофизика 3. термодинамика 4. космология

10. Наука, изучающая последовательную смену этапов эволюции Земли, называется1. геология 2. геохронология 3. геодинамика 4. география

11. Какая из указанных дисциплин не является прикладной?

1. социология 2. геология 3. геополитика 4. политология

Какая характеристика не относится к научному знанию?

1. общезначимость 2. системность 3. бессистемность4. обезличенность

13. Элементом современной научной парадигмы не является…

1. синергетика 2. принцип эволюционизма 3. системный подход

4. идея креационизма

14. Наука стала логически выводимым, доказательным знанием после научной революции, связанной с именем…

1. И. Ньютона 2. А. Эйнштейна 3. Аристотеля 4. В.И. Ленина

15. К теоретическим методам научного исследования не относится…

1. измерение 2. анализ 3. моделирование 4. синтез

16. Форма научного знания, включающая совокупность законов, описывающих фрагмент реальности, называется…

1. теория 2. научная картина мира 3. закон 4. факт

17. Наука о веществах, их свойствах и превращениях называется…

1. физика 2. химия 3. биология 4. термодинамика

18.Мера энергетическогобеспорядка системы называется …

1. бифуркация 2. энтропия 3. градиент 4. флуктуация

19. А.А. Фридман, Э. Хаббл, Г.Гамов, – это создатели…

1. классической космологии 2. релятивистской космологии

3. астрономии 4. астрофизики

20. Наука о космических телах и их системах называется…

1. астрономия 2. астрофизика 3. термодинамика 4. Космология

Виды выполняемых работ по первому модулю

с возможным максимальным количеством баллов по каждой теме

Наличие словаря философских терминов Выполнение контрольной работы по терминам Конспектирование учебника или раздела дополнительной литературы Создание презентации по темам семинара Выступление на семинарском занятии по вопросам темы Написание эссе по предложенным темам

МОДУЛЬ 2.

Неживая природа и концептуальное осмысление диалектики форм и уровней её организации

Планы лекционных занятий

Тема 2.1.Современные концепции возникновения Вселенной и её объектов. Парадигмы движения, пространства, времени, Их современные физические интерпретации

План

1.Космология как наука. Формирования предмета исследования.

2.Модели Вселенной в классической и релятивистской космологии.

3. Классическая модель движения, пространства и времени. Ее пара

доксы

4Специальная теория относительности о природе движения, пространстве, времени. Относительность одновременности. Четырехмерное пространство Минковского.

5.Пространство, время, движение в общей теории относительности.

Инерциальная и гравитационная масса. Первый и второй постулаты

А.Эйнштейна.

6.Феномен детерминизма. Классический и вероятностный детерминизм

Динамические и статистические законы. Хаос и порядок

Литература

1.Горелов А.А. Концепции современного естествознания: учебное пособие для вузов по гуманитарным специальностям / А.А. Горелов. – М: ВЛАДОС, 2007.

2.Карпенков, С.Х. Концепции современного естествознания: учебное пособие для вузов / С.Х. Карпенков. – М.: Академический Проект, 2012

3.Найдыш В. М. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов по гуманитарным специальностям / В.М. Найдыш. – М.: Инфра-М: Альфа-М, 2012

4.Рузавин Г. И. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов / Г.И. Рузавин. – М.: ЮНИТИ, 2012.

Тема 2.2.

Физика о формах и уровнях организации материи. Законы термодинамики, энтропии, симметрии, теории объединения всего

План

1.Философский и научный атомизм. Абсолютизация классической

парадигмы о строении вещества. Формирование некласси ческих

представлений о материи и формах ее организации.

2.Корпускулярная теория строения материи и её парадоксы. История вопроса и её авторы.

3.Квантовая механика о корпускулярно-волновом дуализме. Персоналии.

4. Энтропия. Гипотеза рождения материи: возбужденный вакуум, точка бифуркации, некое событие, спонтанная флуктуация.

5.Физическое определение материи. Формы и уровни организации

материи.

Литература

1.Горелов А.А. Концепции современного естествознания: учебное пособие для вузов по гуманитарным специальностям / А.А. Горелов. – М: ВЛАДОС, 2007.

2.Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания: учебное пособие для вузов / Т.Я. Дубнищева. – М.: Академия, 2007

3.Найдыш В. М. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов по гуманитарным специальностям / В.М. Найдыш. – М.: Инфра-М: Альфа-М, 2012

4.Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для вузов / Е.Ф. Солопов. – М.: ВЛАДОС, 2012

Тема2.3.

Геология о строении и развитии тела Земли как планеты солнечной системы. Парадигмы мобилизма

План

1. Геохронология о развитии Земли. Физические характеристики тела Земли. Геология и геохронология.

2. Основные геологические оболочки земного геоида, их структура.

3. Концепция мобилизма. Теория А. Вегенера о тектонике литосферных плит.

Литература

1.Горбачев В.В. Концепции современного естествознания: учебное пособие / В.В. Горбачев, В.М. Безденежных. – М.: Экономистъ, 2004

2Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания: основной курс в вопросах и ответах / Т.Я. Дубнищева, М. 2007

3.Концепции современного естествознания: Учебник / [А.Д. Урсул, В.А. Лось]; М.: РАГС, 2005

4.Канке В.А.Философия математики, философия химии, философия биологии./В. А. Канке. М..Прогресс.2011

Тема 2.4

Концепции химического строения материи. Органическая и неорганическая химия.

План

1.Химия как наука и история становления её отраслью научного познания.

2.Концептуальные уровни химического познания

А) химия как учение о составе

Б) структурная химия

В) химия как учение о процессах

Г) эволюционная химия

3.Квантовая химия. Персоналии.

Литература

1.Горохов, В. Г. Концепции современного естествознания: Учебное пособие для вузов / В.Г. Горохов. – М.: Инфра-М, 2004

2.Карпенков, С.Х. Концепции современного естествознания: учебное пособие для вузов / С.Х. Карпенков. – М.: Академический Проект, 2012

3Лихин А.Ф. Концепции современного естествознания: учебник для вузов / А.Ф. Лихин. – М.: Проспект, 2007

4Рузавин Г. И. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов / Г.И. Рузавин. – М.: ЮНИТИ, 2012

Планы семинарских занятий

Тема 2.1.

Наши рекомендации