Взаимодействие со сверстниками
Наблюдение за психическим развитием детей дошкольного и младшего школьного возрастов
Уважаемые студенты! Вам нужно будет провести наблюдение за двумя дошкольниками (мальчик и девочка) и двумя учениками младшего школьного возраста (мальчик и девочка) по указанным далее аспектам. В рамках каждого аспекта указаны основные критерии наблюдения.
Способ фиксации данных. Вам необходимо фиксировать (описывать) поведенческие проявления, их частоту и интенсивность, соотнося с критериями наблюдения, приведенными ниже. При анализе вам необходимо будет сравнить то, что вы наблюдали у дошкольников, и то, что вы видите у учащихся начальной школы. Также вам нужно будет спрогнозировать школьную успешность ребенка, за которым вы ведете наблюдение: насколько хорошо он сможет учиться, насколько он будет успешен в межличностных отношениях.
Важно при наблюдении различать наблюдаемые факты поведения ребенка и свои интерпретации, оценки и прогнозы. Необходимо свой протокол наблюдения проиллюстрировать фото и\или видеозаписью - сняв выбранных детей в типичных видах деятельности, характерных формах активности, а также в общении с вами.
Результат выполнения задания должен включать: 1) данные протоколов наблюдения, описание эффектов, поведенческих проявлений по каждому из предложенных критериев наблюдения 2) фотографии и/или видео наблюдение за детьми в характерных (типичных) проявлениях в детском саду и в школе (на уроке и на перемене); 3) прогноз школьной успешности – в учебной деятельности, в социальной адаптации, в отношениях с учителем и одноклассниками; 4) обобщающие выводы.
В выводах необходимо описать три аспекта:
(1) возрастные изменения дошкольника и младшего школьника,
(2) гендерные различия в проявлении параметров развития,
(3) степень нормативности развития ребенка.
Более подробное описание частей задания.
Протокол наблюдения
Критерий наблюдения | Описание конкретных проявлений ребенка дошкольного возраста | Описание конкретных проявлений детей младшего школьного возраста | Комментарии: теоретическая интерпретация увиденного |
Игра(на перемене, а может, и на уроке) Вид игры Кто инициатор игры Особенности взаимодействия детей в игре Предметы-заместители в игре Игровое правило Увлеченность игрой | |||
Учебная деятельность Мотивация учения Познавательная активность Принятие учебной задачи Продолжительность состояния работоспособности в ходе решения учебной задачи Самоконтроль Самооценка качества выполнения учебной задачи | |||
Взаимодействие со сверстниками | |||
Взаимодействие со взрослым (учителем, родителями): - инициатор взаимодействия; - ответная реакция; - высказывания, вопросы, ответы; - эмоциональные реакции, выражения, проявления - способы их проявления; - способы привлечения внимания | |||
Развитие речи (с учетом рекомендаций преподавателей по детской речи и детскому чтению) - особенности проявления речи в вопросах и ответах в общении с учителем; - особенности речи в общении со сверстниками; - особенности речи в общении с вами | |||
Развитие познавательных процессов - внимание - восприятие - память - мышление - воображение | |||
Развитие самосознания Имя, я, образ тела Притязания на признание Гендерная идентичность Психологическое время (прошлое, настоящее, будущее) Социально-нормативное пространство (права и обязанности) Самоконтроль Самооценка | |||
Развитие эмоционально-мотивационной сферы Характерные эмоциональные состояния Интересы Способность к волевому усилию, степень самостоятельности и инициативности |
Далее представлены некоторые дополнительные параметры по некоторым критериям, которые помогут вам провести наблюдение более полно.
Игра
Критерии:
Структура игры: наличие игровых ролей, сценарий игры, игровые правила.
Отношение детей к игровым ролям: роли исполняются в соответствии с заданными правилами или имеют индивидуальный характер исполнения (водитель трамвая – только едет или он веселый водитель, а может быть, суровый или непоследовательный).
Отношение детей к игровым правилам и игровой ситуации: для них важнее строгое выполнение правил или сама ситуация игрового моделирования реальности.
Вид ролевой игры: игра с предметами (манипулирование), сюжетно-ролевая игра, игра с правилами, игра-соревнование.
Особенности сюжета игры (отражение социальной ситуации, в которой живет ребенок, отражение в сюжете детской субкультуры или культуры общества взрослых).
Особенности выполнения ребенком игровых правил: отношение к их нарушению другими детьми, строгость следования правилам самого ребенка.
Взаимодействие со сверстниками
Критерии:
Эмоциональное состояние в ходе взаимодействия: злость, тревога, радость и пр.
Ведущие стратегии взаимодействия: соперничество, компромисс, сотрудничество, избегание.
Предпочтительная стратегия: стремление к взаимодействию или избегание, предпочтение индивидуальной деятельности.
Ожидаемые ребенком реакции партнера по взаимодействию (которые ребенок проговаривает или которые можно восстановить из способа установления контакта с партнером). Например: ожидание агрессии или ожидание готовности к общению.
Способ установления и поддержания контакта с партнером по взаимодействию.