Глава 1. Анализ научно-методической литературы по проблемам коррекции осанки у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха
Попугаева Алена Джабдаиловна
КОРРЕКЦИЯ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Выпускная квалификационная работа
по специальности 032102 – Физическая культура для лиц с отклонениями
в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)
квалификация (степень) "специалист"
Представляется для защиты в ГЭК
______________________________
(дата предзащиты)
Зав. кафедрой ___________________
(подпись)
Защищена на ГИА _______________ Научный руководитель:
(дата) Виноградова О.Н.
с оценкой ______________________
Председатель ГЭК_______________
(подпись)
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение. 4
Глава 1. Анализ научно-методической литературы по проблемам коррекции осанки у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха. 7
1.1. Особенности физического развития детей с нарушением слуха. 7
1.2.Осанка как показатель состояния здоровья человека. Виды осанки. 14
1.3. Нарушения осанки и их влияние на организм. 20
1.4. Система Пилатес как средство адаптивной физической культуры для детей с патологией слуха. 23
1.4.1. Основные положения системы Пилатес. 23
1.4.2. Методические основы занятий по системе Пилатес. 28
Гипотеза исследования. 33
Глава 2. Цель, задачи и методы исследования. 34
2.1. Цель и задачи исследования. 34
2.2. Методы исследования. 34
2.3. Организация исследования. 36
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ разработанного комплекса физических упражнений направленных на коррекцию осанки у детей с нарушением слуха. 38
3.1. Результаты анализа выписок из медицинских карт. 38
3.2. Содержание разработанного экспериментального комплекса упражнений, направленного на коррекцию осанки у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха. 40
3.3. Результаты исследования нарушения осанки у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха. 43
Выводы.. 51
Практические рекомендации. 54
Список использованной литературы.. 56
Приложение 1. 61
Введение
Настоящая работа посвящена одному из важных аспектов физического воспитания детей с нарушениями слуха – формированию осанки. Данные психологии и педагогики свидетельствуют о том, что слуховая депривация приводит, в числе прочих проблем, и к нарушению физического развития.
Поскольку при нарушениях слуха наблюдается недостаточность развития вестибулярного анализатора, обеспечивающего сохраните позы и равновесия, слабослышащие дети значительно отстают от сверстников в развитии координационных способностей. При этом страдает и осанка. Как отмечает М.А. Игнатьева (2002), у детей с нарушением слуха наблюдается нарушение осанки в виде сколиоза, сутулости, более плоской грудной клетки. Эти отклонения отмечены у 60 — 80% школьников с нарушением слуха.
Врожденные или ранние нарушения функций слухового анализатора способствуют также появлению вторичных отклонений в двигательной сфере: дисгармоничное развитие наблюдается у 62% детей, а 80% имеют задержку моторного развития и расстройства координации движений (Игнатьев М.А., 2002).
Функциональная недостаточность двигательного анализатора объясняется не столько патологией органа слуха, сколько функциональной запущенностью данного анализатора, несовершенством применяемой на уроках физической культуры в специализированных школах для детей с нарушением слуха методики обучения двигательным умениям и навыкам. Нарушение слуха, в целом, не ограничивает возможности физического развития детей, но требует применения особой методики и многих специальных физических упражнений.
В то же время методика занятий физическими упражнениями с детьми, имеющими нарушения слуха, имеет свои особенности, в частности, при выполнении упражнений должна быть исключена возможность травматизма. Поэтому из программы физического воспитания детей с нарушениями слуха обычно исключаются упражнения, содержащие элементы быстрых передвижений по сложной траектории, упражнения, при выполнении которых резко меняется направление движения, упражнения сложной пространственной структуры. Однако именно такие упражнения развивают ловкость, быстроту реакции, умение владеть своим телом и точно выполнять движения, таким образом, недоступность для детей с нарушениями слуха некоторых видов физических упражнений значительно ограничивает возможности их полноценного физического воспитания. Поэтому особую актуальность приобретает методика отбора средств физического воспитания для детей с нарушениями слуха.
Данная тема выпускной квалификационной работы является актуальной, так как в ней рассматривается проблема нарушения осанки и подбора средств, для коррекции осанки у детей с нарушением слуха младшего школьного возраста.
Объектом исследования является адаптивное физическое воспитание детей с нарушением слуха младшего школьного возраста.
Предметом исследования являются комплексы упражнений направленные на коррекцию осанки.
Научная новизна работы заключается в адаптации упражнений системы Пилатес, включенных в разработанные комплексы упражнений, направленные на коррекцию осанки у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха и применение иллюстраций с последовательным выполнением каждого упражнения для подробного изучения его на уроках. А так же во включение в разработанные комплексы упражнений игры, для детей младшего школьного возраста с нарушения слуха, для психоэмоциональной разгрузки детей, что является важным для данного возраста.
Теоретическая значимость работы заключается в сборе и обобщении материала по проблеме коррекции осанки и подборе средств, для детей с нарушениями слуха младшего школьного возраста.
Практическая значимость заключается в возможности использования разработанных комплексов упражнений направленных на коррекцию осанки у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха, включающих в себя упражнения системы Пилатес в практической работе.
Глава 1. Анализ научно-методической литературы по проблемам коррекции осанки у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха